Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Грамматологический словарь
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Детерминатив

Детерминатив (от лат. determinatio «определение») - знак в идеографическом письме. Употребляется при записи слова, как дополнительный элемент к основному фонетическому знаку для его более однозначного прочтения и понимания. Детерминатив не фонетичен. Первоначально он употреблялся для разграничения похожих знаков (омографов), позже превратился в знак - классификатор, указывающий к какой понятийной группе принадлежит слово (класс божеств, рек, животных и проч.). Например, в египетском письме детерминатив человека , детерминатив женского рода . Детерминатив в клинописи стоит перед фонетическим знаком (фонетикой), в египетском после фонетика, в китайском письме входит в состав иероглифа как единого целого.

Дешифровка

Дешифровка (от франц. déchiffrer «разбирать») - способ прочтения текстов (сообщений), записанных (передаваемых) на неизвестном языке неизвестным письмом. Задача дешифровки облегчается, если одно из двух неизвестных (язык или письмо) определено.

Важнейшие открытия в этой области: дешифровка египетского письма Ж.Ф. Шампольоном, клинописных текстов рядом ученых, хеттской письменности Б. Грозным, крито-микенского письма Дж. Чедуиком и М.Дж.Ф. Вентрисом, письменности майя Ю. Кнорозовым. Недешифрованными остаются письменности о. Пасхи и протоиндийского государства (Хараппа, Мохенджо-Даро). Сложным представляется вопрос о существовании вообще какой бы то ни было письменности в империи инков Тауантинсуйу.

По предмету исследования различаются: естественнонаучная дешифровка (медицинская диагностика, поиск внеземных цивилизаций), техническая дешифровка (ноты, карты, схемы). Термин «дешифровка» очень популярен в кибернетике и теории информации.

Диакритика

Диакритика (от греч. διακριτικός «служащее для различения») - различные над-, под- и внутристрочные знаки. Диакритика указывает на дополнительные характеристики звука (длительность, краткость, ударение, тонирование, назализация, мягкость, усиление и проч.) либо помогает передать графически новые звуки при помощи старых. Наиболее часто диакритику применяет арабское письмо. Здесь диакритика разграничивает буквы одинакового написания. В арабском письме иногда за диакритику принимают и огласовки, которые используют не всегда (иногда об этом письме говорят, что оно обладает двухъярусной системой диакритик). В хараппской письменности существовала диакритика, напоминавшая циркумфлекс для различения омнонимов (mina рыба/звезда).

В индийских системах письма диакритика специфична и обозначает в деванагари некоторые огласовки, удвоение согласных (геминацию), отмену огласовки, отмену присущего гласного. Из всех индийских письмен наиболее развитая диакритика в кхмерском письме, обозначающая даже удвоение слова, перечисление и т.д. В позднем кхмерском письме появились буквы с дополнительным верхним элементом, которые с некоторыми оговорками, тоже можно считать диакритикой. В кхмерском и лепча-ронг письменах существуют еще и особые знаки в виде диакритики (финалеграммы), передающие конечные согласные звуки.

Развитая система диакритик в маньчжурском письме. В японском письме (кане) диакритикой передается мягкость согласного и его удвоение, а также уточненное значение отдельных знаков (мару и нигори). В сирийском письме есть диакритика, которая указывает на множественное число и т.н. «талькапа» (разрушитель), которая ставится над непроизносимым знаком. Аналогичен этом знаку васла «убийца гласного» в арабском и ऽ авграха («отделитель», знак для отпадения начального «а») в индийском письме. В еврейском письме специально разработанная диакритика известна под названием масоретических знаков.

Акут (á) и циркумфлекс (â) изобретены Аристофаном, гравис (à) появился в латинском письме во времена Людовика XIII в 17 в. В сербском письме циркумфлекс применяется для отличия множественного числа от единственного: отац дечака (отец мальчика), отац дечакâ (отец мальчиков). В графике македонского языка грависом маркируются местоимения: не (нет), нè (нас); и (соединительный союз), ù (ее). Акут применяется в в английской поэзии для передачи устаревших слов возвышенного стиля (time's wingéd chariot летящая колесница времени). Подстрочная диакритика: седиль (ç) во французском (от испанского zedilla «маленькая z») введена в 16 в. печатником Жоффруа Тори; огонек (ą) в польском и литовском письме. Диарезис (от греч. «разделение») обозначает раздельное произнесение гласных (напр., naïv, Noël). Этот знак также используется и для маркировки гласных, который без него может расцениваться как немой. В немецком он известен как умлаут (ä); это название придумано в 19 в. филологом Якобом Гриммом. Тильдой в испанском обозначается мягкая n (ñ), в Португалии этот знак зовется тил (ã) и передает назализацию. Болле (å) в скандинавских языках также передает носовой. Бревис (ă) и макрон (ā) обычно указывают длительность. Весьма редкая диакритика, которая пересекает графему или находится внутри нее, как датский солидус, или виргуле (ø).

В европейских языках распространен апостроф для обозначения элизии (стяжения): do not = don't в английском, de origin > d'origin во французском; b'é, a'baint в ирландском. Апострофом после революции пытались заменить "ъ" в русском письме.

В Европе особенно много диакритических знаков в чешском, литовском, кашубском и французском алфавитах. Диакритика играет большую роль в системах транскрипции и проектах Международного алфавита.

Диахрония

Диахрония (от греч. διά «через», χρόνος «время») − историческое развитие системы письма. Диахроническая типология (история письма, графохронология) допускает сходство неродственных алфавитов и значительное расхождения неродственных. Изучаются общие пути, которые проходят письменности в своей эволюции; при этом некоторые из них в своем развитии могут опережать соседние (например, грузинское письмо несмотря на алфавитный характер не выработало, в отличие от армянского заглавных букв).

Ведется поиск «диахронических констант», доминирующих тенденций изменения графической системы. Наибольшие изменения наблюдаются в курсивном письме рукописных текстов, а наименьшие − в сакральной сфере (переход на латиницу в Румынии и на гражданский шрифт не отразился на старо-церковной графике). В каждом письме идет процесс изменения знаковых форм, но в каждом письме это изменение различно по времени. Так, эфиопское письмо за всю свою историю почти не изменилось со времени христианизации, а грузинское письмо прошло ряд радикальных изменений и продолжает поиск новых форм и по сей день.

Позитивным моментом теории диахронической грамматологии является ее обращение не только в прошлое, но и в будущее (См. Футуральная грамматология), т.е. ее прогностическая направленность. По выявляемым фактам эволюции письменности, прошедшей большое число этапов развития, можно предсказать дальнейшие изменения.

Диффузность

Диффузность (термин взят из физики; от лат. diffusio «неравномерность, рассеивание»). В грамматологии диффузностъ письма может быть двух видов:

а. Диффузностъ расположения знаков письма в строке. Существуют виды письма, где расположение букв или знаков в слове меняется (обычно с горизонтального на вертикальное). Это обусловлено следующими причинами:

- передачей скоплений согласных в слоговых системах письма (как например, в тибетском);

- подчеркнутым выделением слогов в подражание китайским иероглифам (как в буквенно-лигатурном корейском письме);

- стремлением к декоративности или тайнописи (например, древнерусская вязь).

Диффузны сами по себе китайские иероглифы и стенография Соколова,

б. Диффузностъ словообразования, т.е. любое небуквенное словообразование, которое может быть чисто слоговым, буквенно-слоговым, морфемно-слоговым, иероглифическим. В криптографии могут также разрабатываться искусственные диффузные системы (модели), основанные на многоуровневости знаков, многослогах (полисиллабизме), инверсии слога (гласные и согласные в слоге меняются ролями) и проч.

Длительность

Длительность - обозначается в буквенном письме удвоением гласных (в финском, эстонском, сомалийском), надстрочными знаками (акутом - в ирландском, чешском, словацком, исландском; надчеркиванием - в латышском; циркумфлексом - во французском или специальным подстрочным знаком - в литовском): aa=á=ā=â=ą.

В буквенно-слоговых письменностях длительность маркируется особыми знаками (зачастую знаки для кратких и долгих гласных являются обоюдными модификациями: पि pi, पी pī), в консонантном арабском и еврейском длинные гласные выражаются с помощью matres lectionis.

В некоторых письменностях долгие гласные представлялись сочетанием разных кратких гласных: в японском - tou>tō; сомалийском (османия) - ah>ā, ey>ē, ow>ō, uw>ū.

Длительность присуща и согласным (в финском, бугийском), которая, как правило, передается удвоением букв (геминацией). В тамили необходимость частой передачи геминат компенсируется широким использованием вирамы. В гурмукхи геминация передается диакритическим знаком, похожим на «птичку». В арабском письме (и иногда в эфиопском) применяется надстрочный знак в виде маленькой ω называемый "шадда". Двойные согласные иногда выражают специфические звуки: dd [ð], ff [f] (f [v]) в валийском, ll [ль] в испанском и [хль] в валийском. Бывшей геминатой является латинская буква w.

В японском письме геминация передается добавлением к силлабограмме слева маленького знака [tsu]: tsuTO=TTO.

Предыдущая страница Следующая страница