Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕК"-"РЯД")
Способ исследования, позволяющий выявить схематичную модель языка, опирающуюся на историческое развитие родственных языков, на свойственные им тенденции, учитывающую промежуточные звенья развития. |
Прямой падеж. |
рекуррентный (лат. recurrens возвращающийся]. Рекуррентная последовательность - возвратная последовательность. Например, в рекуррентной последовательности 2, 4, 8, 32, 256 ... следующий член равен произведению двух предыдущих. В теории коммуникации применяется термин рекуррентные единицы общения, т.е. такие, который связаны соотношением последовательности. Информация хотя бы о двух единицах общения позволяет определить другие. |
рекурсивная функция (< лат. recursio возвращение) Функция, значение которой для данного аргумента вычисляется с помощью значений для предшествующих аргументов. |
рекурсия (фон.) (лат. recursio возвращение). Одна из трех фаз артикуляции звуков, отступ. Перевод органов речи в спокойное состояние или приступ к артикуляции следующего звука. В слове отдых рекурсия (отступ) при артикулировании [т] может наложиться на приступ следующего звука и произойдет озвончение: [о ых]. См.: отступ |
релевантность (< релевантный) Смысловое соответствие между вопросом и ответом, между исследовательской задачей и ее решением. |
релевантный (< англ. relevant существенный) Необходимый для различения языковых единиц. |
рема (др.-греч ρήμα слово, изречение) (ядро высказывания, новое, психологический предикат) Выделенная часть предложения при актуальном членении: сейчас | я пойду домой || "сейчас" - это рема. |
Рема, характеризующая фрагмент текста как содержательное единство. Г.А. Золотова выделила несколько типов Р.д., характер которых определяет семантические особенности ССЦ: 1) предметная (предполагает выделение в качестве ремы имен существительных, рисующих детали обстановки); 2) качественная доминанта, характеризующая персонаж или предмет (прилагательные, качественные наречия, существительные признаковой семантики); 3) акциональная, передающая динамику действия (в качестве ремы используются глаголы со значением действия); 4) статальная, обозначающая состояние природы, среды, лица (предикаты состояния); 5) статально-динамическая, характеризующая постепенное изменение состояния (лексика со значением изменения состояния, формы сравнительной степени); 6) репрессивная рематическая доминанта, передающая субъективно-оценочное восприятие действительности (слова категории состояния, оценочные существительные, прилагательные и наречия, глаголы эмоционального отношения). |
реминисценция (позд.-лат. reminiscentia воспоминание). Намек на прецедентный текст, обнаруживаемый в художественном или публицистическом тексте, отзвук более раннего текста. |
реплика (фр. réplique < лат. replico возражаю) Краткий ответ, заключающий в себе возражение или замечание. |
Вторая реплика диалогического единства, соотносящаяся с репликой-стимулом. В ней проявляется активность позиции собеседника. Р.-р. содержит ответ на вопрос, переспрос, выражает семантику согласия/несогласия, возражения, допущения, опровержения, отказа; Р.-р. строится как уточнение, пояснение или комментарий к первой реплике. Она может: 1) быть лаконичной; 2) восполняться из предшествующего высказывания; 3) повторять полностью или частично первую реплику. |
Реплика, открывающая диалогическое единство, определяющая содержание и форму следующего за ним высказывания. Р.-с. представляет собой независимый речевой акт: 1) вопрос, требующий ответа; 2) побуждение к действию; 3) высказывание, инициирующее тему, нуждающееся в уточнении или пояснении, экспрессив (речевой акт, выражающий эмоции говорящего). |
Свойство, заключающееся в том, что говорение определенного собеседника чередуется с говорением другого или других: 1) либо в порядке смены; 2) либо в порядке прерывания в эмоциональном диалоге. |
репортаж (фр. reportage < англ. report сообщать) 1) Жанр публицистического стиля, оперативно описывающий события с места их происшествия. 2) Жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событиях ведется одновременно с развертыванием действия, независимо от того, электронные это СМИ или пресса. Композиция Р. предусматривает фиксацию естественного хода событий. В режиме реального времени обычно передаются футбольные матчи, военные парады, инаугурация Президента. В большинстве случаев производится монтаж эпизодов, поэтому сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий, передается как последовательность смонтированных эпизодов. В письменных текстах также передаются не все эпизоды, а только самые яркие из них, что позволяет широко включать авторские комментарии, в связи с чем может появиться такая разновидность репортажа, как аналитический репортаж. Р. предполагает активные действия автора: интервью с героями, очевидцами, специалистами, поездку на место события. |
Параметр, характеризующий выборочную совокупность говорящих, состоящий в том, что выборочная совокупность должна достоверно и полно отражать признаки генеральной совокупности, частью которой она является. |
Процесс представления (репрезентации) мира в голове человека: единица, стоящая вместо чего-либо в реальном или вымышленном мире, замещающая это что-л. в мыслительных процессах. |
реприза - в риторике: простейший вид повтора, подхват слова в сочинительной конструкции, которая развертывается как поясняющий оборот. |
См.: диахроническая социолингвистика. |
реферат (лат. referre докладывать, сообщать) 1) Краткое изложение основных положений, содержания статей, монографий и др. работ научного характера; 2) доклад, построенный на обзоре, реферировании научных работ; 3) один из видов профессионального повествования с элементами описания и рассуждения, в котором характеризуется тематика книг (статей), раскрывается проблема, анализируются особенности композиции книг (статей), иллюстрируется позиция автора, говорится о том, какие выводы сделаны автором. Кроме описания компонентов содержания и структуры текста, здесь характеризуются смысловые отношения в тексте (текстах), авторское изложение информации. При этом сама информация оценивается референтом. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
реферат как жанр научно-информативного подстиля - включает выходные данные реферируемых работ, характеристику содержания; в реферативных журналах публикуется информация о новейших статьях, монографиях, диссертациях в области тех или иных наук Информационная модель реферата как жанра научно-информативного подстиля может быть представлена следующим образом: I. Ситуация общения: 1) общение со множеством людей; 2) основные функции реферата: а) информативная; б) воздействующая; 3) задачи реферата: сообщить общие существенные признаки реферируемого источника, объяснить логику мысли автора, убедить в правоте своей позиции по отношению к реферируемому источнику. II. Стилевые черты: 1) обобщенность - отвлеченность; 2) подчеркнутая логичность, доказательность, точность. III. Языковые средства: 1) помогающие выразить обобщенно- отвлеченное значение: глаголы в форме 3-го лица наст. вр. со значением постоянного (вневременного) действия; конкретная лексика, выступающая для обозначения общих понятий; неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции; существительные среднего рода, образованные от глаголов; краткие прилагательные, обозначающие постоянные свойства предметов; устойчивые обороты с отглагольными существительными; 2) языковые средства, выражающие подчеркнутую логичность, доказательность, точность: а) подчеркнутая логичность выражается при помощи: повторяющихся существительных часто в сочетании с указательными местоимениями; вводных слов, указывающих на отношения между частями текста; наречий, выполняющих связующую функцию; конструкций и оборотов связи; подчинительных союзов; сложных предложений; б) для выражения доказательности служат: ссылочные обороты; местоименные слова, выполняющие указательные функции; в) точность выражается при помощи: терминов; однозначных слов; цепи родительных падежей; простых и сложных предложений. |
реферативный (< реферат) Р. журнал - отраслевое периодическое издание, в котором публикуются рефераты новейших научных работ. |
референт (< лат. referens (referentis) сообщающий) 1) Ученик, студент, аспирант или специалист, составляющий реферат или выступающий с ним; 2) то же, что и денотат - предметное содержание имени; напр., Р. имени "столица Ингушетии" - Магас; 3) объект внеязыковой действительности. Тополь как конкретный, видимый предмет является референтом. Тополь как родовое наименование класса предметов является денотатом. |
Реальная или воображаемая совокупность людей, на нормы и ценности которой ориентируется субъект, стремясь стать членом данной группы. |
Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец. |
Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании указанных норм данным индивидом. |
референция (< референт) Способность языковых единиц - имен объекта - иметь предметное содержание, определение имени объекта. "Отнесенность актуализированных (включенных в речь) имен, именных выражений (именных групп) или их эквивалентов к объектам действительности (референтам, денотатам). [Арутюнова, 1990, С. 411]. |
Свойства отношения эквивалентности. Рефлексивность - эквивалентность элемента самому себе, транзитивность - переходность в рамках аксиом эквивалентности. Симметричность - способность к сохранению признаков после изменений. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
См.: междометная теория |
1) Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.п. 2) Один из видов (жанров) профессионального - сочинения-рассуждения с элементами описания и повествования, в котором даются выходные данные книги (статьи и т.д.), раскрывается проблематика произведения, излагается авторская позиция, анализируются авторские выводы, объясняются поставленные автором задачи, обосновывается своевременность или несвоевременность выхода в свет данной книги; говорится об актуальности поднятых проблем; оценивается практическая значимость сделанного автором; указывается на оригинальность концепции; определяется достоверность исследуемого материала. Кроме того, дается итоговая оценка книги (статьи и т.п.). 3) Один из видов творческих работ учащихся старших классов. Работа может быть как обучающей, так и контрольной. Рецензия включает следующие компоненты: а) Библиографическое описание; б) Общую характеристику книги (раскрытие ее проблематики, изложение авторской позиции, анализ авторских выводов; объяснение поставленных автором задач; актуальность поставленных проблем, оригинальность книги); в) Какое место занимает эта книга в литературном процессе? |
Жанр научной литературы, выполняющий функции репрезентации научного произведения, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия отличается высокой степенью стандартизации. Она отражает состояние науки в определенный период ее развития, формулирует критерии оценки научного труда и систему требований к научному произведению. Рецензия может иметь рекламный характер. Основные функции научной рецензии - информирующая и оценочная: 1) информирующая нацелена на информирование читателя о содержании новой научной публикации; 2) оценочная нацелена на оценку работы в целом. Личностное начало проявляется в том, что автор как индивидуальная языковая личность обнаруживает себя: 1) как субъект речи; 2) субъект сознания; 3) субъект эмоций. Текст рецензии находится с основным текстом в интертекстуальной связи. Объектами оценки являются: 1) жанр работы (словарь, справочник, пособие, монография, издание, раздел и др.); 2) аспекты исследовательской деятельности ученого; 3) разработанные им методы; 4) научные задачи; 5) материал исследования; 6) идиостиль автора, метаязык научного произведения и др. Л.В. Красильникова выделяет следующие типы оценки научного произведения: 1) общую аксиологическую оценку (высокий уровень, хороший образец, блестящая идея); 2) ментальную оценку: а) психолого-интеллектуальную (важный вклад, основополагающий метод); б) эмоционально-интеллектуальную (рациональный подход, тонкий анализ) оценку; 3) практическую оценку, ориентированную на норму, стандарт, традиции, актуальность, эффективность (академический труд, своевременная постановка проблемы); 4) эмоциональную оценку (сильное впечатление, поразительные результаты); 5) оценку лица: а) общую оценку его мастерства (большой ученый); б) профессиональную оценку (высококвалифицированный специалист); в) этико-психологическую оценку (смелое решение). |
См.: пассивный билингвизм |
Участник, который становится обладателем пациенса в результате целенаправленной деятельности агенса: отдайте выигравшему миллион; он получил корреспонденцию. |
Языковая способность (компетенция), речевое поведение говорящего Часть общественной деятельности человека. Активное использование языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична. Индивидуальность речевой деятельности проявляется в том, что на базе языковой синонимии возникает речевая синонимия, индивидуальное использование форм слова и самих лексем, синтаксических конструкций и т.п. |
Речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг. В школе на уроке в учебных целях может создаваться искусственная речевая среда, и чем более она приближена к естественным условиям, тем успешнее учитель сможет использовать развивающий потенциал речевой среды. |
1. Группа индивидов, сформировавшаяся на общности какого-либо социального или социально-демографического признака, обнаруживающая единый комплекс речевых закономерностей, использующая; 1) разговорную и письменную формы литературного языка; 2) стили литературных языков; 3) профессиональные языки; 4) корпоративные жаргоны; 5) диалекты. Один и тот же человек может входить в разные речевые общности, если он использует все формы, стили, диалекты языка и речи. 2. Группа людей, объединяющаяся временно на основе использования одной из форм речи для общения в зависимости от ситуации. |
Взаимосвязь языковых средств в конкретной речевой разновидности как внутри каждого языкового уровня, так и между ними на основе выполнения ими коммуникативного задания, обусловленного экстралингвистической основой той или иной речевой разновидности. |
См.: коммуникативная ситуация |
См.: речевое поведение. |
Область лингвистического знания, отражающая переход от изучения языка к изучению речи Н.С. Болотнова трактует речеведение как комплекс наук о речи, о реальном функционировании языковых единиц в рамках определенной сферы общения и конкретной речевой ситуации, включающей экстралингвистические и лингвистические факторы общения. Среди экстралингвистических факторов выделяются адресат, адресант, их взаимоотношения, наличие цели и определенные обстоятельства общения. Лингвистические факторы общения - это отбор и особая организация языковых единиц в соответствии с экстралингвистическими факторами общения. К речеведческим дисциплинам Н.С. Болотнова относит риторику, лингвистику текста, психологию речевого общения, стилистику текста, социолингвистику, теорию коммуникации, теорию словесности, культуру речи. |
Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Оно реализуется в конкретных видах или стратегиях, в зависимости от темы, обстановки, цели общения, ролевых отношений коммуникантов, их социального статуса и установки. |
1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное. |
I. Психофизический процесс, связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента: 1) говорение (писание); 2) восприятие; 3) понимание речи (текста). Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Речевой акт - это единство передачи сообщения и совместного мышления, "единство, - по выражению Л.С. Выготского, - общения и обобщения". II. (в социолингвистике) Одно из проявлений речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в той или иной коммуникативной системе; двусторонний процесс, каждый из участников которого выступает в той или иной социальной роли: речевой акт охватывает говорение, восприятие, понимание услышанного, при письменном общении - писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного) при условии, что участники речевого акта могут быть отделены друг от друга в пространстве и времени. Характер речевого акта зависит от: 1) личности отправителя сообщения; 2) личности адресата; 3) наличия или отсутствия третьих лиц; 4) языкового кода, используемого собеседниками; 5) темы и специфического содержания сообщения; 6) его формы; 7) свойства канала; 8) конкретной ситуации или социальной ситуации; 9) цели сообщения. Выделяются прямые и косвенные речевые акты. Последовательность речевого акта создает дискурс. |
Органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат - это и центральная нервная система, органы слуха (и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, необходимые для производства звуков речи. Речевой аппарат в узком смысле - что органы речи, состоящие из дыхательных органов, гортани и надгортанных полостей. Речевой аппарат напоминает духовой инструмент: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, ротовая полость - клапаны. |
речевой жанр (В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ) Разновидность функционального стиля, используемого в соответствующей сфере и ситуации общения. Признаки речевого жанра - вариативные стилистические средства языка, отбираемые в соответствии с коммуникативными задачами устного или письменного общения в рамках того или иного функционального стиля. |
Коллектив, отличающийся от других употреблением языковых единиц в речи. |
Звучащая речь в ее линейной последовательности, представленная звуками речи, употребляемыми в составе слога, слова и фразы. |
Сегментная единица, которая характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением. При этом паузы между синтагмами не обязательны. Членение фразы на синтагмы зависит от значения: Как обрадовали ее слова / друзей. - Как обрадовали ее / слова друзей. Фонетические синтагмы, состоящие из двух или более слов, характеризуются смысловой и синтаксической целостностью, в связи с чем произвольное расчленение на синтагмы невозможно: перед / началом сеанса; перед началом / сеанса. |
Система устойчивых формул общения, выработанных обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. |
Совокупность речевых форм, употребляемых индивидом или группой в социально значимом языковом взаимодействии; набор лексических, фонематических и грамматических "наслаивающихся" вариантов, из которого говорящими производится выбор в соответствии с правилами речевого этикета. Например, жители Воронежской области в сфере образования используют русский литературный язык, в семейной и бытовой сферах - русские и украинские диалекты, бытующие в названной области. |
Функционирующие в речи устойчивые формулы, ориентированные на экспрессию и стандарт, паразитирующие на речевой культуре, претендующие на стилистическую окрашенность: красной нитью, жареные факты, желаю счастья в личной жизни, догнать и перегнать. |
1. Последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. 2. Деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования своих действий. 3. Результат речевых действий, выраженный в текстах. |
Литературная, как правило, письменная речь, обладающая следующими свойствами: 1) общелитературными и специфическими книжно-письменными языковыми средствами; 2) кодификацией; 3) функциональными стилями речи. |
Речь носителей литературного языка, функционирующая в устной форме. Для устной речи характерны: 1) экспрессивные языковые средства; 2) экстралингвистические условия: неподготовленность, непринужденность, неофициальность ситуации речи, сокращенность, эллипс; жесты и мимика. |
ритм (др.-греч. ρυθμός) 1) В поэзии: упорядоченное чередование звуковых речевых компонентов; 2) в лингвистике текста: упорядоченность звукового, синтаксического и словесного состава речи, обусловленного смыслом. |
ритмика (др.-греч. ρυθμίκός равномерный, размеренный) 1) В литературоведении: раздел стиховедения; 2) в лингвистике текста: совокупность всех проявлений ритма. |
ритор (др.-греч. ρητωρ) 1) оратор в Др. Греции, Риме, с III в. до н.э. преподаватель риторики или ученик риторической школы; преподаватель риторики в западноевропейских странах, а также в Российской империи; 2) опытный, умелый оратор, умеющий красиво произносить содержательные речи; 3) в связи с развитием в слове энантиосемии появилось прямо противоположное значение слова "ритор", отражающее негативное отношение к деятельности ритора: Р. - оратор, умеющий красиво говорить, преподнося слушателям бессодержательные речи, умелый болтун, усыпляющий бдительность своих слушателей; 4) человек, создающий влиятельные публичные высказывания. |
риторика (др.-греч. ρητώρίκη) 1) теория и искусство красноречия; 2) наука, исследующая приемы выразительной; стилистически дифференцированной речи, методы и приемы дискутивно-полемической речи; 3) под влиянием энантиосемии развилось значение слова Р., включающее негативную оценку: Р. - красивая, напыщенная, малосодержательная речь; 4) По Волкову А.А.: филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову; сфера действия Р. - прозаическая речь или публичная аргументация. "Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики"; сегодня риторика как филологическая дисциплина стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики и занимает в системе филологических дисциплин место, оправданное исторически и методологически; Р. сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи, на речевой технике аргументации и методе построения целесообразного высказывания; Р. обобщает опыт общественно-языковой практики, изучая специфический для каждой культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений; общая Р. изучает принципы построения целесообразной речи; частная Р. изучает конкретные виды речи; современная русская техника аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западноевропейских обществ; 5) Р. - учебная дисциплина, предполагающая специальное и литературное образование ритора; общественные задачи Р. состоят: а) в воспитании ритора; б) создании норм публичной аргументации, обеспечивающих обсуждение значимых для общества проблем; в) организации речевых отношений в области управления, образования, хозяйственной деятельности, безопасности, правопорядка; г) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Наука об искусстве речи, о красноречии, ораторском искусстве. Р. обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Создание публичных высказываний, приводящих к согласию и присоединению аудитории. |
Частный пафос, направление общего пафоса на положительную или отрицательную ценность; напр.: патриотизм, любовь, мужество, сострадание, познание, вера. |
Поведение ритора, основанное на правовых, нравственных, моральных и технических нормах речи. |
риторический (< риторика) Относящийся к риторике; Р. вопрос - это ораторский прием, ориентированный на экспрессивное утверждение или отрицание; напр., "Станет ли он заниматься этим?", - "Нет, не станет". |
Завершенная словесно оформленная мысль, оцениваемая аудиторией как истинная, правильная, уместная, приемлемая. |
Экспрессивное утверждение или отрицание; используется в научно-популярном, публицистическом, художественном стилях. |
риторический канон - включает следующие этапы: 1) инвенцию (изобретение того, что надо сказать); 2) диспозицию (расположение элементов); 3) элокуцию (отбор средств для того, чтобы лучше это сделать, как сказать); 4) меморию (запоминание); 5) акцию (представление сообщения). |
риторический пафос - образуется отношением ритора, предмета речи и пропозиций - решения, которое ритор предлагает аудитории; разновидности Р.п.: сентиментальный, героико-романтический и натуралистический (реалистический) пафос. |
Качества ритора, которые дают аудитории возможность доверять ему, и наоборот: свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным. |
Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях. |
Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса. |
Метод создания высказывания; включает три основные части: начало, середину и конец; в начале речи ритор концентрирует этос, чтобы вызвать доверие аудитории; в середине речи он концентрирует логос; в конце речи применяется пафос, поскольку решение требует волевого усилия. |
См.: конфессиональный язык |
род (грам.) Класс одноименных морфологических категорий, характерных для существительных, местоимений, прилагательных, отчасти числительных и глаголов и выражающих противопоставление по биологическому полу: учитель пришел - учительница пришла. Однако биологический признак не является единственным при различении рода как грамматической категории. Например, сад - существительное мужского рода, и определяем мы это по наличию сочетаемости: "великолепный сад". То есть, в данном случае категория рода не имеет номинативной функции. Почти все существительные русского языка относятся к мужскому, женскому и среднему роду. Категории рода у существительных нет, например, в английском и армянском, во всех тюркских и финно-угорских языках. |
род вступления - в риторике: существует три рода вступлений: 1) обычное; 2) с ораторской предосторожностью; 3) внезапное (ex abrupto) . |
род и вид - в риторике: категории, обозначающие классы и подклассы; соотношение рода и вида относится к топам определения; родо-видовые отношения позволяют не только отнести подчиненный терм к тому или иному разряду, но и частично идентифицировать или развести термы отношения. |
род, число, падеж причастий - аналогичны роду, числу и падежу имен прилагательных и определяются по аналогичным категориям имени существительного, от которого зависит причастие (показателем рода, числа и падежа служит окончание причастия). |
Формы слов, употребляемые как одно из средств разговорной речи. Выражает ее непринужденный характер (из дому, в отпуску, нет сахару, сахарку). |
Форма слова, употребляемая в тексте построения речи как одно из стилистических средств. Считается, что использование в творческих работах учащихся цепи слов в родительном падеже, - это речевая ошибка. Но между тем в научной речи употребление такой "цепи" является нормой стиля: Они поедают, растаскивают значительное количество продуктов питания человека и фуража (Батхиев А.М.). В официально-деловой речи может встречаться до 17 форм Р.п. в одном предложении. |
1. То же, что материнский язык; первый язык, усвоенный человеком с детства (язык колыбели), совпадающий с языком родителей или одного из них. 2. То же, что этнический язык. 3. То же, что функционально первый язык. 4. То же, что национальный язык2; язык любого народа, населяющего РФ, кроме русского. |
Система, использующая муж., женск. и средн. род. В чистом виде практически не бывает. |
Разновидность лингвистической абстракции, метод исследования, ориентированный на рассмотрение родо-видовых отношений между языковыми единицами. Одна из наиболее разработанных в науке классических форм - родо-видовая абстракция, основанная на выделении общих (родовых) и единичных (видовых) понятий. Родо-видовая абстракция связана с целым рядом логических операций, которые позволяют выделить общие признаки единичных предметов, но с их помощью мы не можем отделить существенные признаки от несущественных, хотя операции иногда дают результаты со знаком "плюс" (при описании значения терминов, отдельных лексических групп). К указанным логическим операциям относятся: 1) классическое определение, или явное определение (подобное определение принято также называть родо-видовым); 2) деление понятий, удовлетворяющее четырем основным требованиям: а) деление ведется только по одному основанию; б) нельзя пропускать отдельные члены деления; в) члены деления взаимно исключают друг друга; г) непрерывность деления; 3) дихотомия (разделение пополам) на начальных стадиях изучения объекта; 4) классификация, представляющая собой многоступенчатое, разветвленное деление, результатом которого является единая, стройная система соподчиненных понятий. Используя перечисленные логические операции, понятие "функциональный стиль" можно расчленить на видовые понятия: научный стиль, деловой стиль, публицистический стиль и т.п. Но подобная процедура выявит внешние признаки стилей, их некоторые общие свойства, которые могут оказаться несущественными для функциональных стилей как многомерных объектов. |
Совокупность черт, характеризующих "мужскую" и "женскую" речь. |
Языки, в основе которых лежит общий праязык. Например, общеславянский (праславянский) язык существовал с III тыс. до н.э. до VI-VII вв. н.э. На его основе впоследствии развились украинский, белорусский, польский, чешский, болгарский и другие славянские языки, Чеченский и ингушский - это тоже родственные языки, в основе которых лежит более древний, общий язык. |
1) интеграция, когезия (сцепление), связность, ретроспекция, проспекция; 2) модальность, эмотивность, экспрессивность, прагматичность; 3) цельность, контекстуально-смысловая завершенность, отдельность. |
Ожидаемое для той или иной социальной роли поведение, сформировавшееся в соответствии со стереотипным поведением, выработанным в рамках той или иной системы, не зависящее от конкретного человека. |
Поведение человека, занимающего определенную социальную позицию в соответствии с ожиданиями людей. |
Конфликт между социальными ролями, выполняемыми говорящими в процессе общения, возникающий в следующих случаях: 1) неправильное понимание роли индивидом или тем, кто связан с ними по роли; 2) носители ролей имеют разные ожидания относительно роли одного из них; 3) в конфликт вступают две плохо совместимые роли одного и того же индивида. |
Совокупность социальных ролей, присущих говорящему с определенным социальным статусом. Каждая из ролей реализуется в зависимости от изменяющейся ситуации общения. |
Взаимоотношения между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из репертуара ролей соответствующие той или иной ситуации роли: ученик - учитель, милиционер - нарушитель. |
роман (фр. roman > стар.-фр. romans повествование на романском языке (а не по латыни) 1) В литературоведении: литературный жанр; художественное произведение, гл. образом в прозе, хотя может быть и в стихах; Р. отличается большим объемом, многообразием действующих лиц, наличием нескольких сюжетных линий, временной протяженностью; 2) в лингвистике: один из жанров художественного стиля, отличающийся симметрией стилевой структуры: в нем активизируются такие стилевые черты, как конкретность, эмоциональность, образность, выразительность; в романе используются языковые средства всех уровней. |
романизация (< лат. romanus римский) Усвоение римской культуры и латинского языка народами, вошедшими в Римскую империю или насильно присоединенными к ней. |
романист (< романский) Специалист по романским языкам и литературам. |
романистика (< романский) 1) Сравнительно-историческое изучение романских языков, фольклора, культуры; 2) романская филология. |
романский (< лат. romanus римский) 1) Относящийся к римской культуре; 2) унаследовавший достижения цивилизации Древнего Рима; 3) Р. языки - группа языков индоевропейской семьи, в основе развития которых лежит латинский язык: испанский, португальский, каталонский, галисийский; французский, окситанский; ретороманские: румынский, молдавский; далматинский (ныне мертвый язык). |
романтический пафос - в риторике: столкновение предмета речи и пропозиции, при котором предмет речи - реальность предстает как поддающаяся изменению, а пропозиция соотносится с идеалом, который может быть реализован усилиями автора и аудитории. |
Один из органов речи, играющий существенную роль в образовании звуков речи: здесь образуются различные шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. Рот прикрывают губы (labia) - верхняя и нижняя. В ротовой полости находятся: 1) зубы (верхние и нижние); 2) альвеолы (бугорки у корней верхних зубов); 3) твердое нёбо (palatum) - переднее и среднее: 4) мягкое нёбо (velum); 5) язычок (uvula); 6) язык - самый подвижный орган речи (кончик языка; спинка, обращенная к нёбу и подразделяемая на три части - переднюю, среднюю и заднюю; корень языка). |
руны (др.-сканд. rün тайна) 1) Древний алфавит, сброшенный, по преданию, на Землю Óдином - верховным богом асов, и вытесненный впоследствии латинским алфавитом; 2) рунические буквы, вырезанные на дереве, металле, камне, применялись у скандинавских и германских народов в культовых и др. целях; 3) Р. использовались в древности и продолжают использоваться до сих пор как средство гадания, предсказания судьбы; 4) Р. называлось древнетюркское письмо, созданное "на основе согдийского письма, имевшего арамейское происхождение". |
Слова собственно русской лексики, появившиеся в языке русской народности (XIV-XVII вв.) и национальном русском языке (середина XVII в. - по настоящее время). Этот пласт составляет до 90 % всех слов. Образуются на базе общеславянской, восточнославянской, древнерусской лексики, на основе заимствований. По своей словообразовательной структуре - это производные слова, которые образовались суффиксально. Составляют основу стилей русского литературного языка. Приведем некоторые парадигмы: 1) тематическая парадигма "Птицы": выхухоль, глухарь, грач, горихвостка, кукушка, курица, петух; 2) тематическая парадигма "Предметы быта": колыбель, кошелек, крынка, кубышка, кулек; 3) тематическая парадигма "Пища": варенье, голубцы, кулебяка, лепешка, селянка; 4) тематическая парадигма "Имена профессий": весовщик, гончар, каменщик, кочегар, летчик, сапожник, чистильщик; 5) тематическая парадигма "Цвет": белокурый, красный, розовый, сиреневый; 6) тематическая парадигма "Физический признак": громоздкий, коренастый, лохматый, неуклюжий, сухощавый; 7) тематическая парадигма "Физическое свойство": колченогий, конопатый, нерадивый, осторожный, чуткий; 8) тематическая парадигма "Физическое состояние": бесноватый, беспечный, забубенный. |
1. Политика царской и советской России, направленная на языковую ассимиляцию иноязычного населения. 2. Изменения, происходящие в речи или в грамматической системе того или иного языка под воздействием русского: а) использование билингвами слов русского языка в речи, лексические заимствования; б) появление контаминированных (смешанных) грамматических форм; в) развитие аналитических способов синтаксической связи; г) изменения фонетики и интонационного рисунка языка, находящегося в контакте с русским языком. 3. Адаптация иноязычных слов в структуре русского языка, затрагивающая: а) произношение безударного [о] в позиции перед ударением: поэт, боа, бокал, вокзал и т.п.; б) замена твердого согласного перед [э] на мягкий: академия, ректор, секретарь, но фонема, детерминизм и т.п.; в) в области грамматики прослеживается распределение заимствованной лексики по родам: манго, пальто и др. |
Совокупность словарей русского языка. В русской лексикографии существует множество словарей, относящихся к разным типам и жанрам: толковые словари, словари новых слов и языковых изменений, устаревших и редких слов, словари иноязычных слов, ономастические словари, словари сокращений, словари диалектов, жаргонов (арго) и ненормативной лексики, словари фразеологизмов и устойчивых выражений, стилистические, словари языка писателей, ортологические (орфографические и орфоэпические словари), ассоциативные, словари омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, словари жестов, интегральные и комплексные словари, диахронические словари: словари памятников письменности и древних авторов, региональные, акцентологические, этимологические; энциклопедические словари. |
Язык русской нации, исторически сложившейся общности людей, объединенных единством территории, психологического уклада, экономики и эпохи. Он также является вторым языком народов, населяющих территорию Российской Федерации. Используется как средство общения как в Российской Федерации, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. В РФ он является государственным языком. Он выполняет функции рабочего языка ООН и ЮНЕСКО. Исторически русский язык образовался из древнерусского, наряду с украинским и белорусским, в конце XIV в. В этот период русский язык оформлялся как язык, ориентированный на говор Москвы и окружающих ее поселений. |
Вид билингвизма, при котором первым компонентом двуязычия на территории РФ является русский язык. Как правило, русско-национальный билингвизм присущ лицам, которые признают русский язык родным, а свой этнический язык рассматривают в роли второго компонента двуязычия. |
Наименование лиц, для которых русский язык является родным или функционально первым языком (например, для этнических русских или лиц других национальностей). Термин применяется по отношению: 1) к смешанному в этническом отношении населению регионов России; 2) к соответствующей части населения бывших автономных республик; 3) к определенной части населения бывших союзных республик. |
Вспомогательная азбука, созданная для того, чтобы помочь пользоваться языком лицам, потерявшим слух (глухонемым) Ручная азбука основана на изображении букв при помощи пальцев. К знакам пальцев добавляются сигналы, помогающие различать аналогичные звуки: например, кисть на груди означает звонкий, кисть, удаленная от груди, - глухой звук. |
1. (словообразовательный тематический) Такой ряд слов, которые идентичны по происхождению и имеют сходство в словообразовательном значении. Например: ткач, вожак, продавец, владелец, выдумщик, подписчик, точильщик, воспитатель и др. образуют словообразовательный тематический ряд, поскольку они все являются отглагольными и имеют словообразовательное значение лица. 2. (фон.) Положение передней, средней или задней части языка при образовании гласных: ряд определяется по части языка, которая приподнимается при образовании того или иного гласного звука. Например, < и> - это гласный переднего рада, < а> - гласный среднего ряда, < у> - гласный заднего ряда. |
Сочинительное сочетание слов, в котором ни одно не является главным. Предложение может быть осложнено: 1) рядом главных членов; 2) рядом второстепенных членов. В предложении может быть несколько рядов однородных членов. |