Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИГР")
Из стихотворения «Стансы» (1826) А. С. Пушкина (1799-1837). Так поэт говорит о разносторонней деятельности Петра Первого: Самодержавною рукой, Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Цитируется:, чтобы указать на чью-либо разностороннюю деятельность, многие таланты и т. д.
|
|
Из стихотворения «Как сладить с глупостью глупца» (1827) Евгения Абрамовича Баратынского (1802- 1844). Иносказательно: о человеке, не умеющем строить свои отношения с другими людьми (ирон.).
|
Из оды «На смерть князя Мещерского» (1779) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816): Где стол был яств, там гроб стоит; Где пиршеств раздавались клики, Надгробные там воют лики, И бледна смерть на всех глядит. Иносказательно: о смертельной опасности; о смерти как неизбежном финале жизни каждого человека.
|
Из Библии. В Ветхом Завете (Книга Бытия, гл.- 2, ст. 23-24) сказано: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Иносказательно: пожелание единодушия, согласия в браке.
|
Цитата из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" (1836), д. 4, явл. 10, слова Осипа: "...в дороге все пригодится... Что там? веревочка? давай и веревочку! и веревочка в дороге пригодится: тележка обломается, или что другое, - подвязать можно".
|
Из стихотворения «На поле Куликовом» (1908) Александра Александровича Блока (1880-1921). Иносказательно: 1. Призыв принять жизнь такой, какой она есть - как постоянную борьбу с обстоятельствами, самим собой. 2. Дела требуют действий, отдыхать, успокаиваться некогда (шутл.).
|
Название и начало припева песни «И вновь продолжается бой...» (1973) композитора Александры Пахмутовой (р. 1929), написанной на стихи поэта Николая Николаевича Добронравова (р. 1928) И вновь продолжается бой, - И сердцу тревожно в груди... И Ленин такой молодой, И юный Октябрь впереди! Иносказательно о беспокойном времени.
|
Название и начало припева песни «И вновь продолжается бой...» (1973) композитора Александры Пахмутовой (р. 1929), написанной на стихи поэта Николая Николаевича Добронравова (р. 1928). И вновь продолжается бой, - И сердцу тревожно в груди... И Ленин такой молодой, И юный Октябрь впереди! Иносказательно: о беспокойном времени.
|
Из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя (1809-1852). Слова Городничего (действ. 1, явл. 1). В оригинале: Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и вольтерианцы напрасно против этого говорят. Используется: как комментарий к заявлениям оппонентов, противников говорящего (шутл.-ирон.).
|
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 4, явл. 10): Через какое колдовство Нелепость обо мне все в голос повторяют! Чье это сочиненье! Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют - И вот общественное мненье! Позднее этот стих процитирует (со ссылкой «стих Грибоедова») А. С. Пушкин в своем романе в стихах «Евгений Онегин» (гл. 6, строфа 11): «...Но шепот, хохотня глупцов...» И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! Иносказательно: о вздорности слухов, домыслов, сплетен, предрассудков, которые не стоит принимать во внимание (ирон., презрит.).
|
Из стихотворения «Утро» (1800) Гаврилы Романовича Державина (1743- 1816): Там поселяне плуг влекут, Здесь сети рыболов кидает, На уде блещет серебро; Там огнь с оружья войск сверкает, - И всё то благо, всё добро... Иносказательно: выражение радости, благодарности за чувство полноты жизни (шутл.). А. С. Пушкин в письме к своему брату Льву (от 30 января 1823 г.): «...Пишу тебе, окруженный деньгами, афишками, стихами, прозой, журналами, письмами, - и всё то благо, всё добро».
|
Из поэмы «Демон» (1839) М. Ю. Лермонтова (1814-1841) (ч. 1, строфа 4): ...Но, кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил; И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел. Иронически: об озлобленном, нелюдимом человеке, о мизантропе.
|
Заключительные строки поэмы «Цыганы» (1827) Л. С. Пушкина (1799- 1837): И под издранными шатрами Живут мучительные сны. И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. Употребляется: как шутливо-иронический комментарий к эмоционально насыщенному, бурному конфликту по маловажному поводу.
|
Из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1833) А. С. Пушкина (1799-1837): Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. Фраза-символ разнообразия народов, населяющих Россию (шутл.).
|
Цитата из поэмы А.С. Пушкина "Полтава" песнь 3 (1829). Цитируется как характеристика горячего, шумного спора, ссоры.
|
Из песни «Весна идет» (1947), написанной композитором Исааком Дунаевским на стихи поэта Михаила Давидовича Вольпина (1902-1988) для кинофильма «Весна» (1947) режиссера Григория Александрова. Шутливо-иронически: о чувстве обновления, которое люди испытывают весною.
|
Из стихотворения «Памяти отца» (1858) Николая Александровича Добролюбова (1836-1861): На битву жизни вышел смело, И жизнь свободно потекла... И делал я благое дело Среди царюющего зла. Иносказательно: выражение удовлетворения своей работой, делами (шутл.-ирон.).
|
Из стихотворения «Из Гейне» поэта Алексея Михайловича Жемчужпикова (1821-1908), опубликованного под именем Козьмы Пруткова. Иносказательно: о недоуменной, растерянной реакции человека на что-либо (шутл.-ирон.).
|
Из стихотворения «Единственные дни» (1959) Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960), который пишет о днях солнцеворота, когда «зима подходит к середине». И любящие, как во сне, Друг к другу тянутся поспешней, И на деревьях в вышине Потеют от тепла скворешни. И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье. Выражение стало популярным после выхода в свет романа советского киргизского писателя Чингиза Айтматова (р. 1928) «Буранный полустанок, или И дольше века длится день...» (1980), в названии которого была процитирована эта строчка Пастернака. Иносказательно: о памятных, ключевых событиях в жизни какого-либо человека, которые определили его личность, жизнь, судьбу.
|
Заключительная строка стихотворения «Вопросы» немецкого поэта Генриха Гейне (1797-1856). Это стихотворение из сборника «Северное море» получило известность в переводе Михаила Ларионовича Михайлова (1826-1885): У моря, у бурного моря полночного Юноша-муж одиноко стоит. В груди его скорбь, сомнением полна голова, И мрачно волнам говорит он: (...) Скажите, волны: что есть человек? Откуда пришел он? Куда идет? Кто там над нами живет, на звездах золотых? Волны журчат своим вечным журчаньем; Веет ветер; бегут облака; Блещут звезды, безучастно-холодные... И дурак ожидает ответа. Иносказательно: 1. О собственной растерянности, удивлении, недоуменных и риторических вопросах (самоирон.). 2. О манере задавать вопросы, когда и так все ясно (ирон.).
|
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7): Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен. Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (1798) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816): Мила нам добра весть о нашей стороне. Отечества и дым нам сладок и приятен. Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др. Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX в. дон. э.), который в своей поэме «Одиссея» (песнь 1, строки 56-58) говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идет о дыме очагов родной для путешественника Итаки). Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - 18 н. э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Черного моря (по-гречески - Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе». Видимо, на основе этого стиха Овидия и возникла известная римская пословица: Dulcis fumus patriae (дульцис фумус патриэ) - Сладок дым отечества. В державинское время это речение было широко известно. Например, заглавный лист журнала «Российский музеум» (1792-1794) был украшен латинским эпиграфом Dulcis fumus patriae. Очевидно, и Державин вдохновлялся строками Гомера и Овидия, творчество которых он хорошо знал. Иносказательно: о любви, привязанности к своему отечеству, когда даже мельчайшие признаки своего, родного вызывают радость, умиление.
|
Из поэмы «Хорошо!» (1927) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930): Я земной шар чуть не весь обошел, - и жизнь хороша, и жить хорошо. А в нашей буче, боевой, кипучей, и того лучше. Иносказательно: выражение чувства глубокого удовлетворения собой, своими делами, жизнью вообще (шутл.).
|
Из стихотворения «Первый снег» (1819, опубл. 1822) Петра Андреевича Вяземского (1792-1878): По жизни так скользит горячность молодая И жить торопится, и чувствовать спешит. Иносказательно: 1. О человеке, который хотя и спешит, но не может ничего довести до конца (шутл.-ирон.). 2. О том, кто стремится взять от жизни как можно больше, всем насладиться, особо не задумываясь над ценой, которую придется уплатить за это (ирон.).
|
Из стихотворения «На смерть Добролюбова» поэта, переводчика и критика Михаила Ларионовича Михайлова (1829-1865). Иносказательно: о чьих-то произвольных, волевых, жестких административных решениях (шутл.-ирон.).
|
Из стихотворения «На смерть Добролюбова» поэта, переводчика и критика Михаила Ларионовича Михайлова (1829-1865). Иносказательно о чьих-то произвольных, волевых, жестких административных решениях (шутл.-ирон.).
|
Из поэмы (ч. 1, гл. 11) «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809-1852). Используется как шутливо-ироническая характеристика русского характера. Цитируется в порядке самооправдания при превышении скорости вождения автомобиля (шутл.).
|
см. Какой черт занес меня на эту галеру!
|
Из басни «Стрекоза и Муравей» (1808) И. А. Крылова (1769-1844). Крыловский поэтический вариант известной поговорки «соловья баснями не кормят» (шутл.-ирон.).
|
Ошибочно приписывается русскому городскому фольклору. Автор этого выражения поэт Алексей Дамианович Илличевский (1798- 1837), лицейский товарищ А. С. Пушкина. Он написал немало (например, А. С. Пушкину очень нравились его эпиграммы), но из всего его поэтического наследия в русскую речь вошли лишь эти слова из стихотворения «Три слепца»: Судьбой на все страны земные Постановлен один закон; Вселенной правят три слепые: Фортуна, Смерть и Купидон. Жизнь наша пир: с приветной лаской Фортуна отворяет зал, Амур распоряжает пляской, Приходит смерть, и кончен бал. Шутливо-иронически: об окончании, завершении какого-либо дела, о финале какого-либо события.
|
Из песни «И кто его знает» (1938), написанной композитором В. Захаровым на слова поэта Михаила Васильевича Исаковского (1900-1973). Цитируется: шутливо-иронически по поводу чьих-то туманных намеков.
|
Из стихотворения «Нищий» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814-1841), которое поэт написал во время своего пребывания в Сергиевом Посаде. Об обстоятельствах создания этого стихотворения рассказывает в своих «Записках» современница и знакомая поэта Е. А. Сушкова. Однажды Лермонтов с группой молодежи отправился пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру (в Сергиевом Посаде, в 70 км от Москвы. - Сост.). «На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нише-го. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!» Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи: У врат обители святой Стоял просящий подаянья, Бессильный, бледный и худой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою, Так чувства лучшие мои Навек обмануты тобою!» В современной редакции третья строка этого стихотворения изменена - обычно печатается: «Бедняк иссохший, чуть живой». Иносказательно об обманутых надеждах, ожиданиях.
|
Из трагедии «Борис Годунов» (1825, опубл. 1831) А. С. Пушкина (1799- 1837). Монолог царя Бориса (сцена «Царские палаты»): Как молотком стучит в ушах упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. Иносказательно: о сильном эмоциональном потрясении (шутл.-ирон).
|
Из басни «Орел и Пчела» (1813) И. А. Крылова (1769-1844). Слова Пчелы в диалоге с Орлом: Не отличать ищу свои работы, Но утешаюсь тем, смотря на наши соты, Что в них и моего хоть капля меду есть. Иносказательно: выражение удовлетворения, гордости тем, что и говорящий смог внести пусть небольшой, но свой, личный вклад в какое-то доброе дело (шутл.-ирон.).
|
Название и строка из песни, написанной композитором Вано Мурадели на стихи поэта Евгения Ароновича Долматовского (1915-1994) для кинофильма «Мечте навстречу». Фраза-символ первых романтических лет советской космонавтики.
|
Первоисточник - поэма «Россияда» Михаила Матвеевича Хераскова (1733-1807): И в солнце, и в луне есть темные места! Иносказательно: и у самых достойных людей есть свои недостатки; никто не безупречен и безупречным быть не может (шутл.-ирон.).
|
Из поэмы «Демон» (1838) М. Ю. Лермонтова (1814-1841): И дик, и чуден был вокруг Весь божий мир - но гордый дух Презрительным окинул оком Творенье бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего. Последние две строки - парафраз строк из поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник» (1822): Таил в молчании глубоком Движенья сердца своего И на челе его высоком Не изменялось ничего. Иносказательно: о невозмутимой реакции на что-либо (шутл.-ирон.).
|
Из басни «Демьянова уха» (1813) И. А. Крылова (1769-1844). Иносказательно о чьей-либо назойливости (шутл.-ирон.).
|
Из стихотворения «Россия» (18 октября 1908 г.) Александра Александровича Блока (1880-1921): ...И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. Иносказательно: о вере в реальность задуманного.
|
Из стихотворения «Дума» (1838) М. Ю. Лермонтова (1814- 1841). Иносказательно: о холодных, равнодушных, пустых людях (неодобр.).
|
Из стихотворения «Певец» Владимира Григорьевича Бенедиктова (1807- 1873). Автор говорит о поэте-романтике, непризнанном и непонятом современниками: ...Захочет ли дружбе тогда протянуть Страдалец безбрачную руку - На чью упадет он отверстую грудь? Родной всему свету по звуку, Он тонет в печальном избытке связей, И нет ему друга, хоть много друзей... Иносказательно: сожаление о чьем-либо одиночестве.
|
Из Библии. Ветхий Завет (Книга Екклесиаста, гл. 4, ст. 12): «И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется». Иносказательно: о силе единства, о больших возможностях совместных усилий.
|
Из стихотворения «Демон» (1823) А. С. Пушкина (1799-1837): Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел - И ничего во всей природе Благословить он не хотел. Иронически: об озлобленном человеке, о мизантропе, нелюдиме и пр.
|
Название романа (1886) русского писателя-народника Григория Александровича Мачтета (1852-1901), которое представляет собой полемический вариант известной русской пословицы «Один в поле не воин». Роман (первоначальное название «Из невозвратного прошлого») посвящен взаимоотношениям крестьян и помещиков в российской деревне. В советское время выражение вновь стало очень популярным благодаря роману «И один в поле воин» (1956) советского украинского писателя Юрия Дольд-Михайлика (1903-1966). Роман впервые вышел на русском языке в 1957 г. и неоднократно переиздавался (только до 1960 г. 5 раз на украинском языке, 10 - на русском). В 1959 г. автор совместно с Г. Ткаченко написал одноименную пьесу, которая была поставлена во многих театрах страны и экранизирована. Иносказательно: поощрение чьих-либо личных усилий (шутл.).
|
Из стихотворения «В. Г. Белинский» (1854) Н. А. Некрасова (1821 - 1877): И он пришел, плебей безвестный! Не пощадил он ни льстецов, Ни подлецов, ни идиотов, Ни в маске жарких патриотов Благонамеренных воров! Шутливо-иронически: о карьерном или творческом росте доселе неизвестного человека, от которого трудно было ожидать таких успехов.
|
Заключительные строки из стихотворения «Убогая и нарядная» (1860) Н А. Некрасова (1821-1877): И погромче нас были витии, Да не сделали пользы пером... Дураков не убавим в России, А на умных тоску наведем. Иносказательно: о тщетности усилий исправить положение дел в стране, в обществе только посредством морализаторских литературных произведений, публицистики и т. п. (шутл.-ирон.)
|
Из басни «Стрекоза и Муравей» (1808) И. А. Крылова (1769-1844). Это единственная басня, написанная Крыловым четырехстопным хореем. В оригинале: Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Шутливо-иронически: общительный человек легко решает свои житейские проблемы за счет многочисленных друзей.
|
Из басни «Демьянова уха» (1813) И. А. Крылова (1769-1844): «Я три тарелки съел». - «И, полно, что за счёты: Лишь стало бы охоты, А то во здравье: ешь до дна! Иносказательно: предложение оставить подсчеты взаимных долгов, поскольку между друзьями счеты неуместны (шутл.-ирон.)
|
Из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) Н. А. Некрасова (1821-1877): И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они солнцем палимы, Повторяя: «Суди его бог!», Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами... Иносказательно: о тех, чьи расчеты не оправдались, кто своих целей не добился, ушел несолоно хлебавши (шутл.-ирон.).
|
Из постановления июньского 1957 г. Пленума ЦК КПСС. В оригинале: Осудить (...) фракционную деятельность антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова. Имеется в виду секретарь ЦК КПСС Дмитрий Трофимович Шепилов (1905-1995), который на этом Пленуме (22-29 июня 1957 г.) поддержал Молотова, Маленкова, Кагановича, Первухина и Сабурова, открыто выступивших против лидера партии Никиты Хрущева, обвинив его в авантюризме («догнать и перегнать Америку», учреждение совнархозов, критика Сталина и т. д.). Но Хрущев одержал победу над своими противниками, они были лишены всех постов в партии. Иносказательно: о человеке, случайно попавшем в чью-то компанию и пострадавшем от этого (шутл.-ирон.)
|
Из стихотворения «Стихи о советском паспорте» (1929) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930): И, не повернув головы кочан И чувств никаких не изведав, Берут, не моргнув, паспорта датчан И разных прочих шведов. Иносказательно: об иностранцах или просто людях, к которым говорящий относится свысока, пренебрежительно или иронически.
|
Завершающие строки стихотворения «Воспоминание» (1828, опубл. 1829) Л. С. Пушкина (1799-1837).
|
Из стихотворения «Привет старому 1858-му г.» Владимира Григорьевича Бенедиктова (1807-1873). Образ света, окруженного тьмою, взят поэтом из Библии. Позднее его использует Л. Н. Толстой как название одного из своих произведений - «И свет во тьме светит». Иносказательно: об уверенности в значимости собственного дела, своих идей, о вере в победу светлого начала. Может отчасти служить поэтическом аналогом выражения «Добро побеждает зло».
|
Из стихотворения «Привет старому 1858-му г.» Владимира Григорьевича Бенедиктова (1807-1873). Образ света, окруженного тьмою, взят поэтом из Библии. Позднее его использует Л. Н. Толстой как название одного из своих произведений - «И свет во тьме светит». Иносказательно об уверенности в значимости собственного дела, своих идей, о вере в победу светлого начала. Может отчасти служить поэтическом аналогом выражения «Добро побеждает зло».
|
Из басни «Ворона» (1825) И. А. Крылова (1769-1844). В ней поэт говорит о вороне, которая украсила свой хвост павлиньими перьями и «с Павами пошла гулять спесиво». Но Павы (павлины) ее заклевали и от себя прогнали. И кончились ее затеи тем, Что от Ворон она отстала, А к Павам не пристала. Помимо обычной «морали», с которой поэт начинает эту басню, он иллюстрирует последнюю и житейским примером: Я эту басенку вам былью поясню. Матрене, дочери купецкой, мысль припала. Чтоб в знатную войти родню. Приданого за ней полмиллиона. Вот выдали Матрену за барона. Что ж вышло? Новая родня ей колет глаз Попреком, что она мещанкой родилась, А старая за то, что к знатным приплелась: И сделалась моя Матрена Ни Пава, ни Ворона. Иносказательно: о человеке, который отказался от привычного образа жизни, своего дела, от своих корней и не смог найти себя в новой жизни, новой сфере деятельности, в другом социальном окружении (шутл.-ирон.).
|
Из стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829) А. С. Пушкина (1799-1837).
|
Из стихотворения «И скучно, и грустно...» (1840) М. Ю. Лермонтова (1814-1841): И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят - все лучшие годы... Иносказательно: об одиночестве, отсутствии близких людей.
|
Из стихотворения «Видение мурзы» (1791) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816). Иносказательно: о разности вкусов (шутл.-ирон.). Авторский поэтический аналог поговорки: «Кому апельсин, а кому и свиной хряшик».
|
Из стихотворения «На поле Куликовом» (1909) Александра Александровича Блока (1880-1921). Иносказательно: о решимости бороться дальше для достижения цели.
|
Из поэмы (песнь 3) «Руслан и Людмила» (1820) А. С. Пушкина (1799- 1837). Шутливо-иронически: о человеке, так и не добившемся, несмотря на свои усилия, славы, известности, популярности.
|
Из стихотворения «Коричневая пуговка» советского поэта Алексея Александровича Суркова (1899-1983). Он пишет о том, как «у самой у границы» бдительные пионеры задержали иностранного шпиона. А выдали его мелкие детали одежды: А пуговки-то нету у заднего кармана, И сшиты не по-русски широкие штаны. А в глубине кармана патроны для нагана И карта укреплений советской стороны. Цитируется: как иронический комментарий (с аллюзией на времена «холодной войны») по поводу чьей-либо излишней подозрительности, шпиономании.
|
60-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова. Терпентин - смолистый сок хвойных деревьев, из которого путем перегонки получают скипидар и канифоль. Цитируется: как способ приободрить кого-либо или самого себя, дескать, ничего, и мы еще на что-нибудь сгодимся, покажем себя, скажем свое слово и т. д. (шутл.-ирон.)
|
Из стихотворения «Эпитафия» (1803) Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837): Здесь бригадир лежит, умерший в поздних летах. Вот жребий наш каков! Живи, живи, умри - и только что в газетах Осталось: выехал в Ростов. В России XVIII-XIX вв. было принято сообщать в местных газетах о людях, приехавших в данный город и выехавших из него, с указанием, откуда они приехали и куда направляются. Что касается выражения «выехал в Ростов» (в смысле умер, скончался), то, как пишет в своей повести «Бригадирская внучка» русский писатель граф Евгений Андреевич Салиас (полностью: граф Салиас де Турне-мир, 1840-1908), оно возникло в разговорной речи москвичей во время чумы 1771 г. «Все меры... против распространения моровой язвы (тогдашнее название чумы. - Сост.) не вели ни к чему... чумового покойника хоронили тайком, в огороде или в подвале, и в случае огласки клялись и божились, что у них в доме покойника никогда не бывало и что исчезнувшее лицо выехало из Москвы. При этом большею частью ссылались на одну из застав, где пропуск из столицы был свободен, по дороге на город Ростов. Всякий раз, когда обыватели заявляли об исчезнувшем лице, что он выехал в Ростов, начальство знало, что человек этот умер и где-нибудь тайком похоронен. И выражение: «выехал в Ростов» осталось навеки в языке, сохранив свой особый подразумеваемый смысл» (Салиас Е. А. Собр. соч. Т. XIII. М.. 1895). Иносказательно: о жизни незаметного человека.
|
Из трагедии «Юлий Цезарь» (действ. 3, явл. 1) Уильяма Шекспира (1564- 1616). Эти слова произносит Цезарь, увидев среди напавших на него убийц-заговорщиков своего воспитанника Брута. Принято считать, что император Юлий Цезарь (100-44 до н. э.) произнес такую фразу в момент своей гибели: «Et tu, Brute?» |эт ту, Брутэ?|. Но ученые считают это только легендой или недостоверным устным сообщением. Уже в античную эпоху римский историк Светоний (Гай Светоний Транквилл, ок. 70 - ок. 140) в своем труде «Жизнь двенадцати Цезарей» сообщает, что Юлий Цезарь, получив первую рану, не проронил ни слова, а только глубоко вздохнул. С другой стороны, историк тут же добавляет: «рассказывали, что при виде наступавшего на него Брута Цезарь сказал по-гречески: «И ты, дитя мое?..» Таким образом, уверенно можно сказать только то, что эти слова произносит главный герой шекспировской пьесы, благодаря которой они, собственно, и стали «известной исторической фразой». Фраза-символ предательства, отступничества, измены (шутл.-ирон.)
|
Впервые выражение встречается в испанской литературе - в пьесе (действ. 2, явл. 8) «Валенсианская вдова» (1620) испанского драматурга Лопе де Вега (1562-1635), позже - в романе «Дон Кихот» (1605-1615) Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). Иносказательно: призыв к осторожности в высказываниях даже во внешне безопасных условиях: напоминание об опасности быть подслушанным.
|
Из стихотворения «Атомная сказка» поэта Юрия Поликарповича Кузнецова (р. 1941). Поэт пишет о том, как Иванушка-дурачок, найдя Царевну-лягушку, так и не понял, кого именно он нашел, а использовал это создание «во имя высоких научных целей». Он «вскрыл ей белое царское тело и пустил электрический ток»: В долгих муках она умирала - В каждой жилке стучали века! И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. Иносказательно: о горе-ученых (ирон.).
|
86-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Кузьмы Пруткова. Иносказательно: 1. У всех могут быть недоброжелатели, враги, даже у самых безобидных людей (шутл.). 2. Выражение удивления по поводу наличия врагов у маленького, незаметного человека (ирон.).
|
Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 7, строфа 44): «Как Таня выросла! Давно ль Я, кажется, тебя крестила? А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила!» И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят!» Иронически: о чьих-то частых, утомительных для окружающих-сетованиях на быстротечность времени, жизни.
|
С латинского: Nee Ceasar поп supra grammaticos (нэк цэзар нон супра грамматикос). Римский историк Светоний (Гай Светоний Транквилл, ок. 70 - ок. 140) сообщает обстоятельства рождения этой фразы: однажды грамматик Помпоний Маркелл отметил языковую ошибку в речи императора Тиберия. Но бывший при этом юрист Атей Капитон заявил, что если употребленное Тиберием выражение и не отвечает нормам латинской речи, то отныне оно само станет нормой, ибо так сказал император. На что грамматик Помпоний решительно возразил, обращаясь к самому Тиберию: «Он ошибается, ибо ты, цезарь (обычная форма обращения к императору в Риме после Юлия Цезаря. - Сост.), можешь давать права гражданства людям, но не словам». Иносказательно: сколь бы высокий пост ни занимал какой-нибудь администратор, он должен подчиняться мнению компетентных людей, специалистов и пр.
|
Название романа (1974) советского писателя Виля Владимировича Липатова (1927-1979). Шутливо-иронически: о собрании сведений (книгах, статьях и пр.) о ком-либо, чем-либо.
|
По легенде, изложенной в Талмуде, однажды царю Соломону (по другой версии - царю Давиду), который впал в тоску, некий ювелир изготовил перстень, который, как сказал этот мастер, должен был вернуть царю его прежнее расположение духа. И вообще, посоветовал он, было бы хорошо, если б царь почаще - как в грустные, так и в радостные моменты своей жизни - посматривал на надпись, исполненную на перстне. Тогда этот правитель будет относиться к своим переживаниям, как подобает истинному философу - со спокойным пониманием временности всего происходящего. Надпись на перстне гласила: «И это пройдет». Используется как совет относиться ко всему философски, как форма утешения в минуту уныния, грусти и пр. (шутл.).
|
С латинского: Et ego in Arcadia fui. (эт эго ин аркадиа фуи). Буквально: И я был в Аркадии. Первоисточник - картина итальянского художника Бартоломео Скидоне (1559-1615), которая находится в Риме, в палаццо Шарра-Ко-лонна. На ней изображен могильный камень с надписью «И я в Аркадии родился» и два пастушка, которые это надгробие рассматривают. Эта фраза представляет собой обращение умершего человека к живым: я, как и вы, сейчас эти слова читающие, был рожден, наслаждался жизнью. И вот - умер, такой исход ждет и вас. Сюжет картины должен был, по мысли художника, напоминать людям о краткости жизни, бренности всего земного. Позднее этот сюжет использовали другие художники - итальянец Гверчино (1591 - 1666) и француз Никола Пуссен (1594-1665), а надпись на камне стала популярным символом. Например, когда умер сам Пуссен, то именно эти слова были высечены на его могильном барельефе. Такая же надпись появится позднее и на установленном в Риме памятнике французскому поэту-романтику Шатобриану. Вторую жизнь фраза обрела после того, как великий немецкий поэт и драматург Иоганн Фридрих Шиллер сделал ее первой строкой своего стихотворения «Resignation» («Смирение», 1787) - Auch ich war in Arcadien geboren. Вскоре и это выражение, и само стихотворение - под названием «Покорность провидению» - станут известными и в России благодаря переводу, который был сделан (1826) поэтом Михаилом Дмитриевым: И я в Аркадии родился! Над колыбелию младенческой и мне Природы приговор за радость поручился! И я в Аркадии родился, Но дар весны моей был - слезы лишь одне... В России будет популярен и другой перевод этой фразы, который принадлежит известному русскому писателю-романисту Григорию Данилевскому (1829- 1890) - И я, друзья, в Аркадии родился. Обычно употребляется в широком, далеком от изначального, смысле, когда говорящий хочет заявить о своей сопричастности к чему-либо, о принадлежности к какому-либо кругу лиц, о чем-либо (таланте, увлечении, интересах и пр.), что его с кем-либо объединяет и т. д.
|
Из басни «Лисица и Осел» (1825) И. А. Крылова (1769-1844). Слова Осла, который лягнул одряхлевшего Льва, перед которым он раньше трепетал: А мне чего робеть? И я его лягнул: Пускай ослиные копыта знает! Цитируется: как иронический комментарий к поведению того, кто смело хулит и поносит человека, который лишился высокого поста и перед которым этот «смелый» критик еще недавно заискивал, пресмыкался.
|
см. Поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся.
|
Персонажи «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834) Н. В. Гоголя (1809-1852). Иносказательно: о бывших друзьях, которые поссорились по ничтожному поводу (шутл.-ирон.).
|
В царской России пойманные беглые каторжники, скрывая свое прошлое, утаивали настоящее имя и фамилию, называли себя Иванами и говорили, что родства они не помнят; в полиции их записывали "не помнящими родства", отсюда и пошло их прозвище "Иван Непомнящий".
|
В России в эпоху крепостного права пойманные беглые каторжники, чтобы скрыть свое прошлое, говорили, что ничего не помнят - ни имени, ни родства, ни места рождения. Поэтому в полиции их всех записывали «Иванами, родства не помнящими». Иносказательно: человек, не уважающий своей истории и традиций (презрит., неодобр.). В русской литературе XIX в. был более популярен другой обобщенный образ, созданной на той же основе. Например, писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сатире «Мелочи жизни», («Газетчик», 1886) пи сал об «Иване Непомнящем» (последнее слово здесь заменяет фамилию), имея в виду беспринципных литераторов, журналистов и газетных дельцов: «Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства (интересов правительства, «начальства». - Сост.), не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик... Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стесняться никакими «узами».
|
С немецкого: Das Glasperlenspiel. Название книги (1943) немецкого писателя Германа Гессе (1877- 1962). Во вступительной главе к роману автор писал (перевод С. Апта): «Игра в бисер - это (...) игра со всем содержанием и ценностями нашей культуры». Иносказательно: о работе писателя со словом, о муках слова.
|
Термин из книги «Теория игр и экономическое поведение» (1944), написанной двумя авторами - Джоном фон Нейманом (1903-1957) и Оскаром Моргенштерном (1902-1977). Так авторы книги назвали любую «игру» (включая экономическое и военное соперничество), в которой выигрыш одного «игрока» равен проигрышу другого. В годы соперничества СССР и США политологи так обычно описывали характер и логику их взаимоотношений.
|