Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Пятиязычный словарь лингвистических терминов (Ж. Марузо, 1960)
rima

В начало словаря

По первой букве
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

rima

rima (рифма | rime | Reim | rhyme | rima)

Расположение одинаковых звуков в конце слов, соседних друг другу или находящихся в некотором отдалении друг от друга, либо образующих рифмованную группу или рифмическое выражение (groupe, expression rimée | reimende Verbindung: франц. pêle-mêle), либо находящихся в конце определенных членов (нем. Gliederreim, Satzreim).

---

Грамматической рифмой (rime grammaticale) называют соответствие в конечных слогах стихов производных форм одного и того же слова, даже если они представляют собой только ассонанс: trouve «находит», trouvons «находим», trouvaille «находка».

---

Рифма в собственном смысле слова, или конечная рифма (rime finale | Endreim, Ausreim | end-rhyme, full-rhyme | rima finale), употребляется обычно в качестве элемента стихосложения. Срединной или внутренней рифмой (rime médiane, intérieure | Mittelreim, Binnenreim | sectional rhyme | rimalmezzo) называют рифму, которая выступает на конце первых полустиший двух последовательных стихов; двойная рифма (rime redoublée | Schlagreim) рифмует два слова одного и того же стиха, именуемого леонинским (léonine) - см., если два рифмующихся слова находятся на конце двух полустиший.

---

Рифма французского стиха называется достаточной (suffisante) или обыкновенной (commune), когда она образуется путем повторения группы, состоящей из последнего произносимого гласного и следующего за ним звука: partir - soupir «уехать» -- «вздох»; она называется бедной (pauvre), если содержит лишь повторение конечного гласного элемента (déjà - voilà), богатой (riche), когда к этому добавляется повторение одного или нескольких предшествующих звуков, во всяком случае, предшествующего согласного, именуемого опорным (см.) согласным: bâtir - sortir, blesse - noblesse.

---

Немцы называют скользящей (gleitend) рифму, охватывающую три слога, качающейся (schwebend) - рифму, охватывающую два последовательных ударных слога.

---

Рифма называется мужской (masculine | männlich, stumpf | masculine, single | maschile), когда последняя из звучащих фонем представляет собой гласный: ami(s) - ami(e)´; женской (féminine | veiblich, klingend | feminine, double | femminile), когда последней фонемой является согласный: sortir - lir(e). Но в традиционном французском стихосложении рифма называется женской или мужской в зависимости от того, содержит или не содержит последний слог немое e на письме: sortir есть мужская рифма, а lire - женская. В языках с силовым ударением рифма называется мужской или женской в зависимости от того, какой слог она затрагивает - ударный или неударный слог.

прим.

Неточность: в языках с силовым ударением (например, в русском) основной рифмуемый слог всегда ударный, но в мужской рифме этот слог является последним, тогда как в женской за ним еще идет неударный (как правило, тоже рифмуемый, хотя и не всегда строго). В русском стихосложении используются еще дактилические рифмы, где за ударным рифмуемым слогом следуют два неударных, и гипердактилические рифмы с тремя неударными слогами после рифмуемого ударного; в обоих случаях неударные слоги тоже рифмуются (странники - изгнанники) или хотя бы ассонируются (ласковыми - в ма́сках были). - Прим. перев.

---

В соответствии с расположением, которое придается рифмам, различают рифмы парные (suivies, accouplées, plates | ungetrennt, gepaart | plain | baciata): aa - bb; перекрестные (croisées | gekreuzt, Wechselreim | interlaced | alternata): ab - ab; охватные (embrassées | unmarmend, eingeschlossen | enclosing | chiusa): abba; витые или сплетенные (enlacées | verschränkt | crossed | allacciata): abc - acb, abc - cba, и т.д.

В начало словаря