Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Н"
Языковое образование, которое носители разных диалектов используют при междиалектном общении: 1) на ранних стадиях развития языка койне; 2) позже - литературный язык. Если наддиалектная форма отсутствует, значит, общенародный языковой стандарт еще не сформировался. |
См.: Метаэтническая общность. |
1) макросоциолингвистика; 2) микросоциолингвистика; 3) теоретическая (общая) социолингвистика; 4) прикладная социолингвистика; 5) экспериментальная социолингвистика; 6) проспективная социолингвистика; 7) диахроническая соиолингвистика; 8) синхронная социолингвистика; 9) социосемантика; 10) социостилистика; 11) социофонетика. |
1. Территориальная форма языкового существования; наиболее крупная единица диалектного членения, включающая совокупность диалектов, объединенных общими признаками. 2. Любая ареальная единица языка: диалект, говор. Носителей наречия отличает единое самосознание, языковое взаимопонимание при возможности отличия быта и обычаев. |
1. Население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую социально-политическую и историческую судьбу. 2. То же, что и этнос. |
Совокупность различных форм существования языка (кроме тайных языков), противопоставленная литературной форме: 1) общенародно-разговорная форма и 2) локализованно-разговорная (или диалектная). В социолингвистике территориальные диалект и просторечие выносят за пределы народно-разговорной формы и считают особыми, самостоятельными формами существования языка. |
1. Форма этнической общности, иерархически расположенная между племенем или союзом племен и нацией, обладающая: 1) общностью языка; 2) общностью территории; 3) общностью хозяйственной и социально-культурной жизни. В научной литературе термин Н. используется с середины ХХ в. 2. То же, что и Народ2. |
1. Наиболее распространенная, общеупотребительная разновидность того или иного языка; язык устного общения, объединяющий наречия, диалекты, говоры, не представляющий собой целостного монолита со строгими и едиными нормами. 2. Язык устного народного творчества, имеющий наддиалектный характер. |
Совокупность людей, проживающих на определенной территории, складывающаяся естественным путем и постоянно возобновляющаяся, представленная в этносах: родах, племенах, народностях и нациях. Демографические показатели, характеризующие Н. страны или территории, коррелирующие с показателями использования языков, являются объектом изучения социолингвистики. |
См.: Креолизация языка. |
1. Один из видов ассимиляции, происходящей путем аккультурации и адаптации к условиям иноязычного и инокультурного окружения. 2. Предоставление гражданства по ходатайству того или иного лица. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом - как идеология. Идеологи Н. полагают, что главным видом социальных связей являются национальные связи и главным субъектом истории - национальные общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Н. может быть оборонительным и наступательным. |
Стремление той или иной национальности в полиэтническом государстве к обособлению и выделению в качестве самостоятельного суверенного государства. |
Чувство, лежащее в основе социально-психологического явления, в котором аккумулируются: 1) национальное достоинство; 2) осознание исторического вклада своей нации; 3) высокая оценка своих национально-культурных ценностей, включая родной язык и литературу. |
Структура самоуправления на определенной территории с учетом ее национального состава: напр., автономная республика, автономный округ. |
См.: Изоляционизм. |
Исторический процесс формирования и развития нации, предпосылкой которой служит наличие этнической и языковой основы, территории, культурных, бытовых и других связей. Следствие Н.к. - становление языковой общности, зачастую на базе общего литературного языка. |
1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленные: 1) в продуктах материального и духовного труда; 2) в языке; 3) в системе социальных норм и учреждений; 4) в духовных ценностях; 5) в отношениях людей к природе, между собой и к самим себе. 2. Совокупность продуктов духовного труда и духовных ценностей конкретного народа. |
Отрицательное отношение к другим нациям; основа национализма и шовинизма, приводящая к межнациональному напряжению и нестабильности в обществе. |
Пассивная, защитная, оборонительная форма реакции на искусственную или насильственную интернационализацию; стремление недоминирующих национальностей сохранить свою самобытность путем изоляции и автаркии, обладающее устойчивостью: историческая память народов, подвергшихся дискриминации, долгое время выполняет национально-охранительную функцию. |
Деятельность государственных ветвей власти, партий или общественных групп по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами. |
Особенные, характерологические черты этноса, сложившиеся в результате его развития и творчества (обычаи, уклад жизни, система ценностей, родной язык). |
Термин, использовавшийся и продолжающий использоваться в СССР и РФ для наименования начальных и средних школ, в которых родной язык местного населения изучается как предмет или является языком обучения. |
Решение правовых вопросов в области национальных отношений в полиэтническом государстве. |
Государство, в котором становление нации шло одновременно с образованием государства, в связи с чем политические границы государства совпадают с этническими. Существуют два типа Н.г.: 1) государства с национально однородным или почти однородным составом населения (Япония, Италия, Исландия); 2) государства с многонациональным составом населения, но образованные на территории исторического расселения «титульной нации» (Болгария, Австралия, Швеция, Ирак). |
Национальное меньшинство (Этническое меньшинство) Группа людей той или иной этнической принадлежности, уступающая по численности окружающему ее иноэтническому населению в ареале ее основного расселения или в соответствующих административно-территориальных границах. |
Самоутверждение нации как исторически определенной общности людей, существенными признаками которого являются: 1) формирование экономики; 2) взаимодействие всех элементов культуры; 3) общность языка. Важнейший принцип самоопределения - стремление к национальной независимости, созданию самостоятельного государства. |
Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций. |
Наличие в том или ином языке лексических единиц, выражающих специфические явления материальной и духовной культуры. В других языках, где отсутствуют слова для обозначения такого рода понятий, возникают языковые лакуны. |
Вид национального билингвизма на территории РФ, при котором первым компонентом двуязычия является родной язык, а вторым - один из национальных языков (но не русский язык). |
Часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. В процесс обучения вводятся такие предметы, как: 1) родной язык; 2) литература; 3) исторя; 4) география региона. |
Вид билингвизма на территории РФ, при котором первым компонентом двуязычия является родной язык, а вторым - русский. Н.-р.б. признается наиболее эффективным средством языковой интеграции многоэтнического сообщества при сохранении языкового многообразия страны. |
Обозначение принадлежности человека или группы людей к определенной нации или этнической группе. |
Один из видов административных образований, в которых учитывается этнический фактор. Н.-т.о. создаются: 1) в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения в данной административной единице; 2) в местах традиционного расселения малочисленных народов, не составляющих большинства населения. Н.-т.о. формируются с целью создания благоприятных условия для: 1) развития национальной культуры и языка; 2) сохранения среды обитания; 3) развития традиционных промыслов и ремесел национальных меньшинств. |
Регулирование национальных отношений, сознательное воздействие различных ветвей власти и общества на язык, что выражается в особой языковой политике. В многонациональном государстве Н.-я.п. имеет разные цели: 1) поддержание и развитие разных этнических сообществ и языков, законодательная защита и материальная поддержка языков малочисленных народов и этнических меньшинств; 2) поддержка только доминирующего в социально-политическом отношении этноса и соответствующего языка, который зачастую является государственным в данной стране. |
См.: Языковые отношения |
Специфические разновидности русского литературного языка, сформировавшиеся в зонах активного контактирования русского и других языков на территории бывших союзных республик (среднеазиатский, кавказский, прибалтийский варианты и др.), занимающие, с точки зрения социолингвистики, промежуточное положение между национальными вариантами литературного языка и этнолектами. Отличия от общепринятого литературного стандарта русского языка прослеживались: 1) на лексическом уровне; 2) на уровне орфоэпии; 3) синтаксиса; 4) стилистической системы. |
Устойчивые, стереотипные явления тех сфер жизнедеятельности народа, нации, регулируемые функциями общественного сознания: в национальной культуре, семейном быту, языке, художественном творчестве, психологии поведения и общения. |
Тип билингвизма, при котором первым компонентом двуязычия является один из национальных языков РФ (кроме русского). |
Язык, приобретший различия вследствие его развития в различных условиях, на разных территориях, не связанных между собой. Может иметь литературную разновидность (напр., английский язык в Англии и США). |
Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующих в рамках многонационального государства в социально-экономической сфере, сферах культуры, языка, в решении вопросов, связанных с национальным равноправием в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека. |
Идеализированная картина национальной жизни, существующая в представлении человека, способствующая консолидации этноса, помогающая в решении задач социально-экономического и культурного развития. |
Заниженная оценка собственного этноса, неверие в перспективы его развития, сопровождаемые языковым нигилизмом, нежеланием говорить на родном языке и обучать ему детей. |
Система символов, с помощью которой можно представить информацию о формах и функциях языка в полиглоссных обществах. Р. Белл выделяет четыре социолингвистических параметра (профиля) языка: 1) языковой тип языка; 2) статус языка; 3) процент носителей; 4) функции языка. |
Разновидность национализма, оправдание приоритетного удовлетворения интересов своего народа в ущерб другим народам. |
1. Язык нации как социально-исторической этнической общности людей, стоящий в ряду понятий родовой диалект, язык народности, этнический язык, существующий в двух формах - устной и письменной, представляющий совокупность всех форм существования данного языка: кодифицированных (литературный язык) и некодифицированных (различные территориальные диалекты, жаргоны и др.). От языка народности Н.я. отличается: 1) наличием литературной формы существования; 2) нормированностью; 3) стандартизацией. Н.я. характеризует понятие нация, соотносясь с ним следующим образом: 1) нация имеет единый язык; 2) нация имеет два Н.я. (у мордвы два литературных языка: эрзя и мокша); 3) наличие одного языка у ряда наций: английский в США, Англии, Австралии, Новой Зеландии. 2. Этнический язык одного из народов, проживающих на территории РФ (но не русский язык); родной язык. |
Исторически сложившаяся общность людей, возникшая на базе общности: 1) территории; 2) экономики; 3) психического склада; 4) культуры; 5) языка. |
Вид билингвизма, отражающий начальный этап распространения второго языка в социуме. |
Вид билингвизма, при котором отсутствуют прямые регулярные контакты с носителями языка: 1) по типу усвоения билингвом второго компонента двуязычия язык является выученным; 2) по типу языковых контактов с носителями второго языка наблюдается отсутствие регулярных контактов, использование второго языка в ограниченных целях вдали от основной массы носителей языка. |
Неполная функция (взаимодополняющая функция) Использование языка в той или иной коммуникативной сфере вместе с другим языком в связи с тем, что он не в состоянии самостоятельно в полной мере обслуживать данную сферу. |
Языковая ситуация с идиомами, обладающими неодинаковой демографической и функциональной мощностью. |
Любой язык, которым билингв овладел после освоения родного языка. |
Языковая ситуация, при которой языки-компоненты являются неравнозначными и распределены по разным сферам общения и социальным группам. Подавляющее большинство биокомпонентных и поликомпонентных языковых ситуаций являются несбалансированными. |
Вид индивидуального двуязычия, характеризующийся различным уровнем языковой компетенции билингва, при которой родным языком билингв владеет лучше, чем вторым языком. |
Язык, получивший письменность в недавнее время (в 90-х гг. ХХ в.), традиционно функционирующий в семейной и производственной сферах, в поэзии. После принятия письменности Н.я. начали использоваться в отдельных сферах регулируемого общения - в сфере образования (в начальной школе). К Н.я. относятся: 1) энецкий, долганский, кетский, нганасанский (Красноярский край); 2) ульчский (Хабаровский край); 3) тофаларский (Иркутская область); 4) рутульский, агульский (Дагестан). |
Отражение представлений говорящих о языковых, стилистических и коммуникативных нормах в продуцируемых текстах; суждения о языке в целом и об отдельных языковых фактах. |
Нормирование языка (нормализация языка) Процесс формирования и стандартизации орфоэпических, грамматических и лексических норм, считающихся образцовыми в данном языке. |
Индивид, владеющий данным языком, как родным. |
Нумерационный язык («Числовой язык») Язык, в котором для передачи лексических и грамматических значений используются числовые символы. |