Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Словарь лингвистических терминов
Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОЗА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОЗА")

о

о (кириллич. О "он" < др.-греч О "омикрон")

16-я буква русского алфавита.

обвинительное заключение

Жанр официально-делового стиля, процессуальный документ, составленный по завершении предварительного расследования. Цель О.з. - обоснование вывода следователя, органа дознания о достаточности данных для предания суду обвиняемого

Жанровая форма документа основывается на трех речевых действиях:

1) изложение существа дела;

2) анализ собранных доказательств;

3) формулировка обвинения

О.з. состоит из следующих частей:

1) в первой части дается событийная информация: место, время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия, сведения о потерпевшем, доказательства, подтверждающие наличие преступления и виновность обвиняемого; доводы в защиту обвиняемого, результаты проверки доводов;

2) в резолютивной части приводятся сведения о личности обвиняемого и излагается предъявляемое обвинение с указанием статьи или статей закона, предусматривающих данное преступление Констатирующая информация выражается клишированными конструкциями, вводящими в ситуацию и указывающими на процессуальные действия и их обоснование Предписывающая информация - побудительно-императивными конструкциями.

обертон

обертон (нем. Obertone)

Тон, который выше основного тона. Возникая при звучании основного тона, он придает звуку особый оттенок или тембр, позволяющий отличать один голос или звук от другого

Частота колебания обертона в 2, 3, 4 и более раз больше, чем у основного тона.

областное слово (диалектизм)

Слово из диалекта, отличающееся необычностью употребления и особой эстетической нагрузкой в случае, когда его используют в художественных произведениях, вводя, в частности, в речь персонажей.

область действия кода

Комбинация компонентов ситуации общения (состав участников, тема и место общения), применяемая при изучении переключения кодов в ситуациях, когда разные коды (языки, диалекты, функциональные стили) используются в разных социальных контекстах.

обликвус

Косвенный падеж. Старофранцузский обликвус маркирует все случаи синтаксической зависимости имени, не различая их между собой:

1) в позиции косвенного дополнения;

2) в припредложной позиции;

3) в позиции приименного дополнения.

обмен мнениями в составе диалогического единства

Один из типов ДЕ, представленный такими основными формами, как беседа и спор. В процессе спора говорящий стремится убедить адресата речи в правильности своего мнения. В диалоге при этом обнаруживаются различные позиции собеседников.

обобщенно-личные предложения

Разновидность глагольных односоставных предложений, в которых действие приписывается обобщенному деятелю, независимое действие утверждается как вневременное, конкретно не соотнесенное с моментом речи.

Эти значения выражаются в личных глагольных формах, имеющих также модальные значения:

1) глагол 2-го лица без не - значение долженствования: Прямо пойдешь - счастье найдешь;

2) глагол 2-го лица с не - значение невозможности: Спасибо в карман не положишь;

3) глагол повелительного наклонения без не - значение долженствования: Береги честь смолоду;

4) глагол повелительного наклонения с не - значение нецелесообразности (с оттенком предостережения): Не всякому слуху верь;

5) глагол 3-го лица множественного числа без не - значение долженствования (с оттенком целесообразности): Цыплят по осени считают;

6) глагол 3-го лица множественного числа с не - значение нецелесообразности: От добра добра не ищут.

обобщенность-отвлеченность

1. Стилевая черта научной речи.

Она обуславливает употребление в научном тексте таких языковых средств, которые имеют обобщенно-отвлеченный характер:

1) нейтральные и книжные слова с обобщенным и отвлеченным значением: Оболочке Земли принадлежит важная роль в формировании лика планеты...;

2) глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного) действия: Организмы не существуют в природе изолированно;

3) использование конкретной лексики для обозначения общих понятий. Так, в биологических текстах существительные в единственном числе, обозначающие флору и фауну, выступают как термины: Обыкновенная лисица является одним из ведущих пушно-промысловых видов зверей Ингушетии. (Батхиев А.М.)

2. Один из элементов информационной модели научного стиля, связанный с информационной функцией, со стремлением автора речи сообщить существенные признаки предмета.

обогащение словарного состава

Один из законов исторического развития языка как общественного явления. Существуют три основных пути обогащения словарного состава языка:

1) морфологический путь обогащения [основосложение, морфологическое (аффиксальное) словообразование];

2) семантический путь [расширение значения слова, сужение значения слова, перенос значений (метафорический, метонимический, функциональный); лексико-семантический способ, основанный на распаде полисемии(образование омонимов, распределение значений слов по разным периодам: живот - часть тела, живот (устар.) - животный мир; возникновение нарицательных имен на основе собственных и наоборот: Любовь - любовь), конверсия];

3) заимствование (необходимые заимствования, усваиваемые языком на всех уровнях; калькирование)

обозначение на письме твердости/мягкости согласных

Парные твердые и мягкие обозначаются одной и той же буквой. Твердость обозначается гласными а, о, у, ы, э. Мягкость согласной перед гласной обозначается буквами я, ё, ю, и. Буква е может обозначать и твердые, и мягкие предшествующие согласные. На конце слова мягкость передается с помощью ь. Перед согласной мягкость согласной фонемы обозначается ь, а твердость - второй согласной: банька - банка. После согласных перед < j> пишутся разделительные ъ, ь, которые служат для уточнения значения следующих за ними букв я, ю, е, ё, и, но не указывают на твердость/мягкость предшествующей согласной.

обозначение переходов от одной мысли к другой

1) Одна из закономерностей логичности речи. Лингвистическое условие ее реализации на уровне синтаксиса связного текста.

2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о неязыковых условиях реализации логичности речи.

обоснование

обоснование - в риторике: композиционная часть высказывания, которая содержит техническую (логическую или квазилогическую) аргументацию в пользу главного положения.

обособление

Ритмико-интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ (конструкции, оборота): Внизу, в прихожей, часы пробили шесть. (Пауст.) На письме обособленная часть предложения может выделяться запятыми, тире. Обособленные члены предложения заключают дополнительное высказывание о предмете, признаке, выполняют по отношению к определяемому члену функции добавления, пояснения, уточнения. В некоторых случаях их можно развернуть в предикативные единицы: Теория Авиценны основывается на философских традициях, сложившихся на Востоке в течение двух предшествующих тысячелетий. - Теория Авиценны основывается на философских традициях, которые сложились на Востоке в течение двух предшествующих тысячелетий.

обособление определения

Один из продуктивных приемов осложнения простого предложения. Признак, выражаемый О.о., актуализируется, содержание О.о. приобретает характер дополнительного микровысказывания о предмете, обозначенном определяемым существительным. В соответствии с общими условиями обособляются следующие разновидности определений:

1) определения, представленные прилагательными или причастиями с пояснительными словами и стоящие в постпозиции к определяемому слову;

2) несогласованные распространенные определения, вынесенные в препозицию или отделенные от определяемого слова другими членами: Запах молодого сена, нагретого солнцем, стоял в воздухе; Вокруг расстилались поля, богатые хлебами.

При отсутствии одного или двух общих условий обособление определений может быть вызвано дополнительными условиями:

1) обособляются любые формы определений при личном местоимении, независимо от позиции: Ничем больше не обремененные, они вынуждены были покинуть этот дом;

2) обособляются одиночные согласованные и несогласованные постпозитивные определения, если перед определяемым словом есть другое определение: Отсюда вела куда-то еще одна дверь, открытая настежь;

3) обособляются препозитивные распространенные определения при наличии добавочного обстоятельственного оттенка: причины, условия, уступки: Захваченные ветром, листья взметнулись ввысь;

4) обособляются постпозитивные согласованные одиночные определения, если они представляют однородный ряд: Вся гамма красок мелькнула перед его взором - красных, оранжевых, синих, зеленых, золотисто-желтых;

5) обособляются определения при отсутствии общих условий, если рядом в предложении есть другие обособленные определения: Пришел Макаров, в черном строгом костюме, стройный, седой, с нахмуренными бровями.

обособленные дополнения

Разновидность дополнений, вычлененных в составе предложения как ограничительно-выделительные обороты с различными значениями: объектным, субъектным, обстоятельственным: Все приехали домой, кроме младшего брата. Условием обособления является ограничительно-выделительное значение оборота, представляющее собой основу добавочного высказывания: Приехали все, включая и дальних родственников. Ограничительно-выделительное значение выражается с помощью предлогов кроме, помимо, вместо, включая, исключая, наряду с и др.

обособленные обстоятельства

Вычлененные в составе предложения слова или группы слов, имеющие синтаксическую функцию обстоятельства.

Обособление обстоятельств определяется:

1) общими условиями;

2) частными и 3) дополнительными условиями, с учетом которых выделяются три группы обособленных обстоятельств:

1) обособленные деепричастия, для которых обстоятельственная функция является основной. Взаимоотношения деепричастий с глаголом прогнозируют оттенки времени, условия, уступки, причины, цели. Деепричастие не утрачивает значение процесса, что является основой добавочного высказывания и условием обособления: Вернувшись домой, он застал всех в добром здравии. Деепричастия не обособляются в случае утраты значения действия:

а) во фразеологических единицах, имеющих застывшую форму деепричастного оборота и обозначающих признак действия: Он не любит делать все спустя рукава. Мы сломя голову неслись в Магас;

б) не обособляются одиночные деепричастия со значением качественной характеристики действия, близкие к качественным наречиям: Мы шли не торопясь;

2) распространенные обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени обособляются при необычном расположении относительно определяемого слова:

а) в позиции перед сказуемым;

б) в начале или конце предложения;

в) в случае дистантного расположения относительно главного члена: Она приняла решение и наконец, после многих хлопот, добилась желаемого результата. Ядром добавочного сообщения служит отвлеченное существительное хлопоты.

Показателями обстоятельственных значений являются предлоги:

а) причинные: от, из, за, из-за, ввиду, благодаря;

б) условные: при, в случае;

в) уступительные: вопреки, несмотря на;

г) временные: по, после;

3) уточняющие обстоятельства, выделенные на основе того, что одно обстоятельство уточняет другое и через его посредство поясняет господствующий член: Он начал работать над диссертацией вечером, в десятом часу. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает выделение. Без отношений уточнения возникает единая обстоятельственная группа.

обособленные приложения

Вычлененные в составе предложения в смысловом и ритмико-интонационном аспектах приложения, являющиеся продуктивным приемом осложнения простого предложения. В соответствии с общими условиями обособляются:

1) распространенные постпозитивные приложения: Хризантемы всегда здесь роскошно цвели, цветы осени;

2) приложения, стоящие в любой позиции, если они поясняют личные местоимения: Он даже снится мне иногда, этот тополь.

Если отсутствуют общие условия, то обособление приложений может происходить при наличии дополнительных условий:

1) употребление приложения перед определяемым словом;

2) добавочный обстоятельственный оттенок;

3) если приложения, употребленные в постпозиции, представляют однородный ряд. Обособляются также одиночные постпозитивные приложения, если они имеют уточняющее значение: Один из студентов, Магомед, посещает все лингвистические кружки на факультете.

обособленные члены

Слова или группы слов, вычлененные в составе предложения в ритмико-интонационном или смысловом аспекте, имеющие ослабленную синтаксическую связь с другими членами, выражающие добавочное сообщение по поводу одного из слов или всего предложения.

Обособленными могут быть:

1) определения;

2) приложения;

3) обстоятельства;

4) дополнения;

5) сравнительные обороты

А.М. Пешковский первым подробно описал обособление, указав на сходство О.ч. с придаточными предложениями. Однако обособление - это принадлежность простого предложения: они не имеют собственно грамматического ядра, не обладают предикативностью.

обособленные члены предложения

Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонации. О. ч. п. употребляются во всех стилях, в качестве обособленных членов предложения выступают деепричастные и причастные обороты, которые обладают большей смысловой емкостью. В публицистической и художественной речи они связаны с такой стилевой чертой, как выразительность: Улыбнувшись широко, добродушно, тот протянул руку... (Из "Детской энциклопедии).

образ автора

Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. "Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля" [В.В. Виноградов]. Образ автора - одна из форм проявления реальной личности автора.

Выделяются следующие типы повествователей:

1) объективный повествователь (от 3-го лица);

2) личный повествователь (от 1-го лица);

3) рассказчик - носитель речи, открыто организующий текст своей личностью.

образ адресата

Одна из основных категорий текстообразования. Адресату предназначен текст в расчете на его творческое восприятие.

Форма выражения одного и того же содержания в тексте модифицируется по-разному, в зависимости от параметров:

1) возраста;

2) пола;

3) уровня образования;

4) сферы профессиональной занятости и т.п.

С фактором адресата всегда соотносятся коммуникативно-прагматические нормы.

Например, максимы Грайса:

1) максима "качества" ("говори правду");

2) "количества" ("делай свой вклад в речевое общение настолько информативным, насколько необходимо");

3) максима "релевантности" (отражает соответствие теме);

4) "манеры" ("говори ясно", "говори последовательно");

5) совокупность характеристик реального или предполагаемого адресата, которые должны быть учтены для успешности речевого акта.

образ ритора

О.р. складывается как отношение его индивидуального стиля к представлению общества о риторическом идеале и проявляется в аспектах пафоса, логоса и этоса.

образность

1) Основная черта художественной литературы, ориентированная на создание художественных образов.

2) Стилевая черта художественной речи, связанная с употреблением слов в переносном значении метафор, эпитетов, сравнений, гипербол и т.п.

Метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы изучаются стилистикой художественной литературы (литературоведческой стилистикой). Слова в переносном значении, сравнительные обороты, предложения с определениями входят в компетенцию стилистики языка.

Таким образом, в одном и том же стилистическом средстве выделяются два плана:

1) связанный с литературоведческой стилистикой и 2) связанный со стилистикой языка.

образность речи

Одно из коммуникативных качеств речи, направленное на формирование конкретно-чувственных представлений о действительности. О.р. может входить в компетенцию культуры речи.

образование сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом

образование сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом

интернационального характера

авиа-, агро-, био-, гидро-, видео-, метео-, рок-, аэро-, теле-, мега-, макро-, микро- и др. Мегафон, телешоу и др.

образование языков

Закономерный исторический процесс, связанный с образованием различных народностей, наций, говорящих на разных языках.

обратный порядок слов (инверсия)

Порядок слов в предложении, который не совпадает с порядком слов в словосочетании. О. п. с. используется в разных стилях. Так, в публицистической речи он способствует созданию экспрессивности, выполнению воздействующей функции высказывания: Уходили в тыл врага комсомольские отряды. Летели под откос вражеские эшелоны, подрывались на минах колонны врагов. (Из книги "Десять встреч с мужеством"). В художественной речи обратный порядок слов связан с эмоциональностью, которую автор вкладывает в высказывание: По белой скатерти снега катится легкий сказочный колобок. Это выбрался из своих подснежных ходов крошечный зверек - лемминг. Внимательно наблюдаю в бинокль за его опасным путешествием. (По И. Соколову-Микитову). В научно-популярной речи в целях доказательности выдвигаемого утверждения тоже может использоваться О. п. с.: Загадка прояснится, если вспомнить, что в полной форме это пословичное выражение звучало так... (По З. Люстровой и Л. Скворцову).

обратный языковой сдвиг

Возврат к прежнему, использовавшемуся ранее, языку, что случается крайне редко. Например, был возрожден один из "мертвых" языков - иврит (Hebrew) в Израиле, где язык, который еще в начале ХХ в. был языком ритуалов и древних религиозных книг, превратился в современный полифункциональный национальный язык государства Израиль.

обращение

Слово или словосочетание, называющее человека иди предмет, к которому обращается говорящий или пишущий. О. используется для привлечения внимания собеседника, читателя. Обращения чаще встречаются в разговорной речи, особенно в диалогической; в художественной речи - в диалогах, в деловом стиле - в официальной или личной переписке. В поэтической речи обращения к отсутствующему лицу, животным, неодушевленным предметам имеют риторический характер. Обычно они метафоричны: Здравствуй, красавица Волга! (Н.). О. выполняет различные функции. Например: в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" обращения используются в лирических отступлениях автора. Они связаны с образностью художественного произведения, эмоциональностью автора, поэтому могут содержать в себе оценочное значение: Волшебный край! Там в стары годы Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы... (I, ХVIII); Мои богини! что вы? Где вы? Внемлите мой печальный глас.. (I, XIX); Друзья мои, что ж толку в этом? Быть может, волею небес, Я перестану быть поэтом... (III, ХIII).

обращенность автора речи к читателю (слушателю), а также к самому себе

1) Одна из особенностей рассуждения-размышления, которая связана с желанием автора разобраться в ряде проблемных вопросов, до конца понять не только особенности предмета размышления, но и свои мысли, чувства. Все это обусловливает частотность рассуждений-размышлений в художественных произведениях, в публицистической литературе

2) Один из элементов смоделированной ситуации общения, в которой возникает рассуждение-размышление.

обстоятельства морфологизованные

Разновидность обстоятельств, представленных наречиями:

1) качественными;

2) количественными;

3) обстоятельственными. Наречия, для которых обстоятельственная функция является основной, продолжают оставаться морфологическим эталоном обстоятельства. В русистике обстоятельства, выраженные наречиями, считаются непродуктивными, т.к. список их не пополняется (П.А. Лекант).

обстоятельства неморфологизованные

Разновидность обстоятельств, представленных:

1) предложно-падежными формами существительных;

2) падежными формами существительных;

3) деепричастиями;

4) инфинитивом

О.н. считаются в русистике продуктивными.

обстоятельственные отношения

Тип синтаксических отношений в словосочетании, при которых господствующий член имеет значение действия или признака, зависимый член - значение его признака, его характеристики. Это содержание соответствует вопросам к наречиям и к обстоятельствам разных разрядов: бежит (как?) быстро, любит (насколько?) очень, умный (насколько? в какой степени?) слишком, еду (куда?) в Ставрополь и т.п.

Обстоятельство (синтакс.) Второстепенный член состава сказуемого, выражающий характеристику действия, признака со стороны качества, количества или различных условий протекания, проявления их

Например, в русском языке существуют следующие разряды обстоятельств:

1) качественные (как? - так: хорошо, красиво - наречия; без остановки - сущ. с предл.);

2) количественные (насколько? - настолько: очень - нареч.; до краев - сущ. с предл.);

3) времени (когда? - тогда: сейчас - нареч.; во время - сущ. с предл.);

4) места (где? - там, здесь; куда? - туда; откуда? - оттуда: кругом - нареч.; вдоль леса - сущ. с предл.);

5) причины (почему? - потому: сгоряча - нареч.; от мороза - сущ. с предл.);

6) цели (зачем? - затем: нарочно - нареч.; ради друзей - сущ. с предл.);

7) условия (при каком условии? без знания - сущ. с предл.);

8) уступки (вопреки чему?: несмотря на добросовестное отношение - сущ. с предл.).

обсуждение

Антоним к объективации;

постановка вопроса с целью обсудить уже принятое решение или обнародованный вывод; языковое средство, используемое в публицистическом, официально-деловом письме.

обустройство языковой реальности

1. Научно обоснованное регулирование функционального развития языка.

2. Мероприятия в области культуры речи, направленные на развитие, консервацию или регресс, на расширение или сужение диапазона употребления языка и отдельных форм его существования.

При составлении программ языкового регулирования учитываются:

1) сиюминутные и долговременные интересы общества;

2) этнические интересы;

3) развитие культуры;

4) конфессиональные интересы.

Меры по обустройству языковой реальности направлены на:

1) сохранение существующей иерархии языковых образований;

2) сохранение существующих языковых норм;

3) сохранение преемственности в культуре;

4) сохранение национального языка

При изменении функционального соотношения языковых образований обустройство языковой реальности способствует:

1) выдвижению на роль макропосредника одного из этнических языков;

2) вытеснению из сферы общегосударственного общения использовавшегося ранее языка: старописьменного литературного или языка колониального управления;

3) отмене старых норм;

4) кодификации новых норм, стандартизации, реформе орфографии.

общая социолингвистика

См.: теоретическая социолингвистика.

общее правило изложения отвергаемой позиции

общее правило изложения отвергаемой позиции - в риторике: наиболее слабые доводы оппонента или факты, имеющие отрицательное значение, располагаются в начале и конце изложения, наиболее сильные, выигрышные доводы и факты располагаются в середине и объединяются, где теряют свою значимость.

общее представление

Надиндивидуальное схематическое представление (предпонятие).

общенародный язык

1) Язык, на котором говорит целый народ, одна из форм проявления социальности языка. Общенародный (общий) язык - это литературный язык, выступающий как упорядоченная, правильная и обязательная норма.

2) Совокупность всех сосуществующих вариантов функционирования языка, включающая следующие разновидности:

а) литературный язык - разновидность с кодифицированными нормами, дифференцирующаяся в разных функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом, разговорно-бытовом, стиле художественной литературы, в котором сочетаются кодифицированные и некодифицированные нормы);

б) территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны), просторечие - разновидности с некодифицированными нормами (узусом).

общение

общение (лингв.)

См.: коммуникация.

общение (коммуникация) в социолингвистике

Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения:

1) семейной;

2) внутри производственного коллектива;

3) внутри социальной группы;

4) внутри населенного пункта или ограниченного региона;

5) общение людей во временном коллективе;

6) внутри целого народа;

7) межнациональное общение;

8) общечеловеческое общение.

Выделяются следующие виды общения:

1) по типу участников: межэтническое, международное, внутриэтническое, внутригосударственное, внутригрупповое, межгрупповое, межличностное;

2) по территории общения: местное, региональное;

3) по способу общения: устное, письменное;

4) по сфере общения и воздействию на характер общения со стороны государства: официальное/ неофициальное, бытовое, повседневное, внутрисемейное, производственное, спонтанное, регламентируемое/ нерегламентируемое, организованное.

общение со многими людьми через научную литературу, выступления на научные темы

1) Сфера общения, характерная для научной речи.

2) Один из элементов смоделированной ситуации общения, представленный в информационной модели научного стиля.

общеславянизмы (праславянизмы) в русском языке

Пласт лексики, унаследованный из языка славянских племен, живших в VI в. нашей эры на территории среднего течения Днепра, верховьев Западного Буга и Вислы. По структуре в основном корневые слова, восстанавливаемые с учетом фонетических изменений и морфологической структуры слов. Общеславянизмы составляют ядро словарного состава русского языка. По мнению Н.М. Шанского, их не более двух тысяч, однако они наиболее употребительны в нашей речи.

Например:

1) тематическая парадигма "Части человеческого тела": борода, бок, око, палец, плечо, сердце;

2) тематическая парадигма "Животные": волк, еж, конь, лань, ласка, лось, медведь, серна;

3) тематическая парадигма "Птицы": воробей, ворона, галка, голубь, дрозд, дятел, лебедь, орел, скворец, соловей, сорока;

4) тематическая парадигма "Цвет": белый, желтый, зеленый, русый, серый, синий, черный;

5) тематическая парадигма "Количественный признак": высокий, глубокий, короткий, малый, тонкий, узкий;

6) тематическая парадигма "Чувственные ощущения": горький, кислый, мокрый, острый, теплый, черствый;

7) тематическая парадигма "Физическое свойство": глупый, глухой, кривой, лысый, толстый, хромой, худой, щедрый;

8) тематическая парадигма "Физическое состояние": здоровый, злой, ярый;

9) тематическая парадигма "Возраст": молодой, старый, юный.

общественные функции языка

Функционирование языка в различных сферах общения, соответствующих сферам человеческой деятельности в сфере науки, массовой коммуникации, производства, судопроизводства, транспорта и т.д.

общество (социум)

Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, существующая, функционирующая и развивающаяся в процессе социального взаимодействия между его членами, которое невозможно без языкового взаимодейтсвия.

общеупотребительная лексика (в социолингвистике)

Лексика, не имеющая экстралингвистических причин, ограничивающих ее использование;

основу общеупотребительной лексики составляют стилистически нейтральные слова литературного языка.

общие качества стиля

общие качества стиля - в риторике: правильность, ясность, точность, уместность, легкость, живость, гармоничность слога.

общий топ

общий топ - в риторике: идея, правило или отношение, которые, принимаются в аргументации и не нуждаются в обсуждении: например, целое больше части.

общности групповые (социальные группы)

Совокупность говорящих, обладающих общими социальными характеристиками; им присуща внутренняя структура, системность. Например, сотрудники Министерства образования Республики Ингушетия, члены научно-исследовательского кружка "Lingua - universum".

общности массовые

Аморфные, стихийно образующиеся совокупности людей, в основе которых отсутствуют социальные характеристики. Например, аудитория слушателей радиостанции "Милицейская волна".

общность

Совокупность людей, объединяемых на основании общего признака: биологического, конфессионального, территориального, языкового, в рамках которого происходит социальное и языковое взаимодействие.

В зависимости от вида социального взаимодействия выделяются:

1) массовые (аморфные) и 2) групповые (структурированные) общности, между которыми нет четкой, непреодолимой границы: как групповые, так и массовые общности могут быть различными по своей численности - от нескольких человек (семья, группа по интересам) до многих миллионов (нация).

общность лингвокультурологии и текстоведения

1) лингвокультурология:

а) время: 90-е гг ХХ в.;

б) типичные представители: Ю.С. Степанов, А.Д. Арутюнова, В.Н. Телия, А. Вежбицкая, В.М. Шаклеин, В.Н. Маслова, Н.Ф. Алефиренко и др.;

в) цель - изучение языка как феномена культуры народа;

г) антропоцентрическая ориентация - уровень социума;

д) объект исследования на уровне языка/речи - уровень языка (языкового проявления культуры народа, узуса);

е) предмет исследования - языковая картина мира этноса как отражение его культуры;

2) текстоведение:

а) время: 80-90 гг. ХХ в.;

б) типичные представители: И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик, Л.Н. Мурзин, Н.А. Купина, И.Я. Чернухина, К.Э. Штайн и др.;

в) цель - исследование структуры, семантики, прагматики текста, эпистемологии текста как единицы культуры;

г) антропоцентрическая ориентация - уровень языковой личности;

д) объект исследования на уровне языка/речи - уровень текста как речевого произведения, отражающего индивидуальный культурный тезаурус и идиостиль творца;

е) предмет исследования - языковая и концептуальная картина мира автора, структура, семантика, прагматика текста, идиостиль, художественный метод и т.п.

объединяющая функция языка

Функция, которую выполняет стандартный (литературный) язык, объединяя носителей разных диалектов в единый этноязыковой коллектив.

объект

объект (< лат. objectum предмет)

1) Дополнение.

2) Компонент семантической структуры предложения, предельно обобщенное понятие о предмете, на который направлено действие, исходящее от субъекта, или бессубъектное действие: Он сразу же увидел ее.

объект - система, система - объект

Разновидность абстрактной системы; композиция, или единство, построенное по некоторым отношениям определенного множества плюс ограничивающим эти отношения условиям тоже определенного множества из "первичных" элементов некоего множества. При этом все множества могут содержать любое число элементов или быть пустыми.

объект общей морфологии

Минимальные двусторонние знаковые единицы языка, чаще всего именуемые морфемами, и "жесткие" комплексы этих единиц, обладающие особыми свойствами, - словоформы или слова. Вся морфологическая проблематика помещается в пространстве между морфемой и словоформой

Морфология - описание свойств слова и его значащих частей.

объект социолингвистики

Механизмы функционирования языка (или языков), их взаимодействие в социально-коммуникативных системах, обслуживающих общество. Социолингвистика исследует обусловленность множества языковых элементов элементами социальной структуры общества.

объективация

1. (< объект) Процесс обретения свойств объекта.

2. (< объективировать) В публицистическом стиле: вопрос, на который автор отвечает сам; языковое средство, служащее для высвечивания основного вопроса по мере развертывания текста.

объектные отношения

Тип синтаксических отношений в словосочетании, при которых господствующий член имеет значение действия, зависимый член - значение объекта. Это содержание соответствует вопросам к косвенным падежам имени существительного: люблю (кого?) Тамерлана, обрабатываю (что?) грядку, рисую (чем?) углем, прикоснулась (к чему?) к лицу, работа (над чем?) над книгой, полный (чего?) меда, играющая (во что?) в куклы.

объекты дискретные

Исчисляемые объекты, множества которых сохраняют дискретную структуру:

1) конкретные объекты, имеющие пространственные и временные границы: поле, вечер, тарелка;

2) конкретные ситуации (акты), имеющие начало и конец: перемена, размышление, поиск.

объекты исчисляемые

Объекты, которые поддаются счету:

1) конкретные объекты, имеющие пространственные и временные границы: стол, цветок, год;

2) конкретные ситуации (акты), имеющие начало и конец: ветер, мысль, шаг.

объекты недискретные

Объекты, которые не делятся на элементы: они могут быть расчленены только на порции, части. Много стаканов - это стаканы, много глины - это глина. Часть глины - это тоже глина, но часть стакана - уже не стакан.

Недискретными являются:

1) названия веществ: сахар, молоко;

2) названия свойств и состояний, не имеющих четких временных границ: белизна, отвага, мышление;

3) названия гомогенных совокупностей объектов: студенчество, мебель, вермишель.

объем глагола как части речи:

1) по В.В. Виноградову:

а) спрягаемые формы;

б) инфинитив;

в) глагольно-именная форма - причастие;

г) глагольно-наречная форма - деепричастие;

2) по А.Н. Тихонову, выделяются две формы:

а) спрягаемая форма;

б) инфинитив.

объем коммуникации на языке

Объем, который определяется по следующим показателям:

1) количество людей, говорящих на языке;

2) количество этносов, говорящих на данном языке;

3) количество стран, в которых используется язык;

4) состав общественных функций и социальных сфер, в которых используется язык (в каждой из стран).

объем понятия

Множество (класс) предметов, признаков, действий, состояний и т.п., однородных или уникальных.

объемность речи

объемность речи - в риторике: представление предмета во многих планах или перспективах;

О.р. - наиболее эффективное средство построения образа.

объявление

Вид делового письма. Обучение умению составлять объявления проводится по схеме:

1. Чтение образцов объявлений;

2. Анализ их языковых особенностей, способов оформления материала;

3. Коллективное составление объявлений о каком-нибудь мероприятии;

4. Самостоятельное составление объявлений;

5. Корректирование самостоятельно составленных объявлений;

6. Выполнение контрольных заданий;

7. Анализ учителем контрольных заданий, выполненных учащимися;

8. Работа над типичными ошибками.

объяснительная записка

Жанр официально-делового стиля, документ, указывающий на причины, которые привели к нарушениям. Составляется в произвольной форме

Используются следующие клишированные синтаксические конструкции:

1) вводящие констатирующую информацию: Сообщаю Вам, что...;

2) выражающие просьбу или предложение: Прошу...

обычное вступление

обычное вступление - в риторике: род вступления, которое характеризуется следующими качествами:

1) в нем проявляются такие черты ритора, как: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность;

2) ритор стремится дать представление об уровне значимости предмета для общества;

3) как правило, в неявном виде указывается тип ценностей иерархии, которой следует ритор.

огамическое

огамическое (< ирл. оghаm < др.-ирл. Оgат, Оgит)

О. письмо - буквенное письмо древнеирландского и пиктского языков, употреблявшееся на Британских островах в эпоху раннего Средневековья; древнейшие надписи О. письмом выполнены на древнеирландском языке и датируются III-IV вв.; создание О. письма кельтская мифология приписывает богу Огму (Огмию), который обладал провидческим и поэтическим даром.

огибающая интенсивности

График, показывающий интенсивность звуков и переходов от одного звука к другому на отрезке речевого потока.

оглушение

оглушение (фон.)

Один из видов живых (или фонетических) чередований. Изменение звуков в речевом потоке, обусловленное ассимиляцией по звонкости - глухости. Например, оглушение звонкого согласного в конце слова: миллион алых роз [рос].

огосударствление языка

Придание языку той или иной территориальной единицы статуса государственного - обязательного для употребления в официальных сферах общения. Обычно статус государственного языка придается языку "титульной нации". В многонациональном государстве может быть несколько государственных языков. Например, в Швейцарии четыре государственных языка: немецкий, французский, итальянский, ретороманский.

ограниченный код (суженный код)

Языковая подсистема, используемая, согласно теории английского психолога и социолога Б. Бернстайна, представителями низших слоев рабочего класса, сельским населением. Ограниченный код ориентирован на поддержание социальных контактов и выражение социальной солидарности.

Он характеризуется:

1) высокой степенью предсказуемости;

2) простыми синтаксическими конструкциями;

3) высокой частотностью незавершенных предложений;

4) небольшим количеством предлогов и союзов придаточных предложений;

5) ограниченностью лексического состава;

6) конкретностью высказываний;

7) прямолинейностью обращений.

ограничивающий механизм языка

Подчинение любого новообразования в языке его системе.

одновидовые глаголы

Глаголы совершенного или несовершенного вида, не имеющие видовой пары: нюхать, вскрикнуть.

одновидовые глаголы несовершенного вида

одновидовые глаголы несовершенного вида (imperfectiva tantum)

1) бытийные глаголы: быть, иметься, существовать, находиться;

2) связочные и полусвязочные глаголы: быть в значении "являться", являться, считаться;

3) глаголы логического соотношения: равняться, соответствовать;

4) модальные глаголы: хотеть, желать, мочь;

5) глаголы принадлежности: иметь, владеть, обладать, принадлежать;

6) глаголы положения в пространстве: стоять, сидеть, лежать, висеть;

7) глаголы со значением физического и психического состояния: спать, бодрствовать, страдать, гордиться, сердиться;

8) глаголы интеллектуального и эмоционального отношения: знать, предвидеть, интересоваться, любить, уважать;

9) глаголы со значением рода занятий: учительствовать, дирижировать, командовать;

10) глаголы со значением проявления тех или иных свойств характера, внешности: умничать, горячиться, буянить, кусаться, заикаться, хромать;

11) глаголы неоднонаправленного движения: летать, плавать, бегать.

одновидовые глаголы совершенного вида

одновидовые глаголы совершенного вида (perfectiva tantum)

1) дериваты с суф. -ану-: толкануть, сказануть (разг. окр.);

2) префиксально-суффиксально-постфиксальные или префиксально-постфиксальные глаголы: раскричаться, встрепенуться и др.

однозначные слова

1) Одно из языковых средств, активизирующихся в научном стиле. Однозначные слова служат для выражения точности: Очень неравномерно распределяется водный сток в году.

2) Один из элементов информационной модели научного стиля, входящий в смоделированный с опорой на точность речи набор языковых средств.

однокоренные слова

Средство синтаксической и логической связи в разных стилях. Например: В триединстве - завершенье, Трижды слава трем лучам. К. Бальмонт

однонациональное (мононациональное) государство

Государство, в котором проживает незначительное количество представителей некоренных наций, не оказывающих влияния на национально-языковую ситуацию в стране. Соответственно представителей "титульной нации" проживает большинство: например, в Корее корейцев - 99%, в Японии японцев - 99%.

однородные и неоднородные определения

1) однородные определения характеризуют предметы по одному признаку;

2) в однородном ряду используются только качественные или относительные прилагательные;

3) определения однородные, если за ними следует причастный оборот

Среди синтаксических факторов выделяются следующие:

а) определения неоднородные, если одно из них относится к определяемому слову, а второе - ко всему словосочетанию: длинный товарный поезд;

б) чем определений больше, тем ярче интонация перечисления;

в) в постпозиции определения обычно выступают как однородные, что связано с усилением их предикативности и нейтрализацией морфологических различий и др.

однородные члены предложения

Члены, входящие в сочетание слов, в котором ни одно из них не является главным. По мнению П.А. Леканта, О.ч.п. может быть осложнено любое простое предложение:

1) распространенное и 2) нераспространенное. О.ч.п. синтаксически равноправны по отношению друг к другу, но подчинены к.-л. члену предложения либо им подчинен к.-л. член. Они образуют ряд однородных членов.

односоставное предложение

Предложение с одним главным членом - с одним составом: подлежащего или сказуемого. Все это обуславливает его экспрессивность, а значит, и употребительность в художественной, разговорной, публицистической речи: Помните! Через года, через века... помните! (Р. Рождественский). В деловой речи, в частности, в памятках, полезных советах, рецептах по приготовлению пищи употребление односоставных предложений связано с обобщенным характером речи. Ведь здесь сообщаются сведения, имеющие практическое значение для всех: Варенье можно варить из черешни любой окраски, но наиболее красивое получается из белой. Ягоды без косточек заливают сахарным сиропом (1кг ягод, 1 кг сахара и 1 стакан воды) и варят в один прием до готовности. В конце варки добавляют 2-3 г. лимонной кислоты и для аромата - ванилин. (Из книги "Витамины круглый год").

односторонний билингвизм

Вид социального двуязычия, при котором лишь один народ - участник языковой ситуации - владеет языком другого народа и использует его в общении с ним. Например, в РФ коренное население национальных республик двуязычно.

односторонняя членимость словоформ

односторонняя членимость словоформ - только формальная членимость или только семантическая членимость слова на морфемы.

одноязычие

См.: монолингвизм

одонтограммы в артикуляционных исследованиях

Фотографии зубов.

одушевленность / неодушевленность как лексико-грамматическая категория

1. Категория, построенная на бытовом представлении о живом и неживом, хотя полного совпадения с биологическими представлениями здесь нет:

а) существительные, обозначающие человека и животных, считаются одушевленными;

б) существительные, обозначающие растения, считаются неодушевленными, хотя называют объекты живой природы. С подобным подходом связан номинативный компонент значения.

2. Синтаксический компонент значения связан с категорией одушевленности-неодушевленности, трактуемой в лингвистическом аспекте:

а) одушевленными считаются существительные мужского рода, если в единственном числе наблюдается совпадение родительного и винительного падежей: слон - Р.п.: слона; В.п. - слона;

б) одушевленность присуща существительным, имеющим совпадающие формы в Р.п. и в В.п. множественного числа: куклы - Р.п. - кукол; В.п. - кукол.

Возможны четыре варианта реализации категории одушевленности:

1) существительное является одушевленным;

2) существительное является неодушевленным;

3) для существительного характерны колеблющиеся показатели одушевленности / неодушевленности;

4) существительное не имеет грамматических показателей одушевленности / неодушевленности (например, неизменяемые существительные).

одушевленность-неодушевленность местоимений

1) я, мы, ты, вы - одуш., хотя в отдельных речевых ситуациях могут обозначать неживой предмет;

2) он, она, оно, они указывают на живые и неживые предметы и отвечают на вопросы кто? и что?

3) кто, кто? Указывают на живые лица;

4) что, что? указывают на живые и неживые предметы;

4) кто-то, кто-нибудь и др. указывают на живые предметы;

5) что-то, что-нибудь и др. указывают на неживые и живые предметы.

озаглавливание текста

Вид упражнения, приучающий обучаемых видеть главную мысль произведения. Развивает творческие навыки, образное видение мира.

Предыдущая страница Следующая страница