Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Словарь лингвистических терминов
Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н"-"НАЧ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н"-"НАЧ")

н

н (< кириллич. N "наш")

15-я буква русского алфавита.

наблюдение

Один из самых распространенных и естественных способов научного исследования, направленного на восприятие объекта, позволяющего отмечать в предметах и явлениях детали, необходимые для понимания сущности того или иного явления.

наблюдение над текстом

Один из общенаучных методов исследования текста, по выражению Н.М. Шанского, рассмотрение текста "под лингвистическим микроскопом", выявление различных факторов, признаков, основанное на общефилологической подготовке и интуиции исследователя. Наблюдение - один из универсальных методов в лингвистике текста, в стилистике, литературоведении. Характеризуя значимость интроспекции в процессе наблюдения, А.Б. Есин писал, что душевный мир ученого-литературоведа является единственным инструментом познания. Значимо в этом случае многократное перечитывание текста, открывающее в нем новые стороны, детали, нюансы.

наглядно-чувственное мышление

Тип мышления, не нуждающийся в обязательном языковом выражении, осуществляемый в форме представлений.

наддиалектная форма существования языка

Языковое образование, которое носители разных диалектов используют при междиалектном общении:

1) на ранних стадиях развития языка - койне;

2) позже - литературный язык.

Если наддиалектная форма отсутствует, значит, общенародный языковой стандарт еще не сформировался.

надэтническая общность

См.: метаэтническая общность.

назализация

назализация (фр. nasalisation < лат. nasus нос)

Приобретение звуком носового оттенка.

назальный

назальный (< фр. nasal носовой < лат. nasus нос)

Носовой (о звуке в языкознании).

название

Способность слова называть вещь: конкретные предметы, общие и единичные явления, придуманные предметы, явления и лица.

назывная функция

См.: номинативная функция

назывное предложение

Односоставное предложение с одним главным членом - подлежащим. Чаще всего назывные предложения употребляются в художественных описаниях, где они помогают созданию образной картины. Сходную функцию они выполняют в публицистических высказываниях, в разговорной речи: Маленькая речонка. Двое усталых людей. Они идут по руслу, потому что дорог в этих местах нет. (По В. Лескову).

наивная картина мира

Разновидность концептуальной картины мира в результате практического познания действительности, имеющая этническую (национальную) специфику и находящая выражение в лексическом составе языка.

наивное (формальное, бытовое) понятие

Понятие, сформировавшееся в процессе практического познания объекта, включающее самые важные признаки научного понятия и признаки, неактульные для науки, но практически важные (лексическое значение слова соотносится с наивным понятием).

наименование

наименование (< лат. nomen фамилия < др.-греч. σνυμα название рода)

1) присвоение названия кому-либо или чему-либо;

2) название, имя.

См.: номинация.

наименование в синтаксисе

Логико-синтаксический тип семантики простого предложения, присущий всем предложениям, т.к. в них дается наименование предметов или ситуаций (событий): Вот университет, а вот и любимые студенты. В предложениях с семантикой Н. часто встречаются собственные имена, лексико-семантическая группа глаголов с ядерным словом называться. Напр.: Это Алим. А это его брат Алихан. Этот поселок называется Коттеджный. Специфическая особенность предложений с семантикой Н. - отнесенность содержания предложения к конкретной ситуации, что актуально в аспекте теории референции.

наклонение

наклонение (грам.)

Морфологическая словоизменительная категория, характеризующая предикативные формы глагола и выражающая отношение предикативного признака к действительности:

1) изъявительное наклонение указывает на реальность действия, состояния или отношения: Икс равняется четырем;

2) повелительное наклонение указывает на ирреальность действия (его требуемость): Подумай хорошенько!

3) сослагательное наклонение также указывает на ирреальность действия, но имеется в виду его возможность, предположительность: Если бы это случилось...

наклонение в общей морфологии

Морфологическое выражение нелокутивной ирреальной модальности в языках мира.

Выделяются морфологические показатели, выраженные дезидеративами, поссибилитивами, дебитивами, широко представленными в самодийских, тунгусо-маньчжурских, эскимосско-алеутских и других языках. Дальнейшая грамматикализация показателей модальности возможна при их переходе в сферу оценочной, т.е. локутивной модальности. При этом возникают показатели целого ряда косвенных наклонений, которые противопоставлены индикативу.

Эпистемические наклонения выражают различные виды эпистемической оценки:

1) дубитатив;

2) пробабилитив;

3) ассертив.

Эпистемическими наклонениями богаты тюркские, самодийские, дагестанские и др. языки.

Зафиксированы дезидеративные наклонения:

1) оптатив;

2) императив;

3) отрицательный императив (прохибитив);

адмонитив как разновидность прохибитива.

наклонение изъявительное

Наклонение глагола, обозначающее реально совершаемое действие в настоящем, будущем или прошедшем времени.

Глаголы в изъявительном наклонении представляют действие, которое:

1) совершилось в прошлом;

2) совершается в настоящем;

3) совершится в будущем.

Изъявительное наклонение сосуществует с категорией времени.

Показатели изъявительного наклонения:

1) наличие форм времени;

2) наличие личных окончаний I и II спряжения.

наклонение повелительное

Наклонение, имеющее значение побуждения, обозначающее действия, которые в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего могут произойти (но могут и не произойти): читай, думай, пойди, читайте, думайте, пойдите. П.н. - это ирреальное наклонение, стоящее вне времени.

П.н. образуется следующими способами:

1) путем присоединения к основе настоящего или будущего времени глагола аффикса -и-: пиши;

2) путем использования основы настоящего или будущего времени: читай, встань. Формы мн.ч. 2-го лица повелительного наклонения образуются по модели: гл. ед.ч. повел. накл. + агглютинативный аффикс -те: пиши-те, играй-те. Формы мн.ч. 1-го лица П.н. образуются по модели: форма 1-го лица мн.ч. изъяв. накл. + повелительный аффикс -те: пойдем-те.

наклонение сослагательное

Наклонение глагола, обозначающее возможное, желаемое действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях. С.н. обозначает ирреальное действие, находящееся вне категории времени. Глаголы С.н. изменяются по родам и числам: подумал бы, подумала бы, подумали бы.

наличие посторонних звуков

наличие посторонних звуков - шум улицы, музыка, звуковые помехи, разговор нескольких лиц.

нанизывание смыслов

Использование в художественном тексте многоплановости семантики слова в качестве стилистического приема.

направления в исследовании структуры предложения

направления в исследовании структуры предложения

и структуры текста

1) направление, опирающееся на грамматические категории и понятия, соотносимые с семантическими признаками (Г.А. Золотова);

2) направление, интерпретирующее семантическую структуру предложения "как соотношение типизированных элементов смысла" (Н.Ю. Шведова);

3) направление, учитывающее лексическую, морфологическую и синтаксическую семантику (Е.В. Падучева);

4) "уровневое" направление (И.П. Сусов);

5) логико-семантическое направление (Н.Д. Арутюнова);

6) денотативное направление (Г.С. Клычкова; Е.Д. Шварц; Н.С. Болотнова).

направления в истории становления и развития словесности

1) риторическое, сер. XVIII - нач. XIX в. (М.В. Ломоносов);

2) сопоставительное, нач. XIX - сер. XIX в. (Н.Ф. Кошанский, Ф.И. Буслаев и др.);

3) филологическое (1882-1923 гг.) (А.А. Потебня, А.Н. Веселовский);

4) формальное (1917-1929 гг.) (Р.О. Якобсон, О.М. Брик, В.Н. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов и др.);

5) лингвопоэтическое (Б.А. Ларин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур);

6) филолого-философское (М.М. Бахтин);

7) структурно-семиотическое (60-90-е гг. ХХ в.) (Ю.М. Лотман, В.В. Иванов, В.Н. Топоров, М.Л. Гаспаров и др.);

8) концептуально-культурологическое (С.А. Аскольдов-Алексеев, Ю.С. Степанов, Д.С. Лихачев, А. Вежбицкая).

направления социолингвистики

1) макросоциолингвистика;

2) микросоциолингвистика;

3) теоретическая (общая) социолингвистика;

4) прикладная социолингвистика;

5) экспериментальная социолингвистика;

6) проспективная социолингвистика;

7) диахроническая соиолингвистика;

8) синхронная социолингвистика;

9) социосемантика;

10) социостилистика;

11) социофонетика.

направления фоносемантики

1) лингвофоносемантика;

2) психофоносемантика;

3) текстофоносемантика.

наречие

1. (в социолингвистике)

1) Территориальная форма языкового существования; наиболее крупная единица диалектного членения, включающая совокупность диалектов, объединенных общими признаками.

2) Любая ареальная единица языка: диалект, говор. Носителей наречия отличает единое самосознание, языковое взаимопонимание при возможности отличия быта и обычаев.

2. в общем языкознании

Объединение близких территориальных диалектов. Диалект, язык, на котором говорит население той или иной территории.

3.

1) Знаменательная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак действия или признак признака и выражающая это значение за счет неизменяемости и примыкания.

2) Лексико-грамматический разряд слов, возникший на базе предложных и беспредложных форм имени существительного и прилагательного, неспрягаемая и несклоняемая часть речи, обладающая особым словообразованием и синтаксической функцией обстоятельства, обозначающая признак действия или состояния. Часть речи, обозначающая различные обстоятельства: времени, места и др. Н. употребляется во всех стилях. В научной речи оно может выступать как средство связи: Допустим, что ... Тогда, подставив это выражение в уравнение, получим... Отсюда можно сделать заключение, что... Сначала надеялись устранить неисправность в воздухе, но это не удалось (Из газеты). Н. в официально-деловой речи может использоваться для усиления категоричности приказа: Необходимо решительно устранять недостатки. Такое употребление наречий связано с выполнением волюнтативной функции в официально-деловом высказывании. Выступая как средство связи в тексте, Н. формирует логичность речи - одно из ее коммуникативных качеств.

наречия, выполняющие связующую функцию

1) Набор языковых средств, характерный для разных стилей, в том числе, и для научной речи. Они, как правило, в научной речи выражают подчеркнутую логичность, выполняя тем самым функцию воздействия. Например: В котловины языками спускались ледники, создавая моренные образования. Здесь накапливались водно-ледниковые и аллювиальные отложения. (А.А. Макунина).

2) Один из элементов информационной модели научного стиля, входящий в смоделированный с опорой на подчеркнутую логичность набор языковых средств.

народ

1. Население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую социально-политическую и историческую судьбу.

2. То же, что и этнос.

народная этимология

Оживление внутренней формы слова, ложное этимологизирование с целью придать слову знакомый облик, смысл, внутреннюю форму: бытофория (вм. бутафория).

народно-разговорный язык

Совокупность различных форм существования языка (кроме тайных языков), противопоставленная литературной форме:

1) общенародно-разговор-ная форма и 2) локализованно-разговорная (или диалектная). В социолингвистике территориальные диалект и просторечие выносят за пределы народно-разговорной формы и считают особыми, самостоятельными формами существования языка.

народностей языки

Языки, которые образуются в основном или на развалинах рабовладельческих империй, или в эпоху феодализма. Продолжается процесс образования языков народностей и сейчас.

народность

1. Форма этнической общности, иерархически расположенная между племенем или союзом племен и нацией, обладающая:

1) общностью языка;

2) общностью территории;

3) общностью хозяйственной и социально-культурной жизни. В научной литературе термин Н. используется с середины ХХ в.

2. То же, что и народ2.

народный язык

1. Наиболее распространенная, общеупотребительная разновидность того или иного языка; язык устного общения, объединяющий наречия, диалекты, говоры, не представляющий собой целостного монолита со строгими и едиными нормами.

2. Язык устного народного творчества, имеющий наддиалектный характер.

нарушение логики рассуждения

1) Вид логической ошибки, сигнализирующей о противоречии содержания текста и экстралингвистических условий.

2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о противоречиях в тексте, появившихся под влиянием неправильно использованных экстралингвистических условий.

нарушение нормативного порядка слов, приводящее к алогизму, комическому эффекту

1) Один из видов логических ошибок, нарушающих лингвистические условия реализации логичности на уровне высказывания. Например, Индеец ехал на коне с голубыми перьями.

2) 0дин из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о логических ошибках на уровне высказывания.

нарушение связей между отдельными высказываниями в тексте

1) Один из видов логических ошибок, нарушающих лингвистические условия реализации логичности на уровне связного текста

Например: У меня есть много друзей. Но больше всех мне нравится одна. Ее зовут Аниса. Она нормального роста.

2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о логических ошибках на уровне связного текста.

население

Совокупность людей, проживающих на определенной территории, складывающаяся естественным путем и постоянно возобновляющаяся, представленная в этносах: родах, племенах, народностях и нациях. Демографические показатели, характеризующие Н. страны или территории, коррелирующие с показателями использования языков, являются объектом изучения социолингвистики.

нативизация языка

См.: креолизация языка.

нативизм

Концепция врожденности языка.

натурализация

1. Один из видов ассимиляции, происходящей путем аккультурации и адаптации к условиям иноязычного и инокультурного окружения.

2. Предоставление гражданства по ходатайству того или иного лица.

научная аргументация

научная аргументация - в риторике: тип аргументации, предполагающий равноправие участников дискуссии при условии их достаточной специальной подготовки.

научная картина мира

Разновидность концептуальной картины мира, стремящейся к интернационализации, результат теоретического познания сущностных свойств объекта.

научная литература

научная литература - в риторике: вид словесности, в котором представлена объективная, не зависящая от личных взглядов автора истина, презентируемая в абстрактной и обобщенной форме, предполагающей специальную терминологию и символику; Н.л. предназначена для всякого, кто изучил данную науку.

научная речь

Речь, используемая в научном и учебном общении. Научная речь характеризуется рядом особенностей. Так, в научном тексте ход мышления выражается в суждениях и умозаключениях, следующих одно за другим в строгой логической последовательности. При помощи научной речи автор общается со многими людьми через научные труды, выступления на научные темы (лекции, доклады и т.п.). Основные функции научной речи - информативная и воздействующая. Информативная функция связана с сообщением общих существенных признаков предмета, объяснением причины явлений. Воздействующая функция направлена на то, чтобы убедить читателя или слушателя в правоте высказанной мысли. Основные стилевые черты научной речи - обобщенность и отвлеченность, подчеркнутая логичность, доказательность, точность. Научное высказывание может обладать особой выразительностью, которая достигается прежде всего точностью употребления слов и логичностью изложения. Научная речь характеризуется особым подбором языковых средств, которые зависят от сферы употребления речи. Языковые средства тесно связаны со стилевыми чертами. Например, обобщенность и отвлеченность передаются при помощи нейтральных и книжных слов с обобщенным и отвлеченным значением, при помощи глаголов в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного) действия, конкретной лексики, которая выступает дня обозначения общих понятий и т.п. Точность выражается в употреблении терминологии, однозначных слов.

научная символика

Система символов в науке, имеющая ограниченное распространение, в отличие от естественного человеческого языка, являющегося всеобъемлющей и всеобщей системой средств общения. Однако, научная символика, возникшая на базе буквенного письма, играет исключительную роль в ускорении научного мышления, в переходе на более высокие уровни размышления и доказательства.

научное понятие

Результат теоретического познания, совокупность всех общих и существенных признаков класса предметов, которые известны науке на данном этапе ее развития; например, лексическое значение термина равно научному понятию.

научно-информативный подстиль

Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры: рефераты, аннотацию, патентное описание.

научно-популярный подстиль

Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры: очерк, книгу, научно-популярную лекцию, статью и др.

научно-справочный подстиль

Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры: словарь, справочник, каталог.

научный стиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

национализм

Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом - как идеология. Идеологи Н. полагают, что главным видом социальных связей являются национальные связи и главным субъектом истории - национальные общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Н. может быть оборонительным и наступательным.

национал-сепаратизм

Стремление той или иной национальности в полиэтническом государстве к обособлению и выделению в качестве самостоятельного суверенного государства.

национальная гордость

Чувство, лежащее в основе социально-психологического явления, в котором аккумулируются:

1) национальное достоинство;

2) осознание исторического вклада своей нации;

3) высокая оценка своих национально-культурных ценностей, включая родной язык и литературу.

национальная государственность

Структура самоуправления на определенной территории с учетом ее национального состава: напр., автономная республика, автономный округ.

национальная замкнутость

См.: изоляционизм.

национальная консолидация

Исторический процесс формирования и развития нации, предпосылкой которой служит наличие этнической и языковой основы, территории, культурных, бытовых и других связей. Следствие Н.к. - становление языковой общности, зачастую на базе общего литературного языка.

национальная культура

1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленные:

1) в продуктах материального и духовного труда;

2) в языке;

3) в системе социальных норм и учреждений;

4) в духовных ценностях;

5) в отношениях людей к природе, между собой и к самим себе.

2. Совокупность продуктов духовного труда и духовных ценностей конкретного народа.

национальная нетерпимость

Отрицательное отношение к другим нациям;

основа национализма и шовинизма, приводящая к межнациональному напряжению и нестабильности в обществе.

национальная обособленность

Пассивная, защитная, оборонительная форма реакции на искусственную или насильственную интернационализацию;

стремление недоминирующих национальностей сохранить свою самобытность путем изоляции и автаркии, обладающее устойчивостью: историческая память народов, подвергшихся дискриминации, долгое время выполняет национально-охранительную функцию.

национальная политика

Деятельность государственных ветвей власти, партий или общественных групп по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами.

национальная специфика

Особенные, характерологические черты этноса, сложившиеся в результате его развития и творчества (обычаи, уклад жизни, система ценностей, родной язык).

национальная школа

Термин, использовавшийся в СССР и продолжающий использоваться в РФ для наименования начальных и средних школ, в которых родной язык местного населения изучается как предмет или является языком обучения.

национально-государственное строительство

Решение правовых вопросов в области национальных отношений в полиэтническом государстве.

национальное государство

Государство, в котором становление нации шло одновременно с образованием государства, в связи с чем политические границы государства совпадают с этническими.

Существуют два типа Н.г.:

1) государства с национально однородным или почти однородным составом населения (Япония, Италия, Исландия);

2) государства с многонациональным составом населения, но образованные на территории исторического расселения "титульной нации" (Болгария, Австралия, Швеция, Ирак).

национальное меньшинство (этническое меньшинство)

Группа людей той или иной этнической принадлежности, уступающая по численности окружающему ее иноэтническому населению в ареале ее основного расселения или в соответствующих административно-территориальных границах.

национальное самоопределение

Самоутверждение нации как исторически определенной общности людей, существенными признаками которого являются:

1) формирование экономики;

2) взаимодействие всех элементов культуры;

3) общность языка. Важнейший принцип самоопределения - стремление к национальной независимости, созданию самостоятельного государства.

национальное самосознание

Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций.

национально-культурная автономия

Юридический статус и вид самоуправления этнической группы, существующей в пределах государства, в котором она составляет национальное меньшинство. Предусматривает юридическое право и фактическую возможность сохранения этнокультурной идентичности:

1) право на образование на родном языке;

2) право на деятельность культурных центров;

3) проведение национальных культурных мероприятий;

4) издание национальной литературы и периодики;

5) организацию школ с преподаванием на родном языке. К.а. может предоставляться этническим группам, не имеющим государственности, крупным диаспорам.

национально-культурное своеобразие лексики

Наличие в том или ином языке лексических единиц, выражающих специфические явления материальной и духовной культуры. В других языках, где отсутствуют слова для обозначения такого рода понятий, возникают языковые лакуны.

национально-национальный билингвизм

Вид национального билингвизма на территории РФ, при котором первым компонентом двуязычия является родной язык, а вторым - один из национальных языков (но не русский язык).

национально-региональный компонент учебного плана

Часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры.

В процесс обучения вводятся такие предметы, как:

1) родной язык;

2) литература;

3) история;

4) география региона.

национально-русский билингвизм

Вид билингвизма на территории РФ, при котором первым компонентом двуязычия является родной язык, а вторым - русский. Н.-р.б. признается наиболее эффективным средством языковой интеграции многоэтнического сообщества при сохранении языкового многообразия страны.

национальность

Обозначение принадлежности человека или группы людей к определенной нации или этнической группе.

национально-территориальное образование

Один из видов административных образований, в которых учитывается этнический фактор.

Н.-т.о. создаются:

1) в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения в данной административной единице;

2) в местах традиционного расселения малочисленных народов, не составляющих большинства населения.

Н.-т.о. формируются с целью создания благоприятных условий для:

1) развития национальной культуры и языка;

2) сохранения среды обитания;

3) развития традиционных промыслов и ремесел национальных меньшинств.

национально-языковая политика

Регулирование национальных отношений, сознательное воздействие различных ветвей власти и общества на язык, что выражается в особой языковой политике.

В многонациональном государстве Н.-я.п. имеет разные цели:

1) поддержание и развитие разных этнических сообществ и языков, законодательная защита и материальная поддержка языков малочисленных народов и этнических меньшинств;

2) поддержка только доминирующего в социально-политическом отношении этноса и соответствующего языка, который зачастую является государственным в данной стране.

национально-языковые отношения

Взаимные поведенческие и оценочные установки носителей языков или форм существования языка по отношению к чужим и собственным языкам и языковым вариантам; использование оценок языка типа богатый, бедный, красивый; отношение к использованию языка, к языковой политике и т.п.

национальные варианты русского языка

Специфические разновидности русского литературного языка, сформировавшиеся в зонах активного контактирования русского и других языков на территории бывших союзных республик (среднеазиатский, кавказский, прибалтийский варианты и др.), занимающие, с точки зрения социолингвистики, промежуточное положение между национальными вариантами литературного языка и этнолектами. Отличия от общепринятого литературного стандарта русского языка прослеживались:

1) на лексическом уровне;

2) на уровне орфоэпии;

3) синтаксиса;

4) стилистической системы.

национальные традиции

Устойчивые, стереотипные явления тех сфер жизнедеятельности народа, нации, регулируемые функциями общественного сознания: в национальной культуре, семейном быту, языке, художественном творчестве, психологии поведения и общения.

национальный билингвизм

Тип билингвизма, при котором первым компонентом двуязычия является один из национальных языков РФ (кроме русского).

национальный вариант языка

Язык, приобретший различия вследствие его развития в различных условиях, на разных территориях, не связанных между собой. Может иметь литературную разновидность (напр., английский язык в Англии и США).

национальный вопрос

Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующими в рамках многонационального государства в социально-экономической сфере, сферах культуры, языка, в решении вопросов, связанных с национальным равноправием в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека.

национальный идеал

Идеализированная картина национальной жизни, существующая в представлении человека, способствующая консолидации этноса, помогающая в решении задач социально-экономического и культурного развития.

национальный нигилизм

Заниженная оценка собственного этноса, неверие в перспективы его развития, сопровождаемые языковым нигилизмом, нежеланием говорить на родном языке и обучать ему детей.

национальный социолингвистический профиль

Система символов, с помощью которой можно представить информацию о формах и функциях языка в полиглоссных обществах Р. Белл выделяет четыре социолингвистических параметра (профиля) языка:

1) языковой тип (или форма существования) языка;

2) статус языка;

3) процент носителей;

4) функции языка.

национальный эгоизм

Разновидность национализма, оправдание приоритетного удовлетворения интересов своего народа в ущерб другим народам.

национальный язык

национальный язык

(в социолингвистике)

1. Язык нации как социально-исторической этнической общности людей, стоящий в ряду понятий родовой диалект, язык народности, этнический язык, существующий в двух формах - устной и письменной, представляющий совокупность всех форм существования данного языка: кодифицированных (литературный язык) и некодифицированных (различные территориальные диалекты, жаргоны и др.).

От языка народности Н.я. отличается:

1) наличием литературной формы существования;

2) нормированностью;

3) стандартизацией.

Н.я. характеризует понятие нация, соотносясь с ним следующим образом:

1) нация имеет единый язык;

2) нация имеет два Н.я. (у мордвы два литературных языка: эрзя и мокша);

3) наличие одного языка у ряда наций: английский в США, Англии, Австралии, Новой Зеландии.

2. Этнический язык одного из народов, проживающих на территории РФ (но не русский язык); родной язык.

(в языкознании)

Язык, образовавшийся в период развития наций. Он предполагает обязательное наличие литературно-письменной формы, сближенной с общей народно-разговорной речью и потому получившей повсеместное распространение. Существуют три пути образования национальных языков:

1) развитие уже готового материала;

2) концентрация диалектов;

3) "скрещивание" диалектов и языков.

нация

Исторически сложившаяся общность людей, возникшая на базе общности:

1) территории;

2) экономики;

3) психического склада;

4) культуры;

5) языка.

начало

Один из фрагментов ситуации при линейной аспектуальности, момент перехода от состояния ситуация не имеет места к состоянию ситуация имеет место.

начало речи

начало речи - в риторике: одна из основных частей высказывания ритора, включающая вступление, пропозицию и разделение.

начальная форма глагола

Инфинитив, неопределенная форма глагола. Постфикс -ся, независимо оттого, является ли он формообразующим или словообразующим, включается в начальную форму: улыбаться, причесываться. В начальную форму безличных глаголов, образованных от личных, -ся не включается: не сидится, но сидеть; не лежится, но лежать; не гуляется, но гулять.

начальная форма категории состояния

начальная форма категории состояния - форма настоящего времени, изъявительного наклонения, положительной степени.

начальная форма местоимения

1) мой, наш, какой, который - форма им.п., ед.ч., м.р.;

2) я, ты, мы, вы, кто, что, кто-либо и др. - форма им. п.;

3) себя, ничего, некого не имеют формы им.п.;

4) начальной формой местоимений его, её, их (со значением притяжательности) принято считать формы он, она, они; также можно их считать неизменяемыми.

начальная форма наречия

Форма, существующая только у тех наречий, которые имеют степени сравнения. Начальной формой наречия является форма положительной степени наречия: хорошо, весело и др.

начальная форма прилагательного

Форма м.р., ед.ч., им.п., т.к. именно она является первой в парадигме имени прилагательного. Выделяются прилагательные, которые не могут обозначать мужские признаки, поэтому у них начальной формой будут прилагательные женского рода, ед.ч. им.п.: замужняя. В предложении могут употребляться прилагательные в переносном значении, имеющие форму мн.ч., им.п. Именно они и выступают в качестве начальной формы: У него медвежьи глаза.

Предыдущая страница Следующая страница