Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений (Серов, 2003)
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕС"-"БОР")

В оглавление

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕС"-"БОР")

Бесполезное бремя земли

Перевод с латинского: Inutile terraepondus (инутиле тэррэ пондус).

Так говорит о себе герой Ахилл в поэме «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.), упрекая себя в том, что он не-

вольно способствовал гибели доблестного Патрокла и его товарищей тем, что ранее поссорился с Агамемноном и отказался от участия в военных действиях.

Иносказательно: о людях, зря обременяющих (по чьему-либо мнению) землю, не приносящих ни пользы, ни радости.

Бешеные деньги

В русской литературе впервые встречается в пьесе «Праздничный сон - до обеда» (1859) Александра Николаевича Островского (1823-1886). Прислуга Матрена говорит Бальзаминову (картина 1, явл. 5): «Триста тысяч! Не верю. У кого же это Такие деньги бешеные, что за тебя триста тысяч дали».

Позже А. Н. Островский напишет пьесу «Бешеные деньги» (1870), а также вновь использует это выражение в пьесе «Без вины виноватые» (1884), где ее герой Шмага говорит: «Вчера у меня, сверх всякого ожидания, деньги завелись, как бешеные, набежали, с ветру».

Иносказательно: о больших и легких, незаработанных деньгах, «упавших с неба».

Бизнес - как обычно

С английского: Business as usual.

Выражение (другой вариант: Бизнес, несмотря ни на что) стало известно в начале XX в. как рекламный слоган сети магазинов предпринимателя Гордона Селфриджа (1857-1947) в Великобритании и США. Автор слогана - Г. Морган, помощник Г. Селфриджа. В этой же компании родилась и другая рекламная фраза, ставшая крылатой, - Клиент всегда прав.

Глава фирмы часто использовал формулу Г. Моргана, что способствовало ее широкой известности. Так, вскоре после начала Первой мировой войны Г. Селфридж заявил (24 августа 1914 г.): «Бизнес несмотря ни на что - вот лозунг дня».

Этот рекламный слоган стал «известной исторической фразой» благодаря Уинстону Черчиллю (1874-1965), который в своей речи (9 ноября 1914 г.) на банкете в Гилдхолле (Лондон) сказал: «Девиз британцев - бизнес несмотря ни на что».

Буквально: «Британский народ следует правилу: вести дела, как обычно (business carried on as usual), как бы ни менялась карта Европы».

Обычно цитируется в качестве иронического комментария по поводу чьего-либо стремления соблюсти свой коммерческий интерес в любых обстоятельствах.

Били, бьем и будем бить

см. Мы врага встречаем просто: / Били, бьем и будем бить.

Битва народов

Так полковник прусского генерального штаба барон Мюфлинг назвал историческое сражение (16-19 октября 1813 г.) под Лейпцигом, когда

войска антинаполеоновской коалиции (Австрия, Пруссия, Россия, Швеция) одержали верх над силами Наполеона.

После завершения сражения полковнику Мюфлингу выпало на долю написать соответствующее донесение прусского генерального штаба, датированное 19 октября 1813 г. И в этом донесении он использовал слова, которые, по свидетельству его окружения, уже говорил ранее, в канун сражения. Он, в частности, написал: «Так четырехдневная битва народов под Лейпцигом решила судьбу мира».

Донесение тут же стало широко известным, что и определило судьбу выражения «битва народов».

Иносказательно:

1. О международном политическом (военном) конфликте, в который вовлечены крупные силы, о противостоянии, в котором решаются судьбы государств.

2. О крупном скандале, массовой потасовке, переполохе и пр. (шутл.-ирон.).

Бить врага на его территории

Из речи «первого красного офицера», маршала сталинской эпохи Климента Ефремовича Ворошилова (1881 - 1969), которую он произнес (16 сентября 1936 г.) на митинге в Киеве: «Если враг нападет на Советскую Украину, на Советскую Белоруссию или на другую часть Союза, мы не только не пустим врага в пределы нашей Родины, но будем бить его на той территории, откуда он пришел». А также: «...Если противник появится, бить его обязательно на его территории».

Бич божий

Так называли европейцы V в. предводителя гуннов Аттилу (?-453), захватившего ряд стран Европы в кровопролитных и жестоких набегах. Вошли в историю и слова Аттилы, похвалявшегося своей жестокостью: «Трава не растет там, где ступит мой конь».

Иносказательно: о некоем стихийном бедствии, катаклизме, напасти и пр.

Благие пожелания

Перевод с латинского: Pia desideria (пиа дэзидэриа). Буквально: Благочестивые пожелания.

Первоисточник - вышедшая (1627) в Антверпене под таким заглавием книга бельгийского иезуита Германа Гуго.

Иногда это выражение употребляется и в единственном числе - Pium desiderium (пиум дэзидэриум).

Иносказательно: намерения хорошие, но практически невыполнимые или не подкрепленные реальными действиями (ирон.).

Благими намерениями вымощена дорога в ад

С английского: Hell is paved with good intentions.

По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709-1784), именно по-

следний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Но у нее есть, видимо, первоисточник, который был, можно предположить, хорошо известен С. Джонсону. Эта мысль, хотя и в несколько иной форме, впервые встречается в английской литературе у богослова Джорджа Герберта (ум. 1632) в его книге «Jacula prudentium». Там он написал: «Hell is full of good meaning and wishings» - «Ад полон добрых намерений и пожеланий».

Слова Джорджа Герберта станут широко известными в XIX в., когда в романе «Ламермурская невеста» (1819) Вальтер Скотт заставит повторить их одного из своих персонажей - английского богослова, прототипом которого, очевидно, стал Дж. Герберт.

Учитывая, что в Библии, в книге Иисуса, сына Сирахова (гл. 21 ст. 11) есть фраза: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада», то возможно, что фраза Сэмюэля Джонсона родилась на основе и этого библейского образа, и мысли Джорджа Герберта.

Иносказательно: о добрых, но дурно исполненных намерениях, что обычно приводит к противоположному результату.

Благо народа - высший закон

С латинского: Saluspopulisuprema lex (салюс попули супрэма леке).

Из речи «О законах» римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106-43 до н. э.): «Да будет высшим законом их (правителей. - Сост.) благо народа».

Благоглупости

Из «Невинных рассказов» Михаила Евграфовина Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В рассказе «Деревенская тишь»: И кого ты своими благоглупостями удивить хочешь? Потом это выражение встречается в очерках «За рубежом» того же автора.

Неологизм, который писатель ввел в русский язык.

Иносказательно: прописные истины, в данной ситуации неуместные.

Благонамеренные речи

Название сборника сатирических очерков (1872-1876) Михаила Евграфовина Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Писатель в данном случае использовал этот эпитет иронически, поскольку слово «благонамеренность» в его время традиционно означала лояльность властям.

Благорастворение воздухов

Из «великой ектеньи», то есть молитвы, произносимой в православном храме дьяконом во время обедни (литургии Иоанна Златоуста). Это молитва «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных...».

Глагол «благорастворяти» в церковно-славянском языке буквально означает соединять жидкости или вещества, но в данном случае речь идет о ниспослании молящемуся земных благ, благополучия.

Иносказательно: прекрасная погода в сочетании с ароматами цветов, плодов и пр.; мир, покой (шутл.-ирон.).

Выражение приобрело иронический оттенок благодаря М. Е. Салтыкову-Щедрину, который его неоднократно употреблял в своих сатирах.

Благородный жулик

С английского: The Gentle Grafter.

Название сборника рассказов (1908) американского писателя О. Генри (псевдоним Уильяма Сидни Портера, 1862-1910).

Иронически: о приятном, с хорошими манерами, обаятельном, но нечестном человеке.

Благую часть избрать

Из Библии. В Евангелии от Луки (гл. 10, ст. 38-42) рассказывается о двух сестрах - Марфе и Марии. Когда в их дом пришел Иисус, Марфа занялась хлопотами по хозяйству, а Мария «избрала благую часть» - стала внимательно слушать поучения Иисуса. В Библии и православной литературе под «благой частью» подразумевается приверженность душеспасительным делам и поучениям.

Иносказательно: сделать правильный выбор (высокопарн.).

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

Из пьесы «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7).

Вероятно, это выражение представляет собою парафраз из Евангелия от Марка (гл. 16, ст. 16): «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

Иронически: о том, кто излишне, безосновательно доверчив или о том, кто слишком обольщается своими радужными планами и надеждами.

Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые

Из стихотворения «Цицерон» (1836) Федора Ивановича Тютчева (1803- 1873):

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был -

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

«Всеблагие» - боги, вершители судеб людей и мира.

Смысл выражения: жить в эпоху перемен непросто, но именно в такое время человек может полностью реализоваться, лично увидев и поняв ход исторических событий.

Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 8, строфа 10).

Иносказательно: все хорошо вовремя, все надо делать вовремя.

Блаженны владеющие

Перевод с латинского: Beatipossidentes (бэати поссидэнтэс).

Первоисточник - стих из пьесы «Даная» древнегреческого драматурга Еврипида (ок. 480-406 до н. э.): «Счастливы имущие!»

Иносказательно: хорошо тому, кто владеет какими-либо материальными средствами: он более независим в своих поступках, более свободен, не тратит время своей жизни на поиски элементарного пропитания и пр.

Блаженны миротворцы

Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 9) приводятся слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». В смысле: счастливы миротворцы.

Используется: как формула поощрения миротворчества, миролюбия.

Блеск и нищета

Из названия романа «Блеск и нищета куртизанок» французского писателя Оноре де Бальзака (1799- 1850).

Куртизанки - содержанки, любовницы людей из высшего света.

Фраза послужила основой для образования однотипных выражений, в которых говорится о противоречивых (парадоксальных) сторонах какого-либо явления - «блеск и нищета...» (кого-либо, чего-либо).

Близнецы-братья

Из поэмы (ч. 2) «Владимир Ильич Ленин» (1924) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930):

Партия и Ленин - /близнецы-братья - /

Кто более /матери-истории ценен?

Мы говорим - Ленин, /подразумеваем - партия, /

Мы говорим - /партия, /подразумеваем - /Ленин.

Иносказательно: о схожих людях или явлениях (шутл.-ирон.).

Блистать своим отсутствием

С французского: Briller par son absence.

Стало популярным благодаря трагедии «Тиберий» (1819) французского драматурга Мари-Жозефа де Шенье (1764-1811), в которой было сказано: «Брут и Кассий блистали своим отсутствием».

Но у автора был первоисточник - сочинение «Анналы» древнеримского историка Тацита (Публий Корнелий Тацит, ок. 58-ок. 117). Историк пишет, что на похоронах умершей в 22 г. н. э. знатной римлянки - жены Кассия и сестры Брута - несли, по древнему обычаю, изображения родственников умершей. Среди них не было ни брата, ни мужа, но, пишет Тацит, «Кассий и Брут блистали именно благодаря отсутствию своих изображений».

Иносказательно:

1. О сознательном отсутствии где-либо, что делает отсутствующего более заметным, заставляет о нем говорить, и т. д.

2. О дефиците, нехватке чего-либо (ирон.).

Блицкриг

От немецкого: Blitzkrieg. Перевод: Молниеносная война.

Военная стратегия боевых действий, которую применяли гитлеровские генералы во время войны с Францией, Польшей и пытались применить в войне с СССР.

Это выражение уже в 1935 г. встречалось в журнале «Deutsche Wehr» («Немецкая армия»). В 1938 г. в Англии вышла книга Фрица Штернберга «Германия и молниеносная война» («Germany and Lightning War»). Выражение было очень популярным в немецкой печати, когда войска гитлеровской Германии в кратчайшие сроки разгромили Франции и стремительно захватили ее территорию в ходе летней кампании 1940 г.

Но сама теория была разработана и опубликована (1934) французским полковником Шарлем де Голлем в его книге «К профессиональной армии» («Vers Parmee de metier»). Он предложил окончательно порвать с устаревшей стратегией и тактикой ведения войн (движение пехотных колонн, обустройство долговременных боевых позиций и т.д.) и сделать упор на подвижные моторизированные части.

Гитлеровские генералы доработали стратегию де Голля, поставив во главу атакующих войск бронетанковые части, которым отводилась основная роль в дезорганизации и разгроме обороны противника. Методика блицкрига, успешно применявшаяся на первом этапе Второй мировой войны, состояла в следующем. Сначала наносила свой удар пятая колонна, дезорганизуя тыл противника, выводя из строя связь, собирая разведывательные сведения и проводя дезинформацию. Затем следовал мощный бомбовый удар, который наносили военно-воздушные силы, стараясь уничтожить самолеты противника еще на аэродромах, выводя из строя транспорт и коммуникации. Потом авиация наносила бомбовый удар уже непосредственно по скоплениям войск противника. И тогда в бой вступали мобильные подразделения немецкой армии - мотопехота, легкие танки и самоходная артиллерия. За ними следовали тяжелые танки, подавляя основные очаги сопротивления. После этого на территорию противника вводились регулярные пехотные части, которых поддерживала немецкая полевая артиллерия.

В Польше и во Франции такая тактика принесла Германии победу, но в СССР, после первых удачных для немцев месяцев войны, «молниеносная война» не удалась - она затянулась, стала «тотальной» (война до полного истощения одной из сторон) и закончилась победой СССР.

Блоху подковать

Первоисточник - русская народная присказка-прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши тульские кузнецы ее подковали, да им назад отослали». Это присловье писатель Николай Семенович Лесков (1831 - 1895) положил в основу своего рассказа «Левша» (1881). После этого выражение стало популярным.

Иносказательно: высшая степень изобретательности, таланта, мастерства.

Блудница вавилонская

Из Библии. В Евангелии, в Апокалипсисе (гл. 17, ст. 1-5), сказано: «Я покажу тебе суд над великою блудницею... Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Город Вавилон во время составления библейских текстов воспринимался христианами как символ духовного разврата и средоточие всякого рода пороков (см. также Вавилон).

Позднее это выражение (другая версия - вавилонская блудница) стали понимать буквально и применять, соответственно, к женщине Легкого поведения, чья порочность приобрела небывалые, «исторические» масштабы (шутл.-ирон.). А. С. Пушкин об А. П. Керн (из письма к А. Н. Вульфу от 7 мая 1826 г.): «Что делает Вавилонская блудница Анна Петровна?»

Блудный сын

Из Библии. В Евангелии от Луки (гл. 15) есть притча о блудном сыне, в которой рассказывается о том, что однажды некий человек разделил имущество свое между двумя своими сыновьями; младший, забрав свою долю, ушел из дома и, скитаясь в чужих краях, расточил имение свое.

Дойдя до крайней степени нужды, он решил вернуться в отчий дом. Отец принял его, обнял и поцеловал. Сын, робея, сказал (ст. 21): «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».- Но отец, видя его искреннее раскаяние, велел одеть его в лучшие одежды и устроил для него пир, сказав (ст. 24): «Станем есть и веселиться!. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся».

Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях..

Блюдечко с голубой каемочкой

см. На блюдечке с гопубой каемочкой.

Бог всегда на стороне больших батальонов

Ошибочно приписывается Наполеону.

Слова французского маршала XVII в. Жака д'Эстамп дела Ферте.

Но своей популярностью выражение обязано королю Фридриху II Великому (1712-1786), который часто повторял эти слова. По традиции все сказанное королем тщательно фиксировалось придворными историками, и потому эти слова стали впоследствии широко известными.

Иносказательно: обычно побеждает сильнейший, у кого численный перевес - у того больше шансов на победу.

Бог дал. Бог взял

Из Библии. В Ветхом Завете (Книга Иова) сказано об испытаниях, которые послал ему Бог, - погибло все имущество Иова, его дом, и его дети (гл. 1, ст. 19): «И вот большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли...» Иов сказал на это (гл. 1, ст. 21): «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Все испытания, посланные Богом, Иов снес безропотно, не теряя веры.

Иносказательно:

1. Выражение безропотного смирения при большой потере.

2. Слова утешения при утрате того, что было получено без собственных усилий, дано как бы свыше, и так же, «божьим промыслом», отнято.

Выражение «страдания Иова» также стало крылатым, означая всякого рода беды, обрушившиеся на невинного человека Иова многострадального.

Бог из машины

Перевод с латинского: Deus ex machina (дэус экс махина).

Обычный прием в античной драматургии. Если автор пьесы затруднялся в поиске развязки своей пьесы, то в финале пьесы он выводил на сцену одного из богов Олимпа - при помощи механических приспособлений он неожиданно появлялся на сцене и легко разрешал все конфликты.

Иносказательно:

1. О неожиданном и легком разрешении трудной ситуации.

2. Об искусственном, натянутом разрешении конфликта в художественном произведении.

Бог общего места

Перевод с латинского: Deus loci communis (дэус лоци коммунис).

Иносказательно: о тех, кто склонен говорить банальности, изрекать прописные истины, говорить «общо», изъясняться «общими местами».

Богат и славен Кочубей

Из поэмы (песнь 1) «Полтава» (1829) А. С. Пушкина (1799-1837):

Богат и славен Кочубей,

Его луга необозримы:

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами,

И много у него добра,

Мехов, атласа, серебра

И на виду и под замками...

Используется: как шутливая характеристика человека богатого, удачливого, известного, счастливого.

Богат, как Крез

Из античной истории. Крез (первая половина VI в. до н. э.) - царь Лидии, рабовладельческого торгового государства, и, как пишет древнегреческий историк Геродот в своей «Истории», был обладателем несметных сокровищ.

Правление Креза завершилось тем, что его огромная армия была в 547 г. до н.э. разбита персидским царем Киром, который присоединил завоеванные владения к своим, сокровища лидийского царя взял в свою казну, а самого Креза приговорил к сожжению на костре.

Иносказательно: очень богатый человек.

см. также О, Солон, Солон, Солон!

Богатенький Буратино

Из телефильма «Приключения Буратино» (1975), снятого режиссером Леонидом Нечаевым по сценарию Инны Ивановны Веткиной. В основу этого сценария легла сказка «Золотой ключик» (1936) русского советского писателя Алексея Толстого (1883-1945).

Иронически о богатом и благополучном человеке, чье богатство не есть результат его личного труда, высоких личных качеств и т. д.

Богатенький Буратнно

Из телефильма «Приключения Буратино» (1975), снятого режиссером Леонидом Нечаевым по сценарию Инны Ивановны Веткиной. В основу этого сценария легла сказка «Золотой ключик» (1936) русского советского писателя Алексея Толстого (1883-1945).

Иронически: о богатом и благополучном человеке, чье богатство не есть результат его личного труда, высоких личных качеств и т. д.

Богатые тоже плачут

С испанского: Los rigos tambien lloran.

Название мексиканского телесериала, снятого режиссером Ф. Чако-ном (в главных ролях - В. Кастро и В. Герра). Выражение стало популярным после демонстрации (1992) этого сериала по российскому телевидению.

Используется: как формула шутливого утешения тех, кто завидует богатым людям, поскольку и последние не избавлены от разного рода проблем.

Богема

С французского: La boheme.

Стало популярным после публикации «Сцен из жизни богемы» французского писателя Анри Мюрже (1822-1861). Слово «богема» образовано от другого французского слова - ип Bohemien, то есть «цыган» (обычно ассоциировалось с образом бродячего певца, музыканта и т. п.), и соответственно означало неупорядоченную жизнь, неустроенный быт - «как у цыган».

Слово «богема», как имя нарицательное, встречается в европейских языках начиная с 1850 г., и означает обычно образ жизни людей искусства, чей быт и манера поведения не укладывается в рамки привычных представлений.

В русском языке это понятие впервые появилось в 1895 г. благодаря писателю Петру Боборыкину (который ввел в язык и слово «интеллигенция»). Первый русский перевод «Сцен из жизни богемы» появился (1913), когда само это выражение было в России уже в широком употреблении.

Боги судили иначе

Перевод с латинского: Dis aliter visum (дис алитэр визум).

Из поэмы «Энеида» римского поэта Вергилия (Публий Вергилий Марон, 70-19 до н.э.). Рассказывая о гибели Трои, он описывает неудачную попытку троянского отряда прибегнуть к военной хитрости. Троянцы переоделись в одежды греков, полагая внести смятение в их ряды, «но боги судили иначе»: из-за этого переодевания на троянцев обрушились удары как своих, не знавших об этой хитрости, так и чужих, ее распознавших.

Выражение «но боги судили иначе» - литературная версия более известной и расхожей поговорки: «Человек предполагает, а Бог располагает».

Боевые спутники мои

см. Где же вы теперь, друзья-однополчане?

Боже, какими мы были наивными!

Слова из романса, написанного композитором Вениамином Баснером на стихи поэта Михаила Львовича Матусовского (1915-1990). Эта строка стала популярной после того, как романс прозвучал в телефильме «Дни Турбиных», снятом по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия» и его же пьесе «Дни Турбиных» (1976, режиссёр Владимир Басов).

Иносказательно: сожаление о днях юности и молодости, комментарий к идеалам, мечтам и планам того времени.

Боже, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь

Приписывается французскому писателю, философу и просветителю Вольтеру. Но в его сочинениях этого выражения нет, как нет и каких-

либо упоминаний в мемуарной литературе о том, что он когда-либо произносил подобную фразу.

Известна аналогичная итальянская поговорка, существовавшая в различных вариантах задолго до XVIII в. Она представляет собой версию схожих по смыслу фраз из арабских и европейских жизнеописаний известных людей, самые ранние из которых датируются античными временами.

Смысл выражения: с друзьями иногда тяжелее, нежели с явными врагами, поскольку первые, действуя, как им кажется, из самых лучших побуждений, навязывая человеку свою помощь (мнение), могут ему и навредить.

Божией милостью

Первоисточник- Библия. В Новом Завете, в Первом послании апостола Павла к Коринфянам (гл. 3, ст. 10), сказано: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем...»

В латинской версии этого послания: Dei gratia (дэи грациа) - «милостью Бога» или «Божией милостью».

В 592 г. н. э. лангобардская королева Теоделинда после своего брака с Агилульфом построила собор в Монце и пожертвовала в его сокровищницу золотой венец с надписью: «Агилульф, божиею милостию король Италии...» Впоследствии высшие духовные и светские лица стали использовать это выражение в своих титулах.

Обычно так говорится о художнике, поэте, артисте, певце («художник божией милостью»), имеющем врожденный дар, талант - искру Божью.

Бой идет святой и правый, / Смертный бой не ради славы - / Ради жизни на земле

Из поэмы (ч. 1, гл. «Переправа») «Василий Теркин» (1941 - 1945) советского поэта Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971).

Иносказательно: о справедливой, благородной борьбе во имя родины, своего народа, ради высших ценностей.

Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и ложь

Из эпиграфа неоконченного романа (1936, опубл. 1956) дольского и советского писателя Бруно Ясенского (1901 - 1938). Эта фраза - фрагмент стихотворения «Царь Питекантроп Последний», подписанного именем героя романа - Роберт Эберхардт.

Б. Ясенский с 1929 г. жил в СССР, был репрессирован.

Бойтесь данайцев, дары приносящих

см. Боюсь данайцев, даже дары приносящих.

Бойтесь первого движения души: оно, как правило, самое благородное

Слова французского дипломата, министра иностранных дел при всех режимах послереволюционной Франции - Директории, Консульстве, империи Наполеона I и монархии Людовика XVIII, мастера политической интриги Шарля Мориса Талейрана (Талейрана-Перигора, 1754- 1838).

Смысл выражения: будьте осмотрительны, полагайтесь в общении с людьми (особенно малознакомыми) на разум, а не на эмоции.

Бойцы вспоминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они

Из стихотворения «Песнь о вещем Олеге» (1822) А. С. Пушкина (1799- 1837).

В оригинале: Бойцы поминают минувшие дни...

Иносказательно: о людях с общим прошлым, увлеченных воспоминаниями о всякого рода событиях (шутл.-ирон.).

Боливар не вынесет двоих

Из рассказа «Дороги, которые мы выбираем» («Roads We Take», 1910) американского писателя О. Генри (псевдоним Уильяма Сидни Портера, 1862-1910).

Боливар - кличка коня, на котором могли бы спастись двое друзей, но один из них, по имени Додсон, по прозвищу Акула, бросил друга и спасся сам. В свое оправдание он сказал: «Боливар не вынесет двоих».

Позже, когда Додсон стал крупным предпринимателем, эти слова стали его девизом, которым он руководствовался в отношениях со своими деловыми партнерами.

Иносказательно: либо ты, либо я; выиграть должен кто-то один.

Болтун - находка для шпиона

Подпись к плакату, который (29 июня 1941 г.) был помещен на специальных стендах - «Окнах ТАСС» (серия № 13), предназначенных вниманию прохожих. Художник плаката - А. Радаков.

В оригинале: Болтун - находка для шпионов.

Но в устную речь это выражение вошло в иной редакции, после того как в 1950-х гг. было повторено в аналогичном по смыслу плакате:

Не болтай у телефона!

Болтун - находка для шпиона!

Цитируется: в качестве замечания излишне говорливому человеку, призыва к соблюдению коммерческой или иной тайны (шутл-ирон.).

Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить

68-й афоризм из «Плодов раздумья» (мысли и афоризмы) Козьмы Пруткова.

Больше поэтов, хороших и разных

Из стихотворения «Послание к пролетарским поэтам» (1926) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).

Фраза послужила основой для создания однотипных фраз, из которых в СССР одно время была особенно популярна одна - «больше товаров, хороших и разных». Она служила названием телепередачи, заголовком газетных передовиц и т. д.

Больше света

С немецкого: Mehr Licht!

Последние, по преданию, слова Иоганна Вольфганга Гете (1749- [832), сказанные им на смертном одре (22 марта 1832 г.): «Света! Больше света!»

В действительности, по свидетельству его биографов, он произнес более приземленную фразу: Да откройте же ставень, чтобы вошло больше света.

Иносказательно: больше светлого, позитивного, словом, всего того, что дает надежду, поднимает дух и т. д. Цитируется также, как призыв к просвещению, прогрессу и т. д

Больше света!

С немецкого: Mehr Licht!

Последние, по преданию, слова Иоганна Вольфганга Гете (1749- 1832), сказанные им на смертном одре (22 марта 1832 г.): «Света! Больше света!»

В действительности, по свидетельству его биографов, он произнес более приземленную фразу: Да откройте же ставень, чтобы вошло больше света.

Иносказательно: больше светлого, позитивного, словом, всего того, что дает надежду, поднимает дух и т. д. Цитируется также, как призыв к просвещению, прогрессу и т. д.

Большие маневры

С французского: Les grands manoewes.

Название кинофильма (1955) французского режиссера Репе Клера (1898-1981).

Шутливо-иронически: о каких-либо начинаниях, кампаниях высших эшелонов власти.

Большое видится на расстояньи

Из стихотворения «Письмо к женщине» (1924) Сергея Александровича Есенина (1895-1925):

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстояньи.

Когда кипит морская гладь

Корабль в плачевном состояньи.

Иносказательно: истинное значение, содержание, смысл того или иного исторического события, явления можно уяснить, оценить лишь по прошествии некоторого времени.

Большое видится на расстоянья

Из стихотворения «Письмо к женщине» (1924) Сергея Александровича Есенина (1895-1925):

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстояньи.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состояньи.

Иносказательно: истинное значение, содержание, смысл того или иного исторического события, явления можно уяснить, оценить лишь по прошествии некоторого времени.

Большой брат

Из романа-антиутопии «1984» (1948) английского писателя Джорджа Оруэлла (псевдоним Эрика Блэра, 1903-1950), который описал в своем произведении воображаемое тоталитарное государство, похожее по ряду признаков как на фашистскую Германию, так и на Советский Союз сталинского времени.

Широко известной стала также строка из этого романа: «Большой брат следит за тобой».

Иносказательно:

1. О тоталитарном государстве и его репрессивных и контролирующих органах, денно и нощно надзирающих за населением.

2. О суровом руководителе (шутл.-ирон.).

Большой скачок

Название экономической политики, которую проводила в 1958-1860 гг. Китайская Народная Республика эпохи Мао Цзэдуна (1893-1976). Так назвало эту амбициозную и завершившуюся крахом политику само политическое руководство Китая.

Иносказательно:

1. Резкий рывок в развитии экономики.

2. Попытка ускорить течение какого-либо процесса, чреватая неудачей или побочными негативными последствиями (ирон., с аллюзией на китайский опыт 1960-х гг.).

Большому кораблю - большое плавание

Приписывается римскому писателю-сатирику Петронию (Гай Петро-ний, ум. 66 н. э.). В России выражение стало популярным после постановки комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя (1809-1852). Когда Городничий был вполне уверен, что он породнится через свою дочку с «чиновником из Петербурга», он начал мечтать о карьерном росте:

Городничий. Да, признаюсь, господа, я, черт возьми, очень хочу быть генералом.

Лука Лукич. И дай Бог получить!

Растаковский.От человека невозможно, а от Бога все возможно.

Аммос Федорович. Большому кораблю - большое плаванье.

Артемий Филиппович. По заслугам и честь.

Аммос Федорович (в сторону). Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня. Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы.

Иносказательно:

1. Комментарий к планам амбициозного человека (ирон.).

2. Пожелание успеха человеку талантливому, достойному (шутл.).

Борзыми щенками брать

Из комедии (действ. 1, явл. 1) «Ревизор» (1836) Н. В. /Ьгоугл (1809-1852). Слова судьи Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина:

Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Городничий. Ну, щенками или чем другим - взятки.

Цитируется: как шутливо-иронический символ взяточничества.

Бороду я вижу, а философа не вижу

С латинского: Barbam video, sed phihsofum поп video (барбам видэо. сэд филозофум нон видэо).

Римский писатель Авл Геллий рассказывает, что однажды к известному патрицию, богатому и образованному Ироду Аттику явился некий закутанный в старый плащ длиннобородый человек и стал просить себе пособие «на пропитание». На вопрос, кто он такой и почему он просит денег, незнакомец возмутился: к чему эти вопросы, если весь его вид говорит о том, что он - философ. На что Ирод Аттик ответил: «Я вижу бороду и плащ, но философа пока еще не вижу».

Тем не менее он приказал выдать просителю месячное денежное содержание, пояснив, что он делает это «не ради него, как человека, но ради нас, как людей».

Иносказательно: внешние признаки ученого человека (почетные звания, регалии и прочие «знаки отличия») отнюдь не гарантируют, что их обладатель - настоящий ученый. Ср. с русской пословицей: «Борода не прибавляет ума».

Предыдущая страница Следующая страница