Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика (Т.В. Жеребило)
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Магическая функция языка

Частный случай призывно-побудительной функции. Адресат речи в случае использования М.ф.я. - высшие силы. К проявлениям магической функции относятся: табу, табуистические замены, обеты молчания, заговоры, молитвы, клятвы, божба, присяга. В некоторых религиях священные тексты, Писания считаются внушенными, продиктованными свыше. М.ф.я. универсальна. Магические формулы могут строиться как проклятие и брань. В ряде традиций известно ритуальное сквернословие в свадебных и сельскохозяйственных обрядах. К обрядовым заклинаниям восходят некоторые бранные выражения.

Мажоритарный народ

Народ, численность которого превышает численность других народов, проживающих на той или иной территории, в данном государственном или административном образовании.

Мажоритарный язык

Язык численно доминирующей этнической группы, имеющий зачастую статус официального языка государства, региона, территориально-административного образования. М.я. одновременно является доминирующим языком на данной территории.

Макароническая речь

Речь, содержащая механически переносимые из другого языка искаженные слова и выражения (макаронизмы), вследствие чего она приобретает гротескно-шуточный характер).

Макропосредник

1. Язык, обслуживающий межнациональное общение в многонациональном государстве:

а) язык крупной этнолингвистической общности, составляющей в данной стране большинство населения;

б) язык одной из крупных этнолингвистических общностей;

в) язык этнолингвистической общности, составляющей меньшинство населения страны;

2) заимствованные языки:

а) латынь в Западной Европе - язык, использовавшийся в другом государстве в отдаленный период;

б) язык бывшего колониального управления, который является национальным языком в развитом государстве (англ. в Индии).

2. Национальный литературный язык, который в однонациональном обществе используется как средство общения образованных слоев общества.

3. То же, что язык международного общения (рабочие языки ООН: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).

Макросоциолингвистика

Направление, изучающее процессы и отношения, имеющие место в языке и обусловленные социальными факторами.

М. изучает:

1) проблемы нормализации и кодификации языка;

2) языковую политику и языковое планирование;

3) языковые ситуации;

4) компоненты, составляющие социально-коммуникативную систему;

5) распределение кодов и субкодов по сферам общения;

6) соотношение численности говоряших на разных языках;

7) разграничение функций языков;

8) интерференцию и ее типы;

9) взаимоотношение языков.

Макроэтноним

Название крупных этносов, иногда понимаемых расширительно и включающих генетически неродственные этносы (русские, немцы, американцы, арабы).

Малочисленный народ

Народ, насчитывающий менее 50 тыс. человек. На территории РФ насчитывается 63 М.н. (В Сибири: манси, ханты, селькупы, алеуты; в Дагестане: багвалинцы, арчинцы, намалинцы, гинухцы и др.).

Маргинальные национальные группы

Группы, живущие в разных социальных условиях, не принадлежащие ни к одному социальному срезу. М.н.г. находятся за рамками определяющих данную нацию характеристик и социокультурных норм (напр., беженцы). В языковом плане представляют интерес как носители взаимопроникающих языков, диалектов, говоров.

Маркер

См.: Социолингвистический маркер

Марксистская социолингвистика

Направление, использующее при изучении и интерпретации социолингвистических явлений в качестве теоретической базы диалектический и исторический материализм. М.с. разрабатывалась в СССР, в странах бывшего социалистического лагеря, а также в ФРГ, Франции, Канаде. Ее интересы концентрировались на изучении следующих проблем:

1) исторические условия и причины социального расслоения языков;

2) социальные причины, обусловившие возникновение, функционирование и развитие национальных языков;

3) социальная дифференциация общества и ее проявления в языке;

4) сознательное воздействие общества на процессы функционирования, развития и взаимодействия языков.

Массовое двуязычие

Тип билингвизма, при котором значительная часть населения данного государственно-административного образования является двуязычной.

Материнский язык

См.: Родной язык.

Межгосударственное общение

Одна из сфер общения, в которой субъектами коммуникации выступают официальные лица государств, использующие или один из национальных языков контактирующих государств, или мировой язык.

Межгрупповой билингвизм

Вид билингвизма, используемый для внешних связей социальных групп друг с другом.

Межличностное общение

Аморфная сфера общения, не подлежащая официальному регулированию, характеризующаяся следующими признаками:

1) неофициальностью;

2) спонтанностью;

3) неорганизованностью;

4) нерегулируемостью;

5) нерегламентируемостью.

М.о.:

1) между знакомыми характеризуется свертыванием, элиминацией объекта речи, увеличением оценочных средств;

2) между незнакомыми людьми речь более близка к стандартной (правильной).

Межнациональная общность

Общность ряда наций, народностей, которые на протяжении определенного исторического периода проживают рядом, в одних и тех же этнополитических, социальных условиях или в одном многонациональном государстве, пользуются, наряду с родными языками, единым языком общения.

Межнациональное общение

Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения.

Межъязыковое общение

Общение, осуществляемое в различного рода социумах, объединяющих гетерогенные в языковом отношении коллективы. Средство М.о. - язык, на котором создан наибольший объем книжных текстов, наиболее важных для культурно-исторического ареала. Роль ведущего языка может играть то одни, то другой язык, в зависимости от сдвигов эпицентра духовной культуры.

Межэтнический языковой конфликт

Языковой конфликт, возникающий между разными этническими группами в результате борьбы за распределение сфер функционирования между идиомами, составляющими языковую ситуацию. М.я.к. развивается в контексте общей межнациональной напряженности, хотя может быть и наоборот: М.я.к. может явиться стимулом к межнациональному конфликту.

Мезолект

Одна из составляющих посткреольского (контактного) континуума, возникающего в результате взаимодействия языка-лексификатора и креольского языка. М. - промежуточный языковой вариант между акролектом, близким к языку-классификатору, и базилектом, в основе которого лежит креол.

Меланхтон, Филипп

Меланхтон, Филипп (1497-1560) - крупнейший немецкий гуманист, активно боровшийся против схоластики в школах и университетах; друг и соратник М. Лютера. Основным методом обучения считал проверку принятых положений рациональным пониманием Писания. Все это, по его мнению, требует абсолютного знания латинского, греческого и древнееврейских языков. С 1518 он профессор греческого языка, с 1519 - профессор теологии в Витеннбергском университете. Свою гуманистическую программу он изложил во вступительной лекции «Об улучшении обучения юношества» («De corrigendis adolescentiae studiis»). М. - создатель новой системы обучения в протестантских университетах и латинских школах. Этому способствовали его теоретические сочинения («Школьный устав», 1528), многочисленные руководства, комментарии, пособия для школ, учебники грамматики греческого языка (до 1622-44 изд.), латинского (до 1757-84 изд.). Когда книги остаются жить и после смерти автора, он становится бессмертным.

Менталитет

Менталитет (этнический, национальный, культурный). Склад мышления, свойственный данному народу, характеризующийся постоянством, неизменностью, не поддающийся изменению под воздействием идеологического давления. Важнейшее значение в системе ценностей этнического менталитета имеет национальный (этнический) язык. Знание этнического М. имеет значение для определения пропорции между эмоциональным и рациональным уровнями сознания в принятии решений, в воспроизводстве оппозиции «мы» - «они», «свои» - «чужие».

Мертвый язык

Язык, переставший быть средством общения определенного этнического сообщества, потерявший носителей, передававших данный язык естественным путем из поколения в поколение.

Причины появления М.я.:

1) исчезновение народа, говорившего на этом языке;

2) переход народа на новый язык.

В.К. Журавлев считает, что язык, получивший в свое время письменность, остается «живым».

Местное население

Население определенной территории, без учета его этнического состава и культурных особенностей.

Местный язык

Местный язык (ЛОКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК)

1. Функциональный тип языковых образований, к которому принадлежат:

1) языки национальных меньшинств в многонациональном государстве;

2) территориальные диалекты и обиходно-разговорная речь города в однонациональных странах. Основная форма бытования - устная, основные сферы применения - быт, хозяйственная деятельность. При наличии письменной формы функции расширяются: может использоваться в образовании, в средствах массовой коммуникации, в искусстве.

2. М.я., по Д. Хаймсу, согласно его социолингвистической типологии, присущи:

1) отсутствие стандартизации;

2) высокая степень витальности;

3) отсутствие стремления у его носителей найти респектабельных предков в далеком прошлом (Дж. Фишман);

4) восприятие языка носителями как отличного от других языков или вариантов;

5) редукция, меньший набор синтаксических конструкций, единиц фонологии, меньший по объему словарь;

6) наличие единиц и структур, не выводимых из источника, лежащего вне его;

7) не имеет нормы употребления.

Метаэтническая общность

Метаэтническая общность (Надэтническая общность)

Сообщество этносов, связанных между собой самосознанием этногенетической близости или длительным хозяйственным взаимодействием.

Метод включенного наблюдения

Метод, при котором наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в качестве одного из участников коммуникативного акта. М.в.н. наиболее эффективен при изучении речевого поведения малых групп, члены которых объединены «неформальными» связями. Его использовал Дж. Гамперц в исследовании тематически обусловленного «переключения кода» в условиях диглоссии.

Метод корреляционного анализа в социолингвистике

Метод обработки социолингвистических данных, применяемый для изучения взаимосвязей между переменными величинами, зависимыми и независимыми (независимые переменные - социальные параметры: стратификационные и ситуативные; зависимые переменные - языковые явления), зависимости описываются в количественном распределении вариантов - по возрасту, образованию, социальному положению, территориальному расселению и т.п. Используются табличные данные, графики зависимости, результаты применения математико-статистических критериев, характеризуется диапазон и сила влияния социальных признаков на распределение языковых вариантов.

Метод непосредственного наблюдения

Непосредственное наблюдение над живым речевым поведением типичных представителей различных социально-демографических групп в различных ситуациях общения, анализ случаев переключения с одного кода на другой и связанных с этим типом диглоссии и двуязычия, распределения сред и сфер общения между разными формами существования языка, степени владения разными формами существования языка и разными языками; интерпретация формальной стороны разговорной речи с помощью информантов.

Обязательные требования:

1) беспристрастность;

2) непредвзятость наблюдения;

3) установление тактичных, дружественных отношений с наблюдаемыми.

Метод социолингвистической интерпретации

Метод интерпретации, используемый как вспомогательный при социолингвистической реконструкции:

1) интерпретация экстралингвистического материала, известного из гражданской истории, истории культуры и т.п.;

2) интерпретация собственно языкового материала, сохранившегося в письменных памятниках той или иной эпохи.

Метод социолингвистической реконструкции

Метод, используемый для воссоздания функциональной парадигмы языка в ту или иную эпоху (напр., обилие тюркизмов в одних группах лексики и их отсутствие в других в эпоху их массового заимствования).

Метод шкалирования в социолингвистике

Метод статистической обработки социолингвистических данных, в процессе применения которого используются:

1) номинальная шкала;

2) порядковая шкала;

3) интервальная шкала.

Методика выборки

Методика, применяемая в случае, когда генеральная совокупность индивидов труднообозрима.

Выделяются следующие разновидности выборок:

1) квотная пропорциональная;

2) целевая;

3) вероятностная выборка;

4) случайная выборка;

5) кластерная;

6) стратифицированная;

7) многоступенчатая выборка.

Методы анализа социолингвистических данных

Процедуры, используемые социолингвистами, в процессе анализа исходного материала, полученного в ходе исследования. Анализ данных предполагает использование статистического аппарата, нацеленного на такой способ упорядочения информации, как измерение, в процессе которого ставится в соответствие некоторое множество чисел. Данные измеряются с различным уровнем точности методом шкалирования или методом корреляционного анализа.

Методы билингвистических исследований

Комплекс социолингвистических методов, применяемых при изучении билингвизма, характеризующихся двумя аспектами:

1) социологическим, направленным на изучение социально-экономических и этнолингвистических условий функционирования билингвизма в исследуемом регионе;

2) лингвистическим, нацеленным на изучение и сопоставление структурно-типологических черт обоих языков.

При сборе данных используются демографические сведения: численность, национальный, социальный, половозрастной состав населения, данные о развитии образования, культуры, науки, массовой коммуникации, видах производственной деятельности. Устанавливаются корреляции между социальными и языковыми параметрами билингвизма.

Для получения данных используются:

1) выборочное наблюдение;

2) коллективные и индивидуальные анкеты;

3) опрос населения.

Методы диахронической социолингвистики

1) сравнительно-временные исследования;

2) методы социолингвистической реконструкции;

3) методы социолингвистической интерпретации.

Методы многомерного статистического анализа

Методы математической статистики, нацеленные на построение оптимальных планов сбора, систематизации и обработки многомерных статистических данных.

Выделяются три группы методов:

1) методы анализа многомерных распределений и их основных характеристик, охватывающие ситуации, в которых наблюдения имеют вероятностный характер;

2) методы анализа характера и структуры взаимосвязей между компонентами исследуемого многомерного признака, объединяющие в себе понятия и результаты, обслуживающие такие методы и модели математического статистического анализа, как множественная регрессия, многомерный дисперсный анализ, факторный анализ и др.;

3) методы анализа геометрической структуры исследуемой совокупности многомерных наблюдений, которые объединяют в себе понятия и результаты таких моделей и схем, как дискриминантный анализ, анализ многомерного шкалирования.

Прикладное назначение М.м.с.а. состоит в обслуживании:

1) проблемы статистического исследования зависимостей между анализируемыми показателями;

2) проблемы классификации элементов с целью разбиения матрицы на сравнительно небольшое количество групп;

3) проблемы снижения размерности исследуемого факторного пространства и отбора наиболее информативных показателей.

Методы сбора социолингвистических данных

Методы, основанные на органичном сочетании собственно социолингвистических исследовательских процедур с методами других областей лингвистики, а также с методами социологии, этнографии, социальной психологии:

1) непосредственное (прямое наблюдение);

2) анкетирование (опрос);

3) интервьюирование;

4) анализ документальных источников;

5) тестирование.

Процедуры сбора данных делятся на:

1) приемы контролируемого наблюдения, когда наблюдатель управляет ходом эксперимента, варьируя переменные, влияющие на объект наблюдения;

2) приемы неконтролируемого наблюдения, когда процессы речевой коммуникации развертываются перед наблюдателем в естественной, живой ситуации.

В зависимости от целей наблюдения приемы сбора материала делятся на:

1) пробные, предшествующие основному эксперименту и используемые для выработки исходной гипотезы и программы полевых исследований;

2) контрольные наблюдения, служащие для проверки экспериментальных данных и внесения поправок на определенные искажения;

3) основные наблюдения, связанные с постановкой основного эксперимента.

Методы социолингвистических исследований

Методы, возникшие на стыке двух наук - социологии и лингвистике, основанные на органичном сочетании собственно социолингвистических исследовательских процедур с процедурами, используемыми:

1) в других отраслях лингвистики;

2) в этнографии;

3) социологии;

4) социальной психологии.

М.с.и. делятся на три группы:

1) методы сбора материала;

2) методы его обработки;

3) методы оценки достоверности полученных данных.

К методам сбора данных относятся:

1) непосредственное (прямое) наблюдение;

2) интервьюирование;

3) анкетный опрос;

4) тестирование;

5) анализ собранных данных и документальных источников.

Для обработки полученных данных используются разновидности корреляционного анализа.

Методы сравнительно-временных исследований в социолингвистике

Методы, применяемые при изучении динамики социально обусловленных языковых процессов на протяжении обозримого периода времени:

1) панельные (лонгитюдные) исследования, применяемые в тех случаях, когда одни и те же объекты изучаются через равные временные промежутки;

2) трендовые методы, используемые при изучении сходных по социальным параметрам объектов, разнесенных во времени.

Метрополия

1. Территория традиционного компактного проживания основной части этноса, представляющая собой государственное или административно-территориальное образование.

2. Основная часть этноса, проживающая на исконной территории и противопоставленная соответствующей национальной диаспоре, покинувшей М. в исторически обозримое время в силу разных причин.

Миграция

Перемещение людей по территории той или иной страны или за ее пределами.

Причины миграции:

1) экономические;

2) политические.

Выделяются разные виды миграции:

1) маятниковая;

2) сезонная;

3) постоянная и др.

Миграция маятниковая

Регулярные перемещения из одних населенных пунктов в другие и возврат к месту жительства, связанные с местом работы, учебы, в результате чего происходит нивелирование территориальных и региональных языковых различий.

Миграция постоянная

Перемещения внутри страны и за ее пределами, в результате чего изменяется социальный и этнический состав населения в некоторых странах и регионах, преобразуется языковая среда:

1) происходит нивелирование языковых различий;

2) изучаются и усваиваются чужие языка;

3) возникают этносоциальные и этноязыковые конфкликты;

4) формируются новые варианты уже существующих языков и т.п.

Миграция сезонная

Передвижения сезонных рабочих и туристические потоки, приводящие к нивелированию языковых различий, к усвоению чужих языков.

Микросоциолингвистика

Область социолингвистики, изучающая функционирование языка в малых социумах в неформальном внутригрупповом общении, в центре внимания которой стоит человек и его непосредственное окружение. В М. используются отдельные ключевые понятия социальной психологии:

1) социальная роль;

2) малая группа (формальная / неформальная);

3) референтная (эталонная) группа;

4) первичная / вторичная группа;

5) лидер и аутсайдер;

6) конформное / неконформное поведение. С целью раскрыть механизмы речевого поведения коммуникантов различных статусов и ролей М. исследует речевое общение: 1) в диадах (общение врача и пациента, мужа и жены, учителя и ученика) и 2) в триадах (общение судьи, подсудимого и адвоката, родителей и ребенка, дедушки, бабушки и внука) и т.п.).

Миноритарный язык

Язык национального (этнического) меньшинства, выполняющий значительно меньше социальных функций, чем мажоритарный язык. Его использование ограничено административными территориями проживания основной массы его носителей. В Канаде 50 индейских языков являются миноритарными. В РФ М.я. представлены на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке: ительменский, кетский, нанайский, хантыйский, чукотский, эвенский, в Дагестане - андийский, бежтинский, кубачинский, тиндинский, цахурский и др.

Мировой язык

1. Язык, использующийся в сфере официальных международных отношений М.я. - это языки, имеющие юридически закрепленный статус официальных и рабочих языков международных организаций и конференций (ООН, ЮНЕСКО и т.п.): английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский, включенные в программы обучения разных стран в качестве иностранных языков;

2. Язык, имеющий функциональный статус мирового языка, используемый во всех коммуникативных сферах - официальных и неофициальных, распространенный в глобальных или региональных масштабах. Возникноение М.я. вызвано потребностями расширения международных связей в области торговли, науки, массовой коммуникации. Выдвижение языка на роль мирового определяется совокупностью экстралингвистических факторов и лингвистических условий существования языков. Количество мировых языков имеет тенденцию к возрастанию. Состав «клуба мировых языков» исторически менялся: сначала греческий, затем латынь, в XVI-XVII вв. в эпоху географических открытий первым М.я. стал португальский, в XVIII в. - французский.

Младописьменный язык

Язык, получивший письменность в России в XIX - начале ХХ в. В СССР была создана письменность для более чем 50 языков. В 20-30-х гг. ХХ в. создавалась письменность для ряда бесписьменных языков:

1) разрабатывались алфавиты;

2) усовершенствовались системы орфографии;

3) были определены диалектные базы литературных языков;

4) упорядочены нормы литературных языков;

5) созданы нормативные грамматики;

6) составлены словари.

До создания письменности языки обслуживали примитивное производство и патриархальный быт. После возникновения письменности их общественные функции расширились.

На М.я.:

1) создана художественная литература;

2) выходят периодические издания (газеты, журналы, альманахи);

3) ведется обучение в начальной школе, иногда в средней и высшей школе;

4) функционируют национальные театры и театральные труппы;

5) имеется радиовещание, телевидение;

6) осуществляется хозяйственная, государственная и общественно-политическая деятельность;

7) М.я. может употребляться в деловой и частной переписке.

Многонациональное государство

Страна, в которой наличие этнически неоднородного населения является фактором, оказывающим решающее влияние на формирование и функционирование национальных языков и языковую ситуацию.

По этническому составу М.г. делятся на две группы:

1) государства, в которых представлено два, три или несколько этносов (Бельгия, Финляндия);

2) М.г., в которых проживают десятки, сотни этносов (Индия, РФ, Китай, Вьетнам).

Многофункциональный язык

См.: Полифункциональный язык

Многочисленный этнос / язык

См.: Крупный этнос / язык

Многоязычие

Многоязычие (Полилингвизм, мультилингвизм)

Использование нескольких языков в пределах определенной социальной общности.

Выделяют два вида М.:

1) национальное, которое наблюдается в многонациональных странах (РФ, Индия, Нигерия и др.);

2) индивидуальное - свободное использование индивидом трех или более языков как обиходных, в отличие от иностранных языков. При М. языковые образования: литературные языки, диалекты, говоры, социальные и профессиональные жаргоны - обычно находятся в иерархическом соотношении. На практике М. обычно реализуется в виде двуязычия.

Мобилизованный лингвицизм

Повышение роли политических требований, связанных с языком, в процессе политической мобилизации этноса. М.л. реализуется в языковых лозунгах и программных установках, в возникновении и развитии национальных движений, связанных с языковой политикой.

Модернизация лексики

Создание лексических единиц из исконных или заимствованных лексических элементов для пополнения лексического состава языка в связи с его использованием в новых сферах общения: в науке, технике, общественно-политической жизни и культуре. М.л. предполагает осознанную инициативу ведущих деятелей различных сфер общественной жизни, ориентированную на совершенствование языка, на приведение его в соответствие с запросами прогресса. Распространение и закрепление новых слов в языке может происходить стихийно, хотя и в этом случае сознательное поощрение и пропаганда новых слов через каналы массовой коммуникации вполне возможна.

Молодежный сленг

Один из видов групповых жаргонов, используемый в речи молодежи, характеризующийся:

1) активным употреблением;

2) открытостью;

3) проникновением в разговорную речь других слоев населения;

4) обилием англицизмов и жаргонизмов, созданных на базе английских или интернациональных корней: мэн (мужчина), присмочить (прикурить).

Внутри М.с. традиционно выделяются: 1) жаргон школьников и 2) студенческий сленг. В последние два десятилетия произошла дифференциация внутри М.с., в связи с использованием его неоднородными группами молодежи.

Моноглоссия

Моноглоссия (Униглоссия)

Владение и использование индивидом только одной формы существования языка:

1) М. была присуща людям на начальных этапах развития языка, когда не было диалектного дробления;

2) до стилистической дифференциации языка;

3) М. встречается в странах, где язык представлен одной формой существования (Исландия);

4) М. присуща индивидам, не получившим образования и использующим одну форму языка.

Монография как жанр научной литературы

Научный труд, посвященный многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий:

1) новизной теоретического или эмпирического содержания;

2) единством научного подхода;

3) смысловой завершенностью;

4) сложной композиционной структурой.

Многоаспектность содержания монографии предполагает:

1) формулировку проблемы и/или постановку задачи;

2) определение и дифференциацию понятий с установлением между ними логико-семантических отношений;

3) экспликацию идеи, гипотезы или основного тезиса научной концепции, «окрашенного» гипотетической модальностью;

4) доказательство гипотезы;

5) характеризацию изучаемого объекта;

6) демонстрацию эмпирического материала, подтверждающего достоверность нового знания. Для монографии характерно типовое содержание: введение, основная часть, заключение.

Она включает периферийные тексты:

1) аннотацию;

2) предисловие;

3) заключение;

4) библиографический список;

5) оглавление и т.п.

Структурная целостность монографии обеспечивается за счет тематического и смыслового единства ее содержания. Монография может отличаться вариативностью, спецификой предметной области, типом изучаемого объекта, который может быть: 1) субстратным, т.е. материальным или 2) ментальным, т.е. идеальным продуктом человеческого сознания.

Монолингв

Лицо, владеющее только одним языком и не владеющее никакими другими естественными языками. Преобладание индивидов, владеющих своим этническим языком, говорит о недостаточной роли языка межнационального общения. Преобладание лиц, владеющих чужим языком, сигнализирует об утрате своего этнического языка.

Монолингвизм

Монолингвизм (Одноязычие)

Владение только одним языком - своим этническим или чужим.

Понятие М. используется применительно:

1) к отдельным индивидуумам;

2) группам людей;

3) языковой общности.

Мужская речь

Понятие, характеризующее мужской язык в противопоставлении женскому языку, как результат социальной стратификации языка по полу, существующей у многих народов мира. У. Лабов установил, что в речи полного стиля английского языка мужчины употребляют больше непрестижных языковых форм, чем женщины. Они же менее чувствительны к престижным моделям.

Мультилингвизм

См.: Многоязычие

Предыдущая страница Следующая страница