Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений (Серов, 2003)
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛУЧ"-"ЛЯГ")

В оглавление

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛУЧ"-"ЛЯГ")

Лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным, но больным

Первоисточник - фраза русского поэта, известного в свое время юмориста и сатирика, автора многих афоризмов Дона Амииадо (псевдоним Аминада Петровича Шполянского, 1888-1957). Он впервые опубликовал эту фразу в газете «Шанхайская Заря» (12 ноября 1931) в форме: «Лучше быть богатым и здоровым, чем больным и бедным».

Позднее встречается в записных книжках писателя Леонида Пантелеева (псевдоним Алексея Ивановича Еремеева) как «афоризм Даниила Хармса» (псевдоним Даниила Ивановича Ювачева, 1905-1942) в версии: «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным».

Лучше быть жертвой, чем палачом

Из письма Антона Павловича Чехова (1860-1904) к его брату Александру (от 2 января 1889 г.): «Тяжелое положение, дурной характер женщин, с которыми тебе приходится жить, идиотство кухарок, труд каторжный, жизнь анафемская и проч. служить оправданием твоего деспотизма не могут. Лучше быть жертвой, чем палачом».

Лучше быть живой собакой, чем дохлым львом

Первоисточник - Библия. В Книге Екклесиаста (гл. 9, ст. 4) сказано: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву».

Цитируется: как слова утешения: пока жив человек, жива и его надежда на лучшее будущее.

Лучше быть мертвым, чем красным

С английского: Better Dead Than Red.

Название романа (1964) писателя Стэнли Рейнольде (р. 1935?), которое представляет собой, видимо, перефразировку лозунга английских пацифистов «Лучше быть красным, чем мертвым» («Better red than dead»), который появился в Великобритании в 1950-е гг. и одно время приписывался известному ученому и борцу за мир Бертрану Расселу.

Выражение послужило основой для формирования других фраз по тому же типу. Например, лозунга европейских пацифистов 1980-х гг., которые выступали против установки в странах НАТО американских ракет «Першинг»: «Лучше быть активным, чем радиоактивным».

Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе

Древнегреческий историк Плутарх в своем труде «Изречения uapeii и полководцев» писал о римском императоре Юлии Цезаре (100-44 до н. э.): «Говорят, что, когда Цезарь перешел через Альпы и проходил мимо бедного городка с крайне немногочисленным варварским населением, его приятели в шутку спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнование в почестях, спор из-за первенства, раздоры среди знати?» - «Что касается меня, - ответил им Цезарь с полной серьезностью, - то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме» (Плутарх. Избранные биографии. М. ;Л., 1941).

Иносказательно: о жизненной позиции честолюбивого человека.

Цитируется: также в качестве утешения для того, кто, хотя и не достиг больших степеней в высоких сферах, но добился успеха на своем месте, получил признание со стороны профессионалов, пользуется уважением среди близких по духу людей, и т. п.

Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе (в Риме)

Древнегреческий историк Плутарх в своем труде «Изречения царей и полководцев» писал о римском императоре Юлии Цезаре (100-44 до н. э.): «Говорят, что, когда Цезарь перешел через Альпы и проходил мимо бедного городка с крайне немногочисленным варварским населением, его приятели в шутку спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнование в почестях, спор из-за первенства, раздоры среди знати?» - «Что касается меня, - ответил им Цезарь с полной серьезностью. - то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме» (Плутарх. Избранные биографии. М. ; Л., 1941).

Иносказательно: о жизненной позиции честолюбивого человека.

Цитируется также в качестве утешения для того, кто, хотя и не достиг больших степеней в высоких сферах, но добился успеха на своем месте, получил признание со стороны профессионалов, пользуется уважением среди близких по духу людей, и т. п.

Лучше гибель, но со славой, / Чем бесславных дней позор

Из поэмы «Витязь в тигровой шкуре» средневекового грузинского поэта Шота Руставели (ок. 1172 - ок. 1216).

Шутливо-иронически:ое поощрение, одобрение рискованного, решительного, яркого поступка.

Лучше меньше, да лучше

Название статьи (1923) В. И. Ленина (1870- 1924).

Фраза-символ приоритета качества над количеством.

Лучше поздно, чем никогда

С латинского: Potius sew, quam nunquam (потиус серо, квам нунквам).

Впервые это выражение встречается в четвертой книге «Истории римского народа» крупнейшего историка Древнего Рима Тита Ливия (59 до н.э.-17 н. э.).

Позднее это выражение станет пословицей во многих языках. В Россию придет как перевод с французского: Mieux vaut tard que jamais. И долгое время эта сентенция звучала в русской речи только по-французски.

Иносказательно: поощрение, одобрение человека, сделавшего, пусть и с опозданием, какое-либо необходимое, важное, благородное дело. В любом случае это лучше, чем не делать его вовсе (шутливо-ирон.).

Лучше удобный порок, чем утомительная добродетель

Из пьесы «Амфитрон» французского драматурга Жана Батиста Мольера (псевдоним Жана Батиста Поклена, 1622-1673). Слова Меркурия (действ. 1, сцена 4).

Цитируется: как формула оправдания собственного или чужого недостатка, проступка и пр. (шутливо-ирон.).

Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас

С немецкого: Eher Ende mit Schrecken als Schrecken ohne Ende.

Эта мысль встречается еще в древности: и у Гомера, и у Эзопа (басня о зайцах).

Но в современную речь эта фраза вошла как девиз, под которым прусский офицер и патриот Фердинанд Шилль (1776-1809) в городе Ар-небург встал во главе своего гусарского полка на путь борьбы против наполеоновского владычества (1809). В том же году Ф. Шилль погиб: он был французами схвачен и по приказу Наполеона расстрелян.

В русской речи, вплоть до 30-х гг. XX в., это выражение обычно звучало на языке оригинала - по-немецки.

Иносказательно: о желании так или иначе покончить с нетерпимым, крайне тяжелым положением вещей.

Лучше умереть сразу, чем жить ожиданием смерти

Фраза приписывается римскому императору Гаю Юлию Цезарю (100-43 до н. э.). Спустя год после того как он получил от римского сената пожизненное диктаторство, Цезарь был убит группой заговорщиков, во главе которых стояли Брут и Кассий.

Обычно используется в переносном смысле, как предложение не затягивать решение назревшей, наболевшей проблемы.

Иногда используется иронически по адресу того, кто излишне мнителен, поглощен наблюдением за мнимыми болезнями, пребывает в подавленном, мрачном настроении и т. д.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях

Слова видного деятеля испанской коммунистической партии Долорес Ибаррури (1895-1989), которую товарищи по партии называли «Пассионарней» («Пламенная») за ее страстные выступления против франкистского режима и в защиту демократических ценностей.

В основу вышеприведенного афоризма легла фраза из выступления Д. Ибаррури на митинге в Париже (3 сентября 1936): «Если позволить фашистам продолжать преступления, которые они совершают в Испании, агрессивный фашизм обрушится и на другие народы Европы. Нам нужна помощь, нужны самолеты и пушки для нашей борьбы... Испанский народ предпочитает умереть стоя, чем жить на коленях».

Обычно цитируется как призыв к активным гражданским действием, к обретению чувства собственного достоинства.

Лучше царствовать в преисподней, чем прислуживать в небесах

Из первой книги «Потерянного рая» английского поэта Джона Мильтона (1608-1674), автора многих политических памфлетов против роялистов-сторонников короля Карла I и в защиту парламентаризма, свободы печати и свободы личности.

Цитируется: в качестве комментария к действиям по защите независимости и чувства собственного достоинства.

Лучшее - враг хорошего

С французского: Le mieux est I'ennemi du bien.

Впервые в мировой литературе эта мысль встречается в комментарии итальянского автора М. Джиованни (1574) к «Декамерону» Бокаччо. Позже подобную мысль выскажет и У. Шекспир в трагедии «Король Лир»: «Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее».

Но крылатым выражение стало после выхода в свет романа «Недотрога» («La begueule») Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ, ) 694- 1778), который использовал эту фразу. Позже Вольтер вновь использует это выражение в своем «Философском словаре» - в статье, посвященной драматическому искусству. Поэтому именно Вольтера было принято считать автором этого афоризма, который цитировали обычно во французской, вольтеровской версии: Le mieux est I'ennemi du bien.

Шутливо-иронически: поощрение того, кто готов отказаться от хорошего во имя лучшего, когда однажды сделанная работа переделывается, тратится время на ее совершенствование и пр.

Используется: иногда также как ироническое предупреждение: несмотря на все усилия, «лучшего» можно и не достичь, а потерять при этом уже достигнутое «хорошее» - вполне реально.

Лучший из миров

Из романа «Кандид или Оптимизм» (1759) французского писателя-просветителя Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). Его персонаж доктор Панглос доказывает, что «в этом наилучшем из воз-

можных миров» все создано для какой-либо цели и, вообще, что бы ни происходило, - «все к лучшему».

В романе Вольтер иронизирует над многими модными в то время философскими течениями, в частности, над учением немецкого философа и ученого Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716), который в своем сочинении «Теодицея» (1710) писал: «Бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных».

Цитируется: как ироническая характеристика реальной, непридуманной жизни со всеми ее горестями, потерями, разочарованиями и т. д.

Лучших дней воспоминания

Из поэмы «Кавказский пленник» (1821) А. С. Пушкина (1799-1837). Позднее это выражение использует М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Демон» (1838).

Иносказательно: о днях молодости и счастья.

Льва узнают по его когтям

С латинского: Ex ungue leonem (экс унгвэ леонэм). В буквальном переводе: По когтю льва.

Смысл выражения: узнать льва можно по одному его когтю, или, по иной версии этого выражения, известной с античных времен, дорисовать льва по одной этой детали.

Самый древний автор, у которого, как считается, впервые встречается это выражение, - древнегреческий поэт Алкей (610 до н.э.). Позднее - у поэта Софрона Сиракузского (V в. до н.э.). Приписывается оно также и древнегреческому скульптору Фидию (500 до н.э.).

Используется: обычно в переносном смысле: великого, выдающегося человека, мастера своего дела видно по его делам - его творения говорят сами за себя, свидетельствуют о таланте, мастерстве автора. Аналог русского фольклорного выражения «видно сокола по полету».

Львиная доля

Выражение восходит к басне «Лев, Лисица и Орел» легендарного древнегреческого поэта-баснописца Эзопа (VI до н. э.), который рассказывает, как делят свою добычу эти три хищника. Позже этот же сюжет использовали другие авторы - Федр и Лафонтен.

Эту же тему развил и русский баснописец И. А. Крылов. В его басне «Лев на ловле» (1808) четыре героя - Лев, Волк, Лиса и Собака - договорились о том, что «ловить» зверей (то есть охотиться) они будут сообща, а делить добычу - поровну. Когда Волк, Лиса и Собака загнали оленя, к ним подошел Лев и начал «справедливую» дележку:

«Мы, братцы, вчетвером».

И на четверо он оленя раздирает.

«Теперь давай делить!

Смотрите же , друзья:

Вот эта часть моя

По договору;

Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору;

Вот эта мне за то, что всех сильнее я;

А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,

Тот с места жив не встанет».

Изначально выражение «львиная доля» означало большую и лучшую часть чего-либо, полученную кем-либо заведомо несправедливо, по праву сильного.

Впоследствии это выражение стало означать просто большую (лучшую) часть чего-либо.

Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить /И в самой подлости осанку благородства

| Из эпиграммы «На Воронцова» («Сказали раз царю...», 1823) А. С. Пушкина (1799-1837). При жизни поэта не публиковалась - впервые была напечатана (1861) в Берлине в сборнике «Стихотворения Пушкина, не вошедшие в полное собрание его сочинений». Эта эпиграмма была снабжена примечанием: «Написано по следующему случаю: однажды за обедом во дворце, когда речь зашла о смерти Риего, граф М. С. Воронцов (впоследствии князь и наместник кавказский) сказал: «Тем лучше, одним мерзавцем меньше».

Рафаэль Риего-и-Нуньес (1785-1823) - испанский общественный деятель, лидер партии эксальтадос, возглавил восстание 1 января 1820 г., которое положило начало Испанской революции 1820-1823 гг. После поражения этой революции Риего был казнен.

В некоторых изданиях встречается иной вариант второй строки: «И в самой подлости оттенок благородства», что говорит о том, что эти стихи ходили в списках, были популярны, часто цитировались и некоторые их изменения были неизбежны.

Но подлинным, оригинальным считается текст первого, берлинского издания: ...осанку благородства.

Используется как комментарий к поведению того, кто пресмыкается перед вышестоящими, угодничает, утратив чувство собственного достоинства (неодобр., презрит., ирон.).

Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить /Ив самой подлости осанку благородства

Из эпиграммы «На Воронцова» («Сказали раз царю...», 1823) А. С. Пушкина (1799-1837). При жизни поэта не публиковалась - впервые была напечатана (1861) в Берлине в сборнике «Стихотворения Пушкина, не вошедшие в полное собрание его сочинений». Эта эпиграмма была снабжена примечанием: «Написано по следующему случаю: однажды за обедом во дворце, когда речь зашла о смерти Риего, граф М. С. Воронцов (впоследствии князь"и наместник кавказский) сказал: «Тем лучше, одним мерзавцем меньше».

Рафаэль Риего-и-Нуньес (1785-1823) - испанский общественный деятель, лидер партии эксальтадос, возглавил восстание 1 января 1820 г., которое положило начало Испанской революции 1820-1823 гг. После поражения этой революции Риего был казнен.

В некоторых изданиях встречается иной вариант второй строки: «И в самой подлости оттенок благородства», что говорит о том, что эти стихи ходили в списках, были популярны, часто цитировались и некоторые их изменения были неизбежны.

Но подлинным, оригинальным считается текст первого, берлинского издания: ...осанку благородства.

Используется: как комментарий к поведению того, кто пресмыкается перед вышестоящими, угодничает, утратив чувство собственного достоинства (неодобр., презрит., ирон.).

Любви все возрасты покорны

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 8, строфа 2.

В опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» эти строки вошли в арию Гремина, мужа Татьяны.

Используется: как шутливо-иронический комментарий по поводу пылких, юношеских чувств немолодого человека.

Любимый город может спать спокойно

Из песни «Любимый город», написанной композитором Никитой Богословским на стихи Евгения Ароновича Долматовского (р. 1915) для кинофильма «Истребители» (1939). После исполнения этой песни Марком

Бернесом, который играл в этом фильме роль летчика Сергея Кожухаро-ва, она и приобрела широкую известность:

Пройдет товарищ все бои и войны,

Не зная сна, не зная тишины.

Любимый город может спать спокойно

И видеть сны, и зеленеть среди весны.

Иносказательно: все в порядке, беспокоиться не о чем (шутливо).

Любить - это не значит смотреть друг на друга. Любить - значит смотреть вместе в одном направлении

Из книги «Земля людей» («Terre des hommes», 1939) французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944). Перевод Норы Галь.

Любишь хозяина, люби и его собаку

Ошибочно считается английской пословицей.

Первоисточник - стихотворная строка римского поэта Горация (Квинт Гораций Флакк, 65-68 до н.э.): «Кто любит хозяина, ласкает его собачку».

Используется: как предложение принимать человека со всеми его достоинствами и недостатками, таким, каков он есть (шутливо).

Люблю ли тебя, я не знаю, / Но кажется мне, что люблю!

Из стихотворения «Средь шумного бала...» (1851) Алексея Константиновича Толстого (1817-1875). В 1878 г. на это стихотворение П. И. Чайковский написал романс, который стал очень популярен. Формула шутливо-иронического объяснения в любви.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Из стихотворения «Родина» (1841) М. Ю. Лермонтова (1814-1841).

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что не знаю сам? -Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям...

Иносказательно: об истинном, неказенном патриотизме, который питается сугубо индивидуальным, неповторимым восприятием родины.

Любовная лодка разбилась о быт

Из черновых набросков в последних записных книжках поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930), которые обычно публикуются под названием «Неоконченное» (1928-1930) в оригинальном виде-с соблюдением орфографии автора, без знаков препинания:

море уходит вспять

Море уходит спать

Как говорят инцидент исперчен

любовная лодка разбилась о быт

С тобой мы в расчете

И не к чему перечень

взаимных болей и обид

Иносказательно: о причине семейных неурядиц, когда романтический период встреч и влюбленности закончился, и началась совместная жизнь с ее бытовыми проблемами (шутливо-ирон.).

Любовный треугольник

Автор выражения - норвежский поэт и драматург Генрик Ибсен (1828- 1906). В его драме «Гедда Габлер» (1890) это выражение прозвучало впервые в диалоге между Геддой и асессором Браком (действ. 2, явл. 1):

Брак: Все, чего я хочу, это иметь хороший, преданный круг близких друзей, где я мог бы служить словом и делом и иметь возможность приходить и уходить как испытанный друг.

Гедда: Хозяина дома, хотите сказать?

Брак (кланяется): Откровенно говоря, - лучше хозяйки. А потом и хозяина, разумеется... такой-то треугольный союз в сущности - большое удобство для всех сторон.

Гедда: Да, мне много раз недоставало третьего...

Когда на сцене появляется муж Гедды, асессор Брак добавляет: «Треугольник замыкается».

Пьесы Г. Ибсена («Бранд», «Пер Гюнт», «Нора», «Доктор Штокман», «Строитель Сольнес» и др.) были очень популярны в России начала XX в. и часто ставились, в частности, Московским Художественным театром.

Изначально, сразу после появления пьесы Ибсена на сцене, под «треугольником» подразумевали вполне спокойные, приемлемые для всех троих отношения между другом семьи и супружеской парой.

Позже это выражение стало означать отношения соперничества между кем-то из пары и «третьим лишним», то есть приобрело современное толкование.

Любовь - это сон упоительный

Из пьесы «Принцесса Грёза» (1895) французского драматурга Эдмоиа Ростаиа (1868-1918). Первая строка из стансов Бертрана (персонажа пьесы) в переводе (1896) Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874- 1952), которая сама признавала, что это «свободный пересказ скорее, чем перевод» («Театр в моей жизни», М.-Л. 1948).

Используется: как шутливо-иронический комментарий к чьим-либо любовным отношениям .или любовным неудачам.

Любовь и голод правят миром

Это выражение - заключительная строка стихотворения «Мировая мудрость» (1795) Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805).

Обычно приписывается Максиму Горькому, в произведениях которого встречается, но без указания его автора.

Служит (шутливо-ирон.) способом объяснения всех конфликтов, в основе которых лежит, как правило, столкновение элементарных человеческих потребностей и интересов.

Любовь к отеческим гробам

Из стихотворения «Черновые наброски» (1830, опубл. 1855) А. С. Пушкина (1799-1837):

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу;

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Иносказательно: о патриотизме, любви к родине, которая обычно проявляется в простой, естественной форме - как привязанность к родному дому, как верность памяти предков.

Любовь не вздохи на скамейке

Из стихотворения «Любовью дорожить умейте...» (1939) советского поэта Степана Петровича Щипачева (1898/99-1979). Название этого стихотворения также стало крылатым выражением:

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

Цитируется: как совет серьезно, ответственно относиться к чувству любви, к отношениям с любимым человеком.

Любовь не картошка, / Не бросишь в окошко

Из эстрадных куплетов (не позднее 1916) известного русского куплетиста начала XX в. Сергея Алексеевича Сокольского (1881 - 1918).

Любовь побеждается только бегством

Ошибочно приписывается Наполеону.

Строка из 59-го сонета итальянского гуманиста, поэта и историка Пьетро Бембо (1470-1547), которого, возможно, цитировал Наполеон.

Шутливо-иронически: о единственно возможном способе решительно покончить с эмоциональной зависимостью от кого-либо. Аналог русской народной поговорки: «С глаз долой, из сердца вон».

Любовь поцветет, поцветет и скукожится

Из стихотворения «Обыкновенно так» Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930)..

Цитируется: как выражение сожаления о недолговечности романтического периода в отношениях между мужчиной и женщиной (шутливо-ирон.).

Любовь с первого взгляда

С английского: Love at first sight.

Из пьесы «Геро и Леандр» (опубл. 1598) английского драматурга Кристофера Марло (1564- 1593).

Иносказательно: о чувстве, которое возникает мгновенно, с первой встречи.

Любовь слепа

Впервые в мировой литературе эта мысль встречается у древнегреческого философа Платона (ок. 427-ок. 347 до н. э.) в его сочинении «Законы»: «Любовь ослепляет, ибо любящий становится слепым по отношению к предмету своей любви».

Обычно используется как комментарий к чьему-либо странному, непонятному на первый взгляд выбору (шутливо-ирон.).

Иногда выражение употребляют как напоминание о важности серьезного, взвешенного, объективного взгляда на любимого человека.

Любовью дорожить умейте

см. Любовь не вздохи на скамейке

Люди, будьте бдительны!

С чешского: Lude, miloval jsem vas. Bdete!

Перевод: Люди, я любил вас, будьте бдительны!

Слова, которыми заканчивается книга «Репортаж с петлей на шее» героя чешского Сопротивления времен Второй мировой войны, писателя Юлиуса Фучика (1903-1943).

Он был схвачен немецкими оккупантами и брошен в тюрьму Пан-крац (Чехия, Прага). Там он и написал свою последнюю книгу-завещание. Тюремный надзиратель А. Колинский приносил ему в камеру бумагу и карандаш, а исписанные листы тайно выносил из камеры и прятал у преданных Фучику людей. Книга была закончена 9 июня 1943 г. А 25 ав-

густа 1943 г. нацистский суд в Берлине приговорил писателя-патриота Ю. Фучика к смертной казни. И там же, в Берлине, он был казнен 8 сентября 1943 г.

Когда в мае 1945 г. жена писателя Густа Фучикова вышла из концлагеря, она собрала листы рукописи и издала ее в Праге в 1946 г.

Русский перевод этой книги вышел в 1947 г. под названием «Слово перед казнью».

Люди в белых халатах

Слова и название песни (1967), написанной композитором Эдуардом Колмановским на стихи поэта Льва Ивановича Ошанина (1912-1996):

Смерть не хочет жалеть красоты,

Ни веселых, ни злых, ни крылатых,

Но встают у нее на пути

Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах

Вот опять у нее на пути.

Иносказательно: о врачах, медиках, работниках медицинской сферы.

Люди доброй воли

Это выражение появилось в русском языке советского периода после того, как в «Правде» 1 апреля 1950 г. было опубликовано так называемое «Стокгольмское воззвание». Воззвание было принято (19 марта 1950 г.) третьей сессией Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира. В нем содержался призыв к запрещению атомного оружия, призыв к массовой поддержке такого запрета: «Мы призываем всех людей доброй воли всего мира подписать это воззвание».

Чтобы привлечь на свою сторону максимум сторонников мира и разоружения, независимо от их идеологических убеждения и политических взглядов, авторы воззвания сознательно использовали деидеологи-зированное выражение, хорошо знакомое на Западе. В принятом на Западе латинском тексте Библии, в Евангелии от Луки (гл. 2, ст. 13-14) сказано: «Et in terra pax hominibus bonae voluntatis» - «И на земле мир людям доброй воли». И до выхода воззвания это выражение - «люди доброй воли» - часто использовалось в общественно-политической лексике западноевропейских стран.

Популярный церковно-славянский аналог выражения: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Евангелие от Луки, гл. 2, ст. 14).

Люди как боги

Название романа английского писателя Герберта Уэллса (1866-1946), который, видимо, вдохновлялся при выборе этого названия известными словами Змия, когда тот соблазнял Еву нарушить запрет Бога и вкусить

от древа познания добра и зла: «...И вы будете как боги, знаюшие добро и зло» (Ветхий завет, Бытие, гл. 3, ст. 5).

Иносказательно:

1. О выдающихся, исключительных людях, вызывающих всеобщее уважение.

2. О людях самоуверенных, недалеких, полагающих себя исключительными личностями (ирон.).

Люди, люди! Порождения крокодилов!

см. О люди! Порождения крокодилов!

Люди с чистой совестью

Название романа (1946) партизана, генерала-майора,- Героя советского Союза (1944) Петра Петровича Вершигоры (1905-1963) о советском партизанском движении на Украине в годы Великой Отечественной войны. Одним из таких партизанских отрядов командовал сам П. Вершигора.

Иносказательно:

1. Отзыв о людях, вполне заслуживающих такой похвалы.

2. Иронический отзыв о людях с сомнительной репутацией, которые, тем не менее, весьма довольны собой.

Людоедка Эллочка

см. Эллочка-людоедка

Лягание осла

Из басни «Лисица и Осел» (1825) И. А. Крылова (1769-1844):

И я его лягнул:

Пускай ослиные копыта знает.

Иносказательно: о пренебрежительном отношении к некогда сильному, уважаемому человеку, нападках на него и злословии со стороны людей, еще недавно пред ним пресмыкавшихся, заискивавших (презрит.).

Лягушка-путешественница

Название сказки (1881) русского писателя Всеволода Михаиловича Гар-шина (1855-1888). В ней рассказывается о Лягушке, которая решила попутешествовать, надеясь на помощь двух уток. Они взяли в клювы прутик, который ухватила ртом Лягушка, и так все трое поднялись в воздух. Упоенная полетом, Лягушка захотела обратить на себя внимание тех, кто остался на земле, квакнула - и тут же свалилась в болото.

Иносказательно: о незадачливом любителе путешествовать, который постоянно попадает в неприятные ситуации (шутливо-ирон.).

Лягушки, просящие царя

Название басни (1809) И. Л. Крылова (1768-1844). Сюжет русский баснописец заимствовал из одноименной басни Жана Лафонтена, который, в свою очередь, взял его у легендарного баснописца древней Греции Эзопа (VI в. до н. э.).

Начало басни И. С. Крылова:

Лягушкам стало неугодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Сначала Юпитер послал Лягушкам обыкновенное бревно-лосиновый чурбан», но через три дня Лягушки в нем разочаровались, поскольку это Царь был совсем не грозен - «терпит всё по милости своей». И они направили на Олимп новое «челобитье»,

Чтоб им Юпитер в их болотную державу

Дал подлинно Царя на славу!

Молитвам теплым их внемля,

Послал Юпитер к ним на царство Журавля.

Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:

Не любит баловать народа своего;

Он виноватых ест, а на суде его

Нет правых никого;

(...)

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого, кого ни встретит он,

Тотчас засудит и проглотит...

Цитируется: как ироническая характеристика тех, кто ждет, чтобы все общественные проблемы были решены какой-либо внешней силой, кто ждет «твердой руки», «доброго царя».

Может служить отчасти аналогом некрасовской строки Вот приедет барин - барин нас рассудит.

Предыдущая страница Следующая страница