Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Словарь лингвистических терминов
Статьи на букву "Т" (часть 1, "Т"-"ТЕО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "Т"-"ТЕО")

т

т (< кириллич. Т ("твердо"), др.-греч. Ττ тау)

20-я буква русского алфавита.

табу

табу (полинез. tapu). Означает особо (всецело) отмеченный (выделенный). Образовано в полинезийском из двух корней: ta - отмечать, pu - всецело: tapu>tabu. Запрет на слова, которые обозначают почитаемые или, напротив, "плохие" явления и понятия. Широко известны охотничьи табу на имена животных, являющихся предметом охоты. Во всех языках табуируются слова, связанные со смертью, особенно смертью вождя, правителя или вообще старшего и почитаемого человека.

тавтограмма

тавтограмма (др.- греч.ταuτό то же самое + …грамма)

Стихотворение, все строки которого начинают с одной буквы.

тавтология

тавтология (др.- греч. ταυτό то же самое + …логия)

1) Использование однокоренных слов при построении словосочетания или предложения, приводящее к информативной избыточности: "масло масляное", "покупатель купил", "теория текста изучает тексты" и др.

2) ошибочное толкование понятия, приводящее к порочному кругу: "Функциональная стилистика - это наука о функциональных стилях". Одна из частых и устойчивых речевых ошибок. Основана на неоправданном повторении однокоренных слов, снижающем выразительность речи: Заказчик заказал.

тайные языки (условные языки)

Конспиративные языки, которыми пользовались различные социальные замкнутые группы: бродячие торговцы, нищие, ремесленники - отходники и др. Тайные языки отличаются обычно набором слов (300-400 непроизводных слов) и специфической системой словообразования.

таксис

Относительное время. Семантически эта категория близка категории собственно времени (или абсолютного времени), но, в отличие от последнего, лишена дейктического компонента. Граммемы таксиса выражают одновременность, предшествование, следование не по отношению к моменту речи, а по отношению к любой ситуации, эксплицитно или имплицитно заданной контекстом (такую ситуацию называют "точкой отсчета").

В языках мира существуют две основных модели выражения таксиса в глагольных системах:

1) нефинитная модель - используются причастия и деепричастия (рус. яз., уральские, алтайские, дравидийские, дагестанские и др. яз.);

2) комбинированная модель - в глагольных формах одновременно выражаются граммемы относительного и абсолютного времени;

система глагольных форм расщепляется на формы прошедшего времени, выражающие предшествование в прошлом и одновременность в прошлом, формы будущего, выражающие предшествование в будущем и одновременность в будущем (романские, германские языки и др.). В традиционной терминологии некоторые из этих граммем называются плюсквамперфект, имперфект, второе будущее, перфект.

таксон

таксон (< лат. taxare оценивать)

Группа самостоятельных объектов, имеющих общие свойства и признаки, на основании чего их относят к одной категории;

напр. в морфологии выделяются целые ряды таксонов.

таксономия

таксономия (др.-греч. τάξίς расположение, строй, порядок + νόμος закон)

Теория классификации и систематизации областей, имеющих иерархическое строение;

в частности, эта теория используется в языкознании при выделении языковых семей и групп;

соподчиненные группы называемых объектов образуют таксономические категории.

такт

Два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое членение фразы лежит в основе акцентного стиха, ритм которого содержит переменное число безударных слогов в такте и строке: От запада и до востока, От зависти и до восторга. Е. Евтушенко. От - проклитик, примыкающий к последующему слову. Первая строка равна слову, поэтому словесное и фразовое (тактовое) ударение в данном случае совпадают.

тактильный

тактильный (лат. tactilis). Осязательный;

Т. ощущения - ощущения прикосновения;

Т. образ - образ, ощущаемый слушателем или читателем.

теза

теза (пропозиция, предложение, теза)

в риторике: главная мысль высказывания, от которой зависят и с которой согласуются все остальные его части.

тезаурус

тезаурус (др.-греч. θησαυρος сокровище, запас)

1) Словарь идеологического типа, в котором вокруг общих понятий сгруппированы лексемы, находящиеся друг с другом в семантических отношениях;

2) словарь, включающий максимальное количество лексем с примерами употребления лексико-семантических вариантов;

3) словарь, включающий все слова того или иного языка.

См.: словарь идеографический

тезис

тезис (др.-греч. θέσίς положение, утверждение)

1) Утверждение, избранное для доказательства, защиты или опровержения;

2) основополагающее утверждение в каком-л. тексте;

3) один из основных компонентов текста в рассуждении - доказательстве, рассуждении- размышлении, рассуждении-объяснении.

тезисы

1) Жанр научной литературы, представляющий собой краткую запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатой форме.

Они подразделяются:

а) на первичные (авторские) и б) вторичные, созданные на основе чужого текста. Первичные, оригинальные тезисы предназначены для научно-делового общения, публикуются в виде сборника тезисов, распространяются между участниками форума до его начала. Тезисы рассчитаны также на долговременного адресата - специалистов, заинтересованных в получении соответствующей информации и в поисковой ориентировке. Для тезисов характерна строго нормативная композиционно-смысловая структура, включающая:

а) преамбулу, содержащую ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования;

б) основное тезисное изложение - 3-7 тезисов, составляющих предметно-логическое единство;

в) заключительный тезис, ориентированный на целостную подытоживающую экспликацию выводного знания. К тезисам применяются строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры.

2) Один из видов творческих работ учащихся обучающего и контрольного характера. Читая текст предложенной для работы статьи, ученик излагает основную мысль абзаца в форме предложения. Тезисы могут использоваться как опорный материал для пересказа текста.

текст

текст (< лат. textum связь, соединение)

1) Словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание. Смысл текста - конкретная информация (логическая, эмоциональная, эстетическая и иная), выраженная речью и при ее участии сформированная в сознании человека. Текст как единое целое индивидуален: его можно прочитать про себя или вслух, но он всегда принадлежит определенному автору. Любой текст обладает синтаксической структурой, использует единицы языка по определенным правилам, которые повторяются в текстах разной тематики, у разных авторов. В основе этих правил лежит синтаксическая единица, объединяющая несколько предложений. Такую единицу называют абзацем, строфой, синтаксическим единством, сверхфразовым единством, синтаксическим контекстом.

2) Продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устое или письменное. Текст всегда характеризуется отнесенностью к какому-л. стилю: научному, публицистическому и др.

3) Продукт речи, появляющийся в определенной ситуации общения, включающий, в зависимости от ситуации общения, ряд структурно-композиционных частей, которые накладывают отпечаток на отбор языковых средств.

4) Текст нельзя отождествлять с произведением литературы. Т. - это как бы языковая ткань произведения.

текст, по Н.С. Болотновой

Коммуникативно ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информативно-смысловую и прагматическую сущность [М.: Флинта, 2007].

текст как дидактический материал

текст как дидактический материал - выполняет информативную, эстетическую, прагматическую функции

Умение работать с учебными текстами повышает эффективность усвоения материала. Необходимо учитывать определенные особенности в использовании текстов разных стилей в процессе образовательной деятельности.

текст как единица культуры

Текст погружен в культурное пространство эпохи, культурологический тезаурус адресата, отражает особенности авторской личности, знания автора, его лексикон, образ мира, цели, мотивы. Текст несет печать культуры определенного этапа в жизни общества, культуры народа с его традициями, устоями, менталитетом, культуры неповторимой личности творца. Если культура - это "способ самоорганизации мыслящего универсума, способ жизнедеятельности, правила деятельности людей, то связь с текстом очевидна. У текста и культуры существуют единые параметры, которые позволяют рассматривать текст как ее единицу:

1) антропоцентричность (человек - творец культуры и ее главное творение; текст также создается человеком и для человека);

2) диалогический характер (диалог культур, диалогичность текста);

3) деятельностная сущность;

4) знаковость (и текст, и культура - это семиотические системы, способные хранить и передавать социально значимую информацию);

5) символичность (культура - это "символическая вселенная" [Ю.М. Лотман];

текст также имеет символический характер);

6) функциональная общность;

7) нормативность (культура - это совокупность норм; тексту также присущи разные нормы);

8) категориальная общность (целостность, индивидуальное своеобразие). "Культурная память" текста (выражение Ю.М. Лотмана) - понятие реальное, основанное на его диалогической сущности, ассоциативно-образной природе, составляющее важнейшую особенность художественного текста как единицы культуры. Вторая особенность заключается в том, что текст принадлежит к "вторично моделирующим системам". Ему присуща семиотическая неоднородность, наличие многообразных кодов, позволяющих ему быть "информационным генератором" [Лотман Ю.М.].

текст как объект литературоведческого анализа

Произведение искусства, изучаемое в культурно-историческом контексте эпохи, принадлежащее определенному литературному направлению, имеющее жанровую специфику, композицию, образную систему, тематику и проблематику. Литературоведа интересует основной пафос текста и его художественное своеобразие. Исследуется внетекстовый фон: мировоззрение писателя, эстетическое кредо, культурно-историческая эпоха, обстоятельства создания текста. В задачи литературоведческого анализа входит изучение художественного содержания произведения.

текст как средство обучения

Текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, включения их в процесс сотворчества в соответствии с методикой коммуникативного обучения языку. Диалогическое общение на уроке как текстовая деятельность подчинено задачам образования и воспитания. Анализируя текст как единицу обучения, необходимо помнить о важности гармонизирующего общения на уроке.

текст как форма коммуникации

Текст, являясь речевым произведением, служит универсальной формой коммуникации. Благодаря текстовой деятельности (порождению, восприятию и интерпретации текстов) передается информация, выражаются чувства, осуществляются контакты между людьми;

описываются реалии окружающего мира, сознания и языка. Тексты выполняют множество функций: информативную, социальную, коммуникативную, эмотивную, эстетическую, контактоустанавливающую, (фатическую), прагматическую, метаязыковую. Текст занимает центральное положение в модели речевого акта. Текст всегда есть продукт первичной коммуникативной деятельности автора (говорящего, пишущего) и объект вторичной коммуникативной деятельности адресата (читателя или слушателя). Чтобы состоялось общение автора и адресата через текст, необходимы знание языка (кода), действительности, т.е. общность концептуальной и языковой картины мира у коммуникантов, а также наличие канала связи. Н.С. Болотнова текст считает формой коммуникации. Единица общения - речевое событие, которое складывается из дискурса и речевой ситуации [Михальская]. Текст как одна из форм коммуникации является связующим звеном в общении.

текст с позиций языка/речи

Текст имеет речевой статус и характеризуется двойной системностью: языковой и речевой, по мнению М.Н. Кожиной. Организующим началом является авторский замысел, определяющий отбор и организацию языковых средств. Текст - это речевое произведение, за которым стоит языковая система. В основе двойной системности текста лежит ориентация не только на узус, но и на отражение картины мира автора, имеющего свой лексикон, семантикон, прагматикон.

текстовая деятельность

1. Система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их.

2. Речевая разновидность коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, может быть и неречевой, невербальной: общение с помощью знаков, цветов, свиста, барабанов и т.п.

3. Разновидность речевой деятельности, отличающейся конкретностью целей, задач, сферы общения и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией. В отличие от текстовой деятельности, речевая деятельность характеризуется обобщенностью, типовыми закономерностями, ориентацией на социум. Речевая деятельность - процесс, единицей которого является текст. Общие черты текстовой и речевой деятельности - наличие:

1) мотива;

2) цели;

3) содержания;

4) формы выражения. Текстовая деятельность направлена на обеспечение общения в разных сферах коммуникации, сообщение информации и воздействие на адресата. Первичная Т.д. имеет цель, замысел, характеризуется отбором фактов и языковых средств, осмыслением композиции (структуры речевого сообщения). Этапы Т.д. соответствуют этапам риторического канона.

текстовая деятельность вторичная

Коммуникативная деятельность, включающая этапы:

1) восприятия (зрительного или слухового);

2) интерпретации текста;

3) понимания.

текстовая деятельность первичная

Создание текстов устных и письменных.

текстовая категория время

текстовая категория время - "Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительности или ее преломлением" (Т.В. Матвеева). Т.к.в. - векторная категория, имеющая полевой характер, в описании которой важна точка отсчета. И.Я. Чернухина определяет время как продукт творчества автора... Существуют различные типологии художественного времени:

1) реальное объективное, циклическое, субъективное, ирреальное (А.Ф. Папина);

2) календарное, событийное, перцептивное (Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова);

3) конкретное, абстрактное, обобщенное, поэтически трансформированное (И.Я. Чернухина);

4) сюжетное, фабульное, авторское, субъектное время персонажей (Н.А. Николина);

5) ирреальное (астральное, интерфернальное, волшебное, мифологическое, сказочное, фантастическое, фантасмагорическое, время Зазеркалья) (А.Ф. Папина);

6) реальное и виртуальное (Т.В. Жеребило).

текстовая категория диалогичности

текстовая категория диалогичности - "Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка" (М.Н. Кожина). Глобальная текстовая функциональная семантико-стилистическая категория, имеющая полевый характер. Выделяются ядерные и периферийные маркеры категории диалогичности, используемые в текстах разных стилей и жанров. Т.к.д. проявляется в категориях субъектности и адресованности, связанных с образом автора и адресата. Категория субъектности проявляется в формах: автор - реальное лицо, образ автора - глобальная категория текста, повествователь, лирический герой, персонаж. Категория образа автора была в свое время разработана В.В. Виноградовым, который трактовал образ автора как "концентрированное воплощение сути произведения", в котором "как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого". Категория адресованности связана с реальным адресатом текста, собирательным образом адресата, с художественным образом персонажа-адресата.

текстовая категория пространство

Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. "Пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста" (А.Н. Николина). Выделяются объективное (диктумное) и субъективное (модусное) пространство. И.Я. Чернухина определяет пространство как "продукт творчества автора эстетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов пространства в пределах прозаического и поэтического текста. Свойства реального пространства: протяженность, прерывность/непрерывность, трехмерность, - отражаются в тексте. Пространство может быть одномерным и многомерным (Т.В. Жеребило). Выделяются следующие типы пространства, по мнению Н.С. Болотновой: объективное/субъективное; концептуальное/художественное; реальное художественное/ирреальное (астральное, волшебное, инфернальное, фантастическое, пространство Зазеркалья, сказочное); открытое/закрытое; расширяющееся/сужающееся; конкретное/абстрактное; реальное видимое/воображаемое.

Выделена также пространственная оппозиция реальное/виртуальное (Т.В. Жеребило). Среди языковых маркеров текстовой категории пространства выделяются лексические, морфологические, синтаксические. Время и пространство в единстве называют хронотоном. В категории хронотопа важна точка отсчета: "я - здесь - сейчас", "я - там - тогда", "он - здесь - сейчас".

текстовая категория событие

Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие - это текстовая категория, связанная с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном пространстве и времени. По А.Ф. Папиной, событие выражает основное сообщение - рему текста, а в качестве видовых понятий в категорию событие включаются: собственно событие, процесс, состояние, факт. Выделяются следующие средства выражения категории событие: событийные, процессные предикаты, предикаты со значением факта, событийные существительные и т.п. Событие может быть реальным, вымышленным, художественным. Выделяется оппозиция реальное/виртуальное событие (Т.В. Жеребило). Художественное событие - "продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаическом и поэтическом тексте (И.Я. Чернухина). Выделяются следующие типы художественных событий:

1) конкретное художественное событие;

2) художественное событие-обобщение;

3) художественное событие-абстракция;

4) поэтически трансформированное художественное событие (И.Я. Чернухина).

текстовая компетентность

Знания и умения, нацеленные на первичную и вторичную текстовую деятельность:

1) знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;

2) умение проявлять свой взгляд на мир, свою творческую индивидуальность в выборе жизненного материала и его отражении в слове;

осознание индивидуального авторского стиля;

3) знания о сферах общения, ситуациях, условиях общения и умение учитывать это при текстообразовании и восприятии текста;

4) знание об адресате и умение учитывать фактор адресата в процессе текстовой деятельности;

5) знание языковых ресурсов, умение их отбирать, организовывать в процессе текстовой деятельности. Понятие текстовой компетенции наиболее тщательно разработано в научных трудах Н.С. Болотновой.

текстовая норма

1) Исторически сложившиеся, принятые в обществе устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для определенной сферы общения тексты;

2) система коммуникативно-прагматических, жанрово-стилистических, композиционно-речевых и других норм, соответствующая определенному типу текста, отражающая его многоплановость, коммуникативную сущность, лингвистическую природу и экстралингвистическую ориентацию;

3) гармоничная организация всех элементов структуры текста в соответствии с авторским замыслом и ориентацией на адресата (Н.С. Болотнова).

текстовая норма в широком смысле

Система текстовых правил (норм), в соответствии с которыми создается текст как сложный многоаспектный феномен. В этом смысле текстовая норма включает:

1) коммуникативно-прагматические текстовые нормы;

2) нормы формирования содержательного плана текста;

3) жанрово-стилистические текстовые нормы;

4) композиционно-речевые текстовые нормы;

5) текстовые нормы;

6) текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста.

текстовая норма на уровне индивидуальной текстовой деятельности

Гармоничное соответствие элементов текста, его формы и содержания авторской интенции и ориентации на адресата

Форма взаимодействия между компонентами, которая является наиболее благоприятной для получения запрограммированного результата [Стоянович 2004: 62].

текстовая норма на уровне узуса

Представление об эталоне соответствующего типа текстов, характерном для определенного этапа развития общества. Для текстовой нормы данного типа характерны:

1) относительная устойчивость, создающая условия для понимания автора и адресата;

2) вариативность, открывающая возможность дальнейшего развития, совершенствования текстовой деятельности коммуникантов.

текстоведение

Общая теория текста (в узком и широком смысле), комплексная интегративная область знания, систематизирующая данные разных наук о тексте, многообразные подходы к его изучению, выделение единиц текста, характер их связи, текстовые нормы и текстовые универсалии. В коммуникативном аспекте текстоведение выступает как область знания, изучающая, как устроен текст, как он действует и образуется, какие его закономерности являются важными для повышения эффективности общения как текстовой деятельности.

текстовоспринимающая деятельность

Слушание и чтение как основа для декодирования сообщения.

текстовые композиционно-речевые нормы

Нормы, включающие правила формальной организации текста:

1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логичность и пропорциональность, эффективность зачина и концовки, оправданный выбор композиционно-речевых приемов;

2) соблюдение языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонетических, орфоэпических, орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических.

В художественных текстах допускаются эстетически оправданные отступления от языковых норм.

Т.к.-р.н. определяются:

1) фактором адресата;

2) интенциями автора;

3) соотнесенностью с языком (кодом);

4) спецификой канала связи (в проекции на модель речевой коммуникации). Они формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата. Т.к.-р.н. связаны со следующими коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, точностью, ясностью, выразительностью, логичностью. Они формируют связность текста и его модальность, его системные качества: интегративность, структурность, информативность, регулятивность.

текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста

Нормы, предполагающие точность цитирования и оформления сносок, статистических данных, библиографии. Они включают деление текста на абзацы, обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.п. Данный тип норм отражает своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации. Они ориентированы на мотивационный и тезаурусный уровни языковой личности адресата, определяют точность и ясность речевых сообщений;

формируют цельность и модальность текста, его регулятивность и информативность.

текстовые нормы формирования содержательного плана

Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата, определяют:

1) точность;

2) уместность;

3) смысловую завершенность;

4) отдельность;

5) цельность текста;

6) информативность;

7) интегративность.

Данные нормы предполагают соответствие содержательного плана текста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нормам, принятым в обществе в рамках данной сферы.

текстовый

текстовый (< текст)

Связанный с текстом;

выделенный в тексте;

свойственный тексту.

текстовый прототип

Прототипический образец, предшествующий более поздним образцам текста.

текстологические приемы

Способы исследования, применяемые в текстологии и направленные на критику (рецензирование), атрибуцию и интерпретацию текста, а также классификацию текстов (рукописей, изданий), требующие комплексного использования исторических, литературоведческих и лингвистических знаний. Текстологическая классификация комплексная, сводящаяся к установлению основного (канонизированного) текста и классификации списков или редакции.

текстология

текстология (текст + …логия)

1) Литературоведческая, общефилологическая дисциплина, исследующая тексты письменности с целью выявления их происхождения, истории, определения искажений, возникших во время переписывания, редактирования, цензуры.

2) Направление общей теории текста, которое могут относить и к истории литературы в зависимости от интерпретации этого понятия. Т. занимается сопоставлением разных вариантов одного текста и проблемой авторства текстов.

текстообразующая деятельность в сфере школьного обучения

1) создание первичных текстов (сочинение - рассуждение, сочинение - повествование, сочинение - описание, монолог - объяснение учителя, монолог - ответ ученика, диалог и т.п.);

2) создание вторичных текстов (изложение, пересказ, аннотация; контекст; тезисы, реферат и т.п.).

текстообразующие возможности звуковых единиц

Проявляются в создании мелодики и ритмики текста, в формировании приемов звукописи, включая ассонанс и аллитерацию. В текстообразовании значимыми могут быть ономатопея, звуковой символизм.

текстообразующие возможности лексических единиц

Слово в тексте играет ключевую роль.

Оно способно:

а) сообщать о денотате, обозначая его и характеризуя определенным образом;

б) отражать элемент микротемы и микротему;

в) воплощать элемент ситуации или ее фрагмент;

г) быть эмотемой;

д) создавать микрообраз.

Текстообразующие возможности слов связаны с его коммуникативным потенциалом. Возможность участвовать в коммуникации реализуется на основе ассоциативных связей слов:

1) референтных;

2) ситуативно-тематических;

3) парадигматических;

4) синтагматических;

5) когнитивных;

6) культурологических и т.п.

текстообразующие возможности малых текстовых единиц

текстообразующие возможности малых текстовых единиц - к которым относятся фонемы/фоны, морфемы/морфы - связаны с ассоциациями и актуализацией в тексте

Чаще всего их потенциал проявляется в таких сферах общения, где доминирует креативное начало или языковая игра.

текстообразующие возможности морфем/морфов

Морфемы/морфы, включаясь в текстовую деятельность автора, могут обладать текстообразующим потенциалом, который актуализируется:

1) их повтором;

2) синонимией;

3) однотипностью эмоционально-оценочной и однотипностью стилистической маркированности

Текстообразующие возможности морфем наиболее ярко проявляются:

а) в текстах - зауми;

б) в текстах - палиндромах;

в) в текстах, где используются лексемы неологического типа.

Спектр действия текстообразующего потенциала морфем, как правило, имеет локальный характер.

текстообразующие возможности предложений/высказываний

1) Семантика предложения связана со структурой соответствующей ситуации, что при "накапливании" и "укрупнении" семантических признаков формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру.

2) Семантический признак может отражать:

а) одну из сторон описываемого элемента ситуации (на уровне сем);

б) элемент в целом (на уровне слов, фразеологизмов);

в) координацию элементов (на уровне высказывания и его частей).

3) Вербально выраженные семантические признаки различных реалий текстового мира связываются:

а) отношениями дополнения;

б) отношениями усиления;

в) отношениями контраста, имеющими коммуникативную значимость на разных этапах смыслового развертывания текста: от высказывания до текста.

4) Высказывание, являясь элементом текста, отражает общее фрагментарно и неполно. Оно может включаться в проспекцию и ретроспекцию всего текста.

5) Текстообразующие потенции предложения определяются следующими факторами:

а) структурно-семанти-ческой организацией предложения;

б) инициальностью/инициальностью позиции предложения;

в) семантической соотнесенностью предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста.

6) Существуют два способа семантического воздействия предложения на текст:

а) контактно-когезирующее воздействие;

б) ассоциативно-прерывистое воздействие.

7) Как и текст, высказывание имеет поверхностный и глубинный смысл.

текстообразующие возможности сложного синтаксического целого

текстообразующие возможности сложного синтаксического целого (коммуникативного блока высказывания)

1) Тема и рема выполняют текстообразующую функцию;

2) строевые единицы текстообразования также выполняют эту роль (сложное синтаксическое целое, свободное высказывание первого типа;

свободное высказывание второго типа;

линейно-синтаксическая цепь);

3) в текстообразовании участвует коммуникативный блок высказываний.

текстофонема

Разновидность социофонемы;

единица художественного текста, выполняющая разнообразные функции:

1) номинативную;

2) слогообразующую;

3) морфообразующую;

4) функцию выражения текстовых смыслов [См.: Казарин 2004: 217 - 218].

текстофоносемантика

Область знания, важная для суггестивной лингвистики, в которой особое внимание уделяется значимым для воздействия на адресата:

а) средствам создания ритмики;

б) средствам мелодики суггестивного текста;

в) звукописи;

г) цветописи.

текстоцентрическое направление

Текстоцентрическое направление современных коммуникативных исследований имеет интегральный характер. Оно опирается на ряд смежных областей знания, имеющих общий объект изучения (текст).

Выделяются следующие области:

1) область, в которых главным объектом остается языковая личность:

а) психолингвистика (А.А. Залевская, Т.Ф. Тарасов и др.);

б) психопоэтика (В.А. Пищальщикова , Ю.А. Сорокин);

в) филологическая герменевтика (Г.И. Богин, Г.П. Щедровицкий и др.);

г) лингвокультурология (А. Вежбицкая, В.М. Шаклеин, Н.Ф. Алефиренко, З.И. Рязанова);

д) социология текста (К.Э. Штайн);

е) эпистемология текста (К.Э. Штайн и ее научная школа);

2) области, в которых главный объект - текст:

а) труды по лингвистической поэтике (В.П. Григорьев, А.Д. Григорьева, Г.В. Степанов и др.);

б) труды по структурной стилистике текста (В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик и др.);

в) функциональная стилистика (М.Н. Кожина, М.П. Котюрова, Т.Б. Трошева, М.Б. Борисова и др.);

г) жанроведение (М.М. Бахтин, Т.В. Шмелева, В.А. Салимовский и др.);

д) лингвосинергетика (В.А. Пищальщикова, Г.Г. Москальчук и др.);

3) области, в которых в качестве объекта выступают текст и языковая личность;

а) стилистика декодирования (М. Риффатер, И.В. Арнольд и др.);

б) когнитивистика текста (А.Г. Баранов, М.Р. Проскуряков);

в) коммуникативная стилистика текста (Н.С. Болотнова и др.);

г) инвариантно-вариативная теория текста (Т.В. Жеребило, Н.Н. Альбеков).

текстуальный

текстуальный (< текст)

Дословно воспроизводящий текст.

тема

1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования.

2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221].

3. То, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуждение, ведется диалог и т.п. [А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова 2000: 147].

4. Тема состоит из микротем, которые являются ее наименьшими составными частями, описываемыми в микротекстах. Наиболее полно в зависимости от сферы общения и стилистических параметров текста:

1) в художественном тексте: Т. - круг жизненных проблем, увиденных и осмысленных автором и положенных в основу художественного произведения;

2) в публицистическом тексте - круг вопросов, становящихся предметом речи;

3) в научных текстах тема отграничивается от объекта и предмета исследования;

4) в деловых текстах тема адекватна целевому назначению документов (просьбе, жалобе, предложению и т.п.).

Одна и та же тема может получать различное воплощение в зависимости от интенции автора и его творческой индивидуальности. Некоторое единство может возникать за счет элементов одной тематической группы, которая объединяет слова разных частей речи по их сопряженности с одной темой, т.е. не на основе лингвистических, а экстралингвистических параметров. Различаются темы разного уровня обобщения: узкие и широкие. В осмыслении темы важны тематические ассоциации, которые могут состоять из слов:

1) одной тематической группы;

2) слов из той или иной лексико-семантической группы.

Наиболее стабильными остаются тематические группы слов, благодаря чему адресат безошибочно относит тот или иной текст к определенной теме. С точки зрения поэтапного восприятия текста тему можно рассматривать как результат анализа, с точки зрения процедуры анализа - тема является исходным моментом изучения текста. В интерпретационной деятельности адресата важна ассоциативно-логическая связь тематического уровня с предметно-логическим и сюжетно-композиционным уровнями текста. Представление о теме формируется в сознании читателя на основе актуализированных формально и содержательно микротем, объединяющих текстовые фрагменты на основе общности денотата. Общая тема текста связана с одним из денотатов, наиболее часто и последовательно актуализируемым.

5. Под темой Н.С. Болотнова понимает результат обобщения и систематизации адресатом отдельных микротем, соотносящихся с предметно-логической основой текста (его денотативной структурой). Тема является одним из ключевых элементов структуры текста.

тема в коммуникативном синтаксисе

Один из основных компонентов, частей, который выделяется при актуальном членении предложения, отличающийся от второго основного компонента (ремы) характером коммуникативной нагрузки, участием в сообщении конкретной семантики высказывания. Тема выступает как исходное, заключающее уже известный участникам общения смысл. Тему обозначают также терминами: данное, основа. Тема в основном предшествует реме: Этим человеком были || вы.

тема чужой речи

тема чужой речи - может быть выражена:

1) в простом предложении с помощью дополнений при глаголах;

2) в сложном предложении в придаточной части;

3) вводными словами, указывающими на факт чужой речи, ее источник;

4) используются частицы, свидетельствующие о субъективности передачи чужой речи или ее темы: мол, де, дескать и др.

тема-рематическая нагрузка членов предложения

Соотношение тема-рематического (актуального) членения с синтаксическим. Напр., считается, что тему высказывания содержит подлежащее, рему - сказуемое: Грин // известный сказочник. В качестве темы может выступать сказуемое: Пополнилась // и библиотека института. В качестве темы и ремы могут выступать второстепенные члены: Прошлое свое // он помнил смутно.

тема-рематическая связь в сложном синтаксическом целом

В аспекте актуального членения предложений в тексте темы и ремы соотносятся между собой, определяя развертывание ССЦ, единство которого обеспечивается распределением информации от данного к новому. По Ф. Данешу, выделяются три модели тематических последовательностей предложений:

1) простая линейная последовательность, когда тема последующего предложения совпадает с ремой предшествующего;

2) последовательность с константной темой: рема первого предложения повторяется в следующих предложениях как их тема;

3) последовательность с производными темами: реализуются различные производные гипертемы, которые или вводятся предварительно, или имплицитно содержатся во всех производных. Тематические элементы объединяют предложения, рематические - являются носителями новой информации, способствуют развертыванию темы, динамическому развитию текста.

тематическая группа

Совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров.

тематическая группа слов

Группа слов, включающая:

1) слова одной и той же части речи одинаковой предметной направленности;

2) слова других частей речи, необходимые для раскрытия той или иной темы. Например, группы слов, обозначающие комнатную мебель, растения в саду, приметы осени и т.п.

тембр

тембр (фр. timbre). Особое качество звука, звуковая окраска, характерная для того или иного голоса.

тембровые средства интонации

Разные качества голоса, которые определяются состоянием голосовых связок.

Выделяются следующие качества голоса:

1) нейтральный голос: Мы приходили сегодня на лекцию;

2) расслабленный голос: Здесь так хорошо, красиво, уютно...;

3) напряженный голос: Все произошло так быстро, молниеносно;

4) скрипучий голос: И ходят, и ходят без конца, устали все от них;

5) придыхательный голос: Она такая красавица, умница, королева. В конце движения тона независимо от того, понижается он или повышается, может происходить гортанная смычка.

темп

темп (ит. tеmро < лат. tempus время). Темп речи. Один из элементов интонации, скорость речи, ее быстрота.

теонимическая лексика

Совокупность собственных имен божеств в плане их системной организации и взаимосвязи с нарицательными именами;

Т.л. образует систему обозначений, вступающих в различные типы категориальных отношений: многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, конверсии и т.п. В теонимике выделяется также категория семантического поля, включающая синтагматические, парадигматические, ассоциативно-деривационные, родо-видовые отношения.

В процессе классификации можно выделить следующие семантические группы теонимической лексики:

1) родовые названия богов различных уровней (бог, богиня, божество и др.);

2) имена богов высшего уровня (Зевс, Господь, Творец и др.);

3) имена богов более низкого уровня (Амур, Венера, Мельпомена, Морфей, Талия, Терпсихора, Фортуна, Эол, Прометей и др.);

4) названия классов божеств (ангелы, вакханки, музы, нимфы и др.);

5) собственные и нарицательные имена полубожественных персонажей человеческого происхождения (Адам, Ева, богородица и др.);

6) названия демонических персонажей (дьявол, сатана, демон);

7) названия существ и классов существ низшего уровня, нечисти (черт, бес, вампир, легион и др.);

8) названия деифицированных абстрактных понятий (душа, грех, благодать и др.);

9) названия неантропоморфных объектов:

а) животные (медведь);

б) растения (вырий, райское дерево, дуб, сосна, явор и др.);

в) элементы ландшафта (Олимп);

10) атрибуты и символы (лавры, венец терновый, крест и др.);

11) названия элементов космоса, Вселенной, стихий (Океан, Вода, Земля, Огонь, Воздух и др.);

12) названия объектов и понятий, связанных с богослужением, с особенностями ритуалов венчания, захоронения и т.п. (храм, церковь, монастырь, поп, протопоп, пономарь, икона и др.). Т.л. посвящена диссертация Мальсаговой М.И.

теоретическая лингвистика

теоретическая лингвистика - подразделяется на:

1) частную лингвистику, изучающую один или группу родственных языков (напр.: славистика, полонистика, романистика, тюркология, балканистика, кавказоведение и др.);

2) общую лингвистику, исследующую язык вообще, его природу, происхождение, развитие, функционирование, структуру, классификации языков и т.п., включающую разновидности: лингвистику универсалий, типологическую лингвистику, лингвосемиотику, ареальную лингвистику и пр

С точки зрения соотнесенности с временной осью лингвистика подразделяется на:

1) синхроническую лингвистику, нацеленную на изучение состояния языковой системы в определенный момент её развития;

2) диахроническую лингвистику, изучающую развитие языковой системы во времени, включающую сравнительно-историческое языкознание (компаративистику).

теоретическая социолингвистика (общая социолингвистика)

Раздел социолингвистики, изучающий онтологические основы самой социолингвистики, определение ее предмета, места среди других научных дисциплин, понятийного аппарата, методов исследования, исследующих основополагающие проблемы, в качестве которых выступают следующие:

1) формирование системы постулатов, доказывающих, что язык - это явление социальное;

2) выявление закономерностей языкового развития, обусловленных социальной природой языка, их отграничение от саморазвития языка;

3) изучение функционирования языков в разных социально-экономических, этнолингвистических и культурных условиях;

4) исследование социальной обусловленности функционирования языка, зависимости его использования в разных сферах общения от социальных и ситуативных переменных;

5) анализ процессов речевого общения, обусловленных следующими факторами:

а) системой социальных ролей;

б) социально-психологическими условиями реализации тех или иных речевых актов;

в) их иллокутивной силой;

г) умением говорящего переключаться с одного кода на другие;

7) изучение взаимодействия и взаимовлияния языков в условиях их существования в одном социуме;

проблемы интерференции и заимствования элементов контактного языка;

теоретическое обоснование процессов формирования промежуточных языковых образований - интердиалектов, койне, пиджинов.

теория информации и измерение текста

Теория информации (информатика) ориентирована не на содержательную сторону передачи и хранения информации, а на ее статистическую структуру. Статистическая структура текста понимается как частота появления в сообщении сигнала (символа) (это вероятность, обозначаемая знаком р и сочетаний сигналов - условная вероятность, обозначаемая pi). При многократном повторении сигнала важно определить количество информации, передаваемой сигналом. Количество информации приравнивается к мере недостающей информации, т.е. к величине неопределенности. Такое количество информации называется энтропией. Она характеризует ситуацию перед получением сигнала в большей степени, чем сам сигнал. Неопределенность ситуации, а вместе с нею и количество информации возрастает с увеличением числа сигналов. При одинаковом числе сигналов неопределенность наибольшая в том случае, если вероятность появления всех сигналов равновероятна.

Величина неопределенности Н связана с вероятностями по формуле

H = -Σp(i)log2p(i)

где вероятность сигнала i обозначена через p(i), i принимает значение 1, 2 ... n;

Σ - знак суммы [р(1) log2 p(l)+p(2)log2 р(2)+.. +р(n) log2 р(n)].

теория литературного процесса

Частное направление теории литературы, отражающее эволюцию художественной литературы, обобщающее закономерности в ее развитии, смену литературных школ и различных направлений.

теория литературы

Частная теория художественного текста, по Н.С. Болотновой, рассматривающая сущность художественной литературы как особого вида искусства, творческие методы и особенности литературных направлений.

теория малых групп

Социологическая теория, исследующая место и функции малых групп в системе социального организма, их специфику как элементов социальной структуры. Выделяются три аспекта этого социального образования:

1) малые группы как самостоятельные субъекты общественных отношений, которые репрезентируют их в повседневной практической деятельности людей;

2) уровень первичной социальной структуры, представляющей "личную форму" общественных отношений;

3) социальная микросреда личности внутри малой группы.

теория речевой аккомодации

Теория, разработанная британским психолингвистом Ховардом Гайлсом в рамках социально-психологического направления социолингвистики, объясняющая место и роль когнитивных и эмоциональных процессов в социальной коммуникации, в которой участники общения приспосабливают свои речевые стили друг к другу, чтобы получить социальное одобрение слушающего, добиться высокой эффективности общения, высокого уровня положительных межличностных отношений.

теория речевой деятельности

Отрасль науки, изучающая речь как деятельность, ее функции, ее мотивы, ее связь с мышлением, процесс порождения речевого высказывания, механизмы речи, виды речи, "отправление" и "прием" речевых сигналов, соотношение речи и языка и пр. На основе Т.р.д. в учебных целях разрабатываются следующие вопросы: изучение языка как средства коммуникации, создание речевых ситуаций и т.п.

теория ролей (интеракционизм)

Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым набором.

теория социальных групп

Теория, исследующая процессы ориентирования социальных групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимость их развития от взаимодействия с другими группами.

теория текста

1) Наука, оперирующая понятийно-терминологическим аппаратом, включающим основные категории и понятия текста как одной из основных комплексных языковых единиц (текст, когезия, эмерджентность, проспекция, ретроспекция, континуум и др.);

в Т.т. используются специальные методы и приемы лингвистического анализа текста:

а) рассмотрение языковых средств в пределах данного текста;

б) семантическо-стилистический метод;

в) лингвостилистический эксперимент;

г) сопоставительно-стилистический метод;

д) вероятностно-статистические приемы анализа текста.

Основные направления в теории текста:

а) лингвистика текста;

б) стилистика текста;

в) герменевтика текста;

г) текстология.

На филологическом факультете изучается учебная дисциплина "Лингвистический анализ текста".

2) Система теоретических допущений о сущности, признаках и свойствах текста, его типах, структуре, семантике (содержании) и речевой организации (форме), функциях, особенностях текстообразования и восприятия (узкое понимание).

3) Интеграция многоаспектных сведений о тексте как объекте изучения разных наук: психологии, философии, социологии, лингвистики, истории, культурологии, прагматики, герменевтики и т.д. Стратификация наук о тексте, определение сферы их влияния и интеграция полученных знаний о тексте как единице культуры, обучения, коммуникации (теория текста в широком смысле).

теория текста общая

Наука, изучающая универсальные особенности текстов разных типов, их сущность и признаки, закономерности текстообразования. Общая теория включает в себя лингвистику и стилистику текста.

Предыдущая страница Следующая страница