Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАЧ"-"НЮ")
начальная форма причастия - форма м.р., им. п., ед. ч., соответствующего залога (начальной формой причастия как именной формы глагола является инфинитив того глагола, от которого образовано причастие). |
Обычно это форма именительного падежа, единственного числа. У существительных pluralia tantum - форма именительного падежа множественного числа: сани, сливки. |
Форма им.п.; для числительных, которые имеют категории рода и числа, - форма м.р., ед.ч., им.п. |
Вид билингвизма, отражающий начальный этап распространения второго языка в социуме. |
1) Вид ошибки, нарушающий разные коммуникативные качества, в том числе, и логичность речи. Неадекватное использование языковых средств возникает в результате неправильно учтенных экстралингвистических условий. 2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о логических ошибках, сигнализирующих о противоречиях между языковой формой текста и ситуацией общения. |
Использование буквенной символики и формул, схем, чертежей различных видов, широко применяемых при моделировании. Невербальные способы описания могут быть связаны с теорией и методом исследования, а могут быть по отношению к ним внешними, а именно: более кратким способом записи дефиниций (например, СТ - словообразовательный тип). |
Стилистический оттенок, свойственный слову с отрицательной характеристикой. Негативные оттенки разнообразны: 1) неодобрительный (критикан, брюзга, измыслить); 2) презрительный (зубрила, балаболка, балбес); 3) укоризненный (бесстыдник, бедокурить); 4) иронический (вздыхатель, великовозрастный, благонравие); 5) небрежно-фамильярный (белобрысый, выскочка, иностранщина); 6) бранный (безмозглый, гад, ведьма). Эти окраски, хотя в основном и являются устойчивыми, могут зависеть от контекста. |
Нарушение требований коммуникативной целесообразности. Н.р. считаются менее грубыми недостатками речи, чем речевые ошибки. |
нейтрализация (< лат. neuter ни тот, ни другой) в языкознании. Снятие противопоставления единиц языка, напр., в конце слов звонкие и глухие согласные звучат одинаково: пруд - прут. |
Неразличение фонем в слабых позициях. |
Ядерная лексика, противопоставленная стилистически окрашенным пластам, не имеющая особых стилистических оттенков. Она как бы цементирует лексико-семантическую систему, создает единство словарного состава языка, являясь базой, определяющей семантические и словообразовательные группировки слов. |
1) Набор слов, характерных для научной речи, имеющих нейтральную окраску (скорость, яркость). 2) Один из элементов информационной модели функционального стиля, входящий в набор языковых средств, смоделированный с опорой на обобщенность-отвлеченность научного стиля. |
Общеупотребительная, лишенная стилистической окраски лексика. Она служит базой для создания высказываний различных стилей, а также фоном для восприятия различных видов стилистической окраски. Так, нейтральная лексика в качестве базовой используется в научной речи: Вред слепыша может ощущаться в приусадебных участках, где имеются посевы картофеля. |
Вид билингвизма, при котором отсутствуют прямые регулярные контакты с носителями языка: 1) по типу усвоения билингвом второго компонента двуязычия язык является выученным; 2) по типу языковых контактов с носителями второго языка наблюдается отсутствие регулярных контактов, использование второго языка в ограниченных целях вдали от основной массы носителей языка. |
Разрывность морфемы, в результате чего образуются циркумфиксы: раз-...-ся - разбежаться. Существуют разрывные корни, в которые вставляются инфиксы. |
Способы, не использующие аффиксальных словообразовательных средств: 1) лексико-семантический; 2) лексико-синтаксический; 3) морфолого-синтаксический. |
Аналитическое выражение: буду работать. |
Знаки, которые четко не определены правилами пунктуации: 1) передача на письме паузы, которая отражает пропуск слова (в месте пропуска ставится тире); 2) знаки, подчеркивающие отсутствие грамматической связи между формами, не составляющими словосочетания (в этом месте ставится тире). |
Лексикографическое представление лексических и фразеологических инноваций. |
Обладающий отрицательной стилистической окраской. Неодобрительные слова употребляются преимущественно в разговорной и художественной речи, выражая эмоциональность этих двух стилей (критикан, брюзга, измыслить). |
неологизм (нео... + др.-греч. λογος слово) Новое слово или новое значение и форма уже существующего слова. В широком смысле слова неологизм может быть лексическим, словообразовательным, фонетическим, морфологическим и синтаксическим. В узком смысле неологизмом называют лексическое или семантическое новообразование. Различают неологизмы языка и авторские новообразования (индивидуальные неологизмы). Их называют также окказионализмами (эгологизмами). Авторские новообразования никто не употребляет безлично, их используют как цитату: Я влюблен, я очарован, словом, я огончарован.(А.С. Пушкин). Окказионализмы остаются фактами авторской речи, не становясь нормой литературного языка. |
Новообразования, создаваемые поэтами, писателями, публицистами: кюхельбекерно (А. Пушкин), машинерия (В. Яхонтов). Подобные слова так и остаются неологизмами: они не переходят в активный словарь. Отдельные авторские образования с течением времени входят в активный словарь: головотяп (М. Салтыков-Щедрин), бездарь (И. Северянин). |
Языковые неологизмы, возникающие: 1) из русских слов по продуктивным словообразовательным моделям: разработать - разработка, безысходный - безысходность; 2) путем заимствований: лимит, факс, ксерокс; 3) в результате заполнения словообразовательных гнезд по русским моделям: лимит - лимитировать - лимитирование; лимит - лимитчик - лимитчица; ксерокс - ксерокопировать - ксерокопия и т.п. |
Слова из активного словаря, у которых появляются новые значения: челнок в значении мелкий торговец, ввозящий товар из-за границы или вывозящий за границу. |
Неологизмы, которые появляются в языке в связи с развитием науки, техники, культуры и других сторон общественной жизни. Пути их появления: 1) образование новых слов от уже существующих с помощью тех или иных словообразовательных средств: луноход, космизм; 2) заимствование: автобан, джакузи, лейбл; 3) "внутреннее" заимствование из других подсистем национального языка: диалектов, жаргонов (отгул, беспредел). |
Раздел лингвистики, в котором изучаются активные процессы в лексике и фразеологии. |
Начальная форма глагола. В разговорной речи, в художественных диалогах, в официально-деловом стиле она может употребляться в значении повелительного наклонения. В официально-деловой речи она помогает выразить волюнтативную функцию. Иногда образуются цепи глаголов неопределенной формы до 20 членов. |
Предложение, в котором есть спрягаемый глагол в форме 3-го лица, но подлежащее не названо и представляется неизвестным или безразличным для речи. Н.-л.п. более употребительно в разговорном стиле, в художественной речи: Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне... (Есенин). Н.-л. п. используется также в деловой речи: Просят прекратить курить! |
Общение в обиходно-бытовой (семейной, дружеской, интимной и т.п.) сфере, допускающее достаточно большую (бо́льшую, неограниченную) свободу говорящего или пишущего в выборе языковых средств. |
Использование языка в той или иной коммуникативной сфере вместе с другим языком в связи с тем, что он не в состоянии самостоятельно в полной мере обслуживать данную сферу. |
1) модальные слова; 2) служебные слова; 3) междометия; 4) звукоподражания В вузовской грамматике русского языка выделяют следующие особенности неполнознаменательных слов: 1) они не выполняют номинативную функцию, не являются наименованиями каких-либо явлений действительности, выражают отношения между явлениями действительности или относятся к выражаемой мысли, передают эмоции и издаваемые живыми и неживыми предметами звуки; 2) не обозначают понятий; 3) на них не падает логическое ударение; 4) неполнознаменательные непроизводные слова не имеют морфемной структуры; 5) они не имеют грамматических (морфологических) категорий, они не изменяются; 6) они не функционируют в роли членов предложения и не являются конструктивными элементами словосочетания и предложения; 7) к ним нельзя задать в предложении вопрос. |
1) служебные слова: предлоги, союзы, частицы; 2) модальные слова; 3) междометия; 4) звукоподражания. |
Предложения, в которых один или несколько членов, необходимых для его схемы и содержания, не высказаны, опущены: - Ты примерял очки? - Не примерял. Н.п. употребительны в разговорной речи, так как они экономят время. В художественной речи (в диалогах, описаниях) они передают эмоциональность, помогают создать выразительную, живую картину. Неполные предложения широко используются в публицистической речи (в частности, в газетных заголовках), где они создают выразительность, броскость, динамичность публицистического высказывания: Мир - земле; За границей я - свободный человек. |
1) Один из видов логических ошибок, нарушающих лингвистические условия реализации логичности речи на уровне высказывания. Например: Я, к счастью, это потеряла. Он склонился над богом. Когда мы приехали домой, но нас дома никто не ждал сегодня. 2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о логических ошибках на уровне высказывания. |
1) Один из видов логических ошибок, нарушающих лингвистические условия реализации логичности речи на уровне связного текста. Например: Моего друга зовут Рустам. Он очень любит учиться. У него характер хороший. Он очень хочет с кем-то драться один на один. Он очень сильный. Он мой хороший друг. 2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о логических ошибках на уровне связного текста. |
Лексика, обозначающая конкретные предметы, а не ситуации, не имеющая актантов: стол, книга, мужчина, дерево, кресло. Элементы предложений большой стол, моя книга, красивый мужчина, дерево в лесу, кресло в зале отражают неактантные смысловые связи слов: принадлежности (моя книга), места (дерево в лесу) и т.п. |
Отсутствие способности аффиксов образовывать новые слова и грамматические формы. Например, к числу непродуктивных суффиксов принадлежат -ик(а): голуб-ик(а), черн-ик(а); -тв(а): жа-тв(а); -ель: мет-ель и др. |
1.) Одна из закономерностей логичности речи, лингвистическое условие реализации логичности речи на синтаксическом и взаимосвязанном с ним лексико-семантическом уровне. 2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о лингвистических условиях реализации логичности речи на уровне высказывания. |
Языковая ситуация с идиомами, обладающими неодинаковой демографической и функциональной мощностью. |
Тип двусоставных и односоставных предложений, представленных только главными членами, являющихся основой выражения предикативного значения: модальности, времени и лица, содержащих информацию о предметах действительности, об их признаках. Н.п. является минимальным структурным типом простого предложения в русском языке. |
Предложение, содержащее рему, несущее целостную информацию, как бы отвечая на вопрос: "Что случилось?": Кричали грачи над гнездами (А. Толстой). |
Тип сложноподчиненных предложений с присловными придаточными, поясняющими определенные словоформы в составе главной части и имеющие формальную связь с ними. Эти словоформы называются контактными словами. В их роли выступают существительные, глаголы, могут использоваться указательные местоименные слова тот (та, то, те), такой (такая, такое, такие), таков (такова, таково, таковы), так, там, туда, тогда, имеющие общую указательную семантику и указывающие на известное из ситуации, контекста. По структуре Н.с.п. делятся на три разновидности: 1) местоименно-соотносительные; 2) субстантивно-атрибутивные (термины Н.С. Поспелова); 3) изъяснительные (термин В.А. Богородицкого и Н.С. Поспелова). |
Явление, противоположное регулярности. Нерегулярные аффиксы встречаются в словах редко, бывают единичными: мет-л(а) - единичный суф. -тяй- в словах лен-тяй, слюн-тяй и т.п. Нерегулярные аффиксы не образуют длинных словесных рядов одного и того же строения и потому не имеют типовых структурных моделей. |
Любой язык, которым билингв овладел после освоения родного языка. |
Языковая ситуация, при которой языки-компоненты являются неравнозначными и распределены по разным сферам общения и социальным группам. Подавляющее большинство биокомпонентных и поликомпонентных языковых ситуаций являются несбалансированными. |
Вид индивидуального двуязычия, характеризующийся различным уровнем языковой компетенции билингва, при которой родным языком билингв владеет лучше, чем вторым языком. |
Способ передачи чужой речи, в котором совмещаются грамматические признаки прямой и косвенной речи; высказывание построено от лица автора, как косвенная речь; связь между чужой речью и словами автора бессоюзная, как в прямой речи; сохраняются все особенности речи говорящего, героя и т.п. |
Передача чужой речи в форме несобственно-прямой речи с точки зрения и героя, и автора, что дает возможность сохранить особенности передаваемой речи. Для Н.-п.р. характерно ее использование в повествовательной форме, получившей название "свободный косвенный дискурс" (нетрадиционный нарратив). |
Форма глагола, менее конкретная по значению, нежели совершенный вид глагола. Поэтому Н. в. г. наиболее употребителен в научной, официально-деловой речи, так как и научный , и официально-деловой стили более отвлеченны по своему характеру. Например: ... специфическими чертами являются: они определяют специфику и т. д. В художественной речи Н. в. г. зачастую употребляется при описаниях: Спит река. Спит прибрежный камыш, спят вербы. |
Форма глагола, употребляемая как одно из языковых средств разговорной речи, выражающее ее экспрессивный характер: говаривал, хаживал, гащивал. |
несовместимость - в риторике: один из топов соположения, основанный на противопоставлении высказываний или действий; несовместимость содержания приводит к необходимости выбора или к отвержению обоих термов. |
1) Одна из причин отклонения от логичности речи, обусловленная отсутствием речевых навыков. 2) Один их элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о причинах отклонения от логичности. |
Слово, не приспособившееся к системе нового языка. |
Сбор исследователем фактического материала и выделение на его основе заключений, уточнение в ходе исследования выводов и формулировок. Опора на факты придает неформализованному способу описания гибкость и подвижность, однако выводы могут не носить всеобщего характера, так как они относятся к частному материалу. При неформализованном способе описания, предположим, мы выделили суф. -ин- у растений и ягод: малина, смородина, калина, рябина. Однако, основы мал-, смород-, кал-, ряб- немотивированные. Произошло опрощение. Следовательно, морфемный анализ данных слов невозможен без этимологического анализа, который помогает нам понять, что малина, калина, рябина названы по их цвету, а смородина по запаху. Неформализованность при таком описании состоит в том, что здесь совмещаются морфемная, словообразовательная и этимологическая методики. |
Дериваты, значение которых равно сумме значений составляющих это слово морфем: сумочка, ярко-красный. Чаще всего к этим производным относятся относительные прилагательные: Назрань - назрановский; производные качественные наречия: хороший - хорошо. |
Основы, равные корню. |
Тип предложения, противопоставленный основным структурным типам простого предложения - двусоставным и односоставным: Ты едешь завтра? - Нет. Н.п. лишены грамматической формы: 1) в них не выделяются члены предложения - ни главные, ни второстепенные; 2) Н.п. не содержат и не допускают в своем составе спрягаемых форм глагола; 3) не имеют конкретных модально-временных значений. По функции Н.п. соотносятся с: 1) повествовательными; 2) побудительными; 3) вопросительными. Н.п. не содержат конкретного высказывания. Их содержание сводится к выражению: 1) согласия / несогласия с каким-либо высказыванием; 2) эмоциональной реакции на высказывание; 3) волеизъявления. Коммуникативная значимость Н.п. проявляется на фоне предложений, составляющих речевой контекст: Это стихи Блока? - Кажется ... да. Абстрактная семантика Н.п. и их неопределенный модально-временной план обусловлены лексико-грамматической природой используемых слов, которые являются неизменяемыми и не могут входить в словосочетания, в результате чего объем предложения совпадает со словом или фразеологизмом и может быть увеличен только за счет частиц: - Идешь? - Да уж. В Н.п. употребляются: 1) частицы да и нет, выражающие согласие / несогласие (это их единственная функция): - Ты к нам надолго? - Да; 2) модальные слова и модальные частицы конечно, вероятно, разумеется, пожалуй и др.: - Ты понимаешь, о чем идет речь? - Разумеется; 3) междометия ну!, цыц!, батюшки! и др.: - Далеко еще? - Цыц! Что расшумелись?; 4) фразеологизмы со значением согласия / несогласия, волеизъявления, модальной или эмоциональной оценки: как бы не так! еще бы! то-то и оно!: - Хорошо, что так получилось. - Само собой! |
Один из специфических типов, характеризующийся рядом особенностей: 1) главный структурный признак - нет членов предложения: ни главных, ни второстепенных; 2) предмет речи / мысли раскрывается в контексте: диалоге, речевой ситуации и т.п.; 3) отсутствие номинативного значения у слов, образующих конструктивную основу этих предложений, подразделяемых на группы: а) слова-предложения, выраженные частицами; б) модальные слова-предложения; в) междометные слова-предложения; 4) Н.п. делятся на утвердительные и отрицательные, повествовательные, вопросительные и побудительные; восклицательные и невосклицательные: а) слова-предложения могут быть утвердительными и отрицательными, повествовательными и вопросительными, вопросительно-побудительными, чаще всего невосклицательными; б) модальные слова-предложения выражают эти же общие значения, но на них наслаиваются дополнительные оттенки, связанные со значением модальных слов и модальных частиц; в) междометные предложения делятся на следующие группы: эмоционально-оценочные предложения, являющиеся реакцией на ситуацию, сообщение, вопрос и т.п.: Ну!?; побудительные предложения, выражающие побуждение к действию: Вон!; предложения, являющиеся выражением речевого этикета: Здравствуйте! |
Музыка, живопись, графика, скульптура, танец и др. |
1) Паралингвистические средства (жест, мимика, параграфемика); 2) искусственные знаковые системы; 3) неязыковые виды искусства. |
Часть речевого аппарата, состоящая из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). |
нисходящий порядок аргументации - в риторике: порядок аргументации, при котором наиболее сильный довод оказывается в начале речи; обычно не рекомендуется применять в устной речи. |
новелла (ит. novella < лат. novellis новый) В литературоведении: малый повествовательный жанр, отличающийся строгостью сюжета и композиции, в отличие от рассказа, в котором присутствует описательность и психологическая рефлексия; в Н. представлена неординарность, необыденность событий; наблюдаются элементы символики. |
Язык, получивший письменность в недавнее время (в 90-х гг. ХХ в.), традиционно функционирующий в семейной и производственной сферах, в поэзии. После принятия письменности Н.я. начали использоваться в отдельных сферах регулируемого общения - в сфере образования (в начальной школе). К Н.я. относятся: 1) энецкий, долганский, кетский, нганасанский (Красноярский край); 2) ульчский (Хабаровский край); 3) тофаларский (Иркутская область); 4) рутульский, агульский (Дагестан). |
номенклатура (< лат. nomenclatura роспись имен) Совокупность или перечень названий, употребляющихся в какой-либо отрасли науки, искусства, техники и т.п. |
Структуры, в которых семантика предиката выражена отглагольными существительными в синтаксической позиции подлежащего или дополнения, а глагол является формально-грамматическим центром предложения. Например: В результате реакции происходит перераспределение массы. |
Именные граммемы. |
номинатив (< лат. nominativus) Именительный падеж (в общем языкознании). |
Предназначенность слова для называния (именования) предметов, явлений, их свойств и отношений. |
Подлежащее, все разнообразные формы которого уподобляются имени существительному в именительном падеже - им свойственны предметное значение и независимая форма. Структурные разновидности Н.п.: 1) Номинативное подлежащее - отдельное знаменательное слово; 2) Номинативное подлежащее-словосочетание. Показателем грамматической независимости обеих разновидностей подлежащего является именительный падеж, однако в позиции подлежащего могут находиться единицы, которые невозможно подвести под указанные рубрики: а) слова, лишенные предметного (и вообще номинативного) значения, которые употребляются в позиции подлежащего в специальных лингвистических текстах: А является союзом; б) имена в косвенных падежах, занимающие позицию подлежащего в лингвистических текстах: Брату - дополнение; в) фразеологизмы с предметным значением в именительном падеже - семантические эквиваленты номинатива: Начинался пир горой... (М. Горький); г) предикативные единицы (предложения), которые занимают позицию подлежащего по отношению к сказуемому, в связи с чем их содержание приобретает предметно-номинативный характер, а сами предложения частично субстантивируются, вследствие чего могут иметь при себе условно согласованное определение: "Один - за всех, и все - за одного!" - было их девизом. |
Разновидность номинативного подлежащего, предметное значение и грамматическая независимость которого выражены одной словоформой: 1) имя существительное в именительном падеже, синтаксическая функция которого определяется морфологическими свойствами словоформы, которые не подвергаются в предложении никаким функциональным изменениям; независимость подлежащего имеет морфологический показатель: Ощущение легкости не покидало его; 2) номинативное подлежащее, выраженное местоимением-существительным, предметное значение которого предстает здесь как предметно-указательное, благодаря семантико-грамматическим свойствам местоимений: Ты обязательно это сделаешь; 3) субстантивированные части речи в роли номинативного подлежащего, выражающие несвойственное им предметное значение: а) субстантивированные прилагательные: Сверхъестественное привлекает почти всех; б) местоимение это в роли подлежащего, имеющее общее предметно-указательное значение: Это было правильно; в) субстантивированные несклоняемые и неизменяемые слова, показателем грамматической независимости которых является неизменяемость слова; при этом в слове происходит семантический сдвиг, приводящий к резкому изменению грамматических свойств неизменяемых слов: в позиции подлежащего они получают возможность сочетаться с согласованным определением: Наступило счастливое завтра; Раздалось далекое ау. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тип именных (субстантивных) односоставных предложений, в которых выражается бытие предмета в настоящем времени. Указание на совпадение бытия с моментом речи проявляется в главном члене. Показателем времени является значимое отсутствие глагола. Морфологического показателя не имеет и модальность выражается интонацией: Весна, весна! - значение реальности. Весна? - значение ирреальности. Частицей бы выражается ирреальное значение желательности: Скорее бы весна! По семантике предложение соотнесено с 3-м лицом (бытие предмета, не являющегося участником общения). Главный член Н.п. может содержать добавочные оттенки, выраженные интонацией, частицами: 1) структурный вариант с оттенком непосредственного восприятия бытия, совпадающего с моментом речи: Поле! Убегающая вдаль дорога!; 2) структурный вариант с указательно-ограничительным оттенком и с конкретным настоящим временем, не выходящим за "пределы" момента речи: Вон поле. Вон убегающая вдаль дорога; 3) структурный вариант с добавочным оттенком обнаружения, достижения и с указанием на временной предел - совпадение обнаруживаемого бытия с моментом речи: Вот и поле. Вот и убегающая вдаль дорога; 4) структурный вариант с эмоционально-экспрессивной оценкой предмета: Что за поле? Какая дорога? Главный член Н.п. может быть распространен второстепенными членами предложения: Начало лета. Прекрасное время. Н.п. с определением не следует смешивать с двусоставным предложением с нулевой связкой быть: Время прекрасное. В Н.п. могут быть обстоятельства, которые относятся не к главному члену, а ко всему предложению: В доме уют. |
номинативный (< фр. nominatif) 1) Служащий для обозначения предметов, действий, явлений, качеств и т.п.; 2) относящийся к именительному падежу, напр., Н. конструкция - способ выражения в языке субъекта и объекта действия, при котором подлежащее и при переходном, и непереходном глаголах выражается именительным падежом. |
Иерархически обобщенная ступень в организации слов как лексико-семантических единиц. В основе понятия номинативный класс лежат: 1) когнитивная способность слова называть и познавать явления действительности; 2) информативная способность слова передавать семантически значимую информацию; 3) принадлежность слова к той или иной части речи. Выделяются следующие номинативные классы слов: 1) знаменательные (полнозначные, неместоименные слова; 2) местоименные, указательные слова; 3) служебные, неполнозначные слова; 4) междометные (эмоциональные) слова. |
Наличие в языке двусоставных предложений типа: Человек идет. Дом построен. Обычно к языкам номинативного строя относят флективные языки (русский язык). Префиксальную агглютинацию можно отметить в кавказских языках, где встречаются предложения номинативного и эргативного строя. Номинативный строй (номинативный синтаксический тип, или строй) состоит в том, что типичной формой выражения субъекта является именительный падеж (номинатив). Этим падежом выражается: 1) активное действующее лицо (агенс) - Человек построил дом; 2) пассивное (патиенс): Дом построен человеком. |
номинация (лат. nominatio) Называние, наименование. В языкознании наименование как процесс соотнесения языковых единиц с обозначаемыми объектами. |
Создание языковых единиц, которые называют объекты действительности; этот процесс включает следующие этапы: 1) в действительности выделяется обозначаемый объект (денотат); 2) информация об объекте (денотате) оформляется в мышлении в виде представлений, понятий; 3) в языке возникают языковые единицы, представленные словом, фразеологизмом, словосочетанием, являющиеся вербальными коррелятами представлений и понятий. |
Логико-синтаксический тип семантики простого предложения, присущий всем предложениям, т.к. в них дается наименование предметов или ситуаций (событий): Вот университет, а вот и любимые студенты. В предложениях с семантикой Н. часто встречаются собственные имена, лексико-семантическая группа глаголов с ядерным словом называться. Напр.: Это Алим. А это его брат Алихан. Этот поселок называется Коттеджный. Специфическая особенность предложений с семантикой Н. - отнесенность содержания предложения к конкретной ситуации, что актуально в аспекте теории референции. |
1) Общепринятое, закрепившееся в языке употребление. 2) Употребление, рекомендованное грамматикой, словарем, справочником, подкрепленное авторитетом известного писателя, поэта и т.д. 3) Общепринятое и узаконенное употребление. 4) Употребление языковых единиц, обусловленное языковой системой какого-либо языка в отличие от систем других языков. 5) Употребление языковых средств, определяемое структурой языка. 6) Совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закрепленных общественной языковой практикой.(Э. Косериу). 7) Исторически принятый в данном языковом коллективе (предпочтенный) выбор одного из функциональных парадигматических и синтагматических вариантов языкового знака. 8) В риторике: принцип или правило, регулирующее деятельность ритора; нормы подразделяются на этические и технические. |
Процесс формирования и стандартизации орфоэпических, грамматических и лексических норм, считающихся образцовыми в данном языке. |
Отражение представлений говорящих о языковых, стилистических и коммуникативных нормах в продуцируемых текстах; суждения о языке в целом и об отдельных языковых фактах. |
Описание литературного языка и литературной нормы с целью ее закрепления. |
Процесс формирования и стандартизации орфоэпических, грамматических и лексических норм, считающихся образцовыми в данном языке. |
См.: кодифицированный язык |
1) Индивид, владеющий данным языком, как родным. 2) Отдельный человек, социальная группа, народ, пользующиеся тем или иным языком. |
Состояние органов речи, когда воздушная струя при опущенной небной занавеске свободно проникает в полость носа, создавая резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных. Например, во французском языке четыре носовых гласных: [ā], [œ], [∂], [ε]. |
нравственные нормы - в риторике связаны с ответственностью ритора за выбор предмета речи и за последствия решений, которые могут быть приняты. |
Морфема без морфы, без материального (фонетического) выражения. В древнерусском языке слово рабъ имело флексию ъ. В результате падения редуцированных флексия утратила свое материальное выражение. Однако форма раб осталась в парадигме имени существительного, сохраняя сему рода, числа и падежа на фоне других падежных форм: раба, рабу, рабы и др. Грамматическое значение при нулевой морфеме выражается парадигматически. |
Отсутствие флексии, указывающее по отношению с другими формами на грамматическое значение: стол - нулевая флексия указывает на м.р., ед. ч., Им. (или В.) пад. |
Композиция из одного "первичного" элемента при опущенном или предполагаемом втором. |
Процесс индивидуальной переходности слов разных частей речи в имена числительные. |
нумеративы (< лат. numeratio) Счетные слова, близкие к числительным в форме существительного ("пятерка"), прилагательного ("девятый"), наречия ("трижды"). См.: классификаторы |
Язык, в котором для передачи лексических и грамматических значений используются числовые символы. |
ню (др.-греч. Ν,ν) 13-я буква греческого алфавита; строчная ν со штрихом вверху справа обозначала "50", со штрихом внизу слева - "50000". |