Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕР"-"СИС")
Один из фрагментов ситуации при линейной аспектуальности, промежуток между началом и концом. |
Один из видов репродуктивных упражнений обучающего или контрольного характера. Сжатый пересказ необходимо отличать от выборочного. При сжатом пересказе излагается весь материал (опускаются отдельные детали, описания, носящие частный характер). Выборочный пересказ ориентирован на изложение событий по одной из тем, отраженных в произведении. Например, пересказ по теме "Жизнь Дубровского" - типичное выборочное изложение материала. |
сигма (др.-греч. Σ, σ, ς σιγμα) 1) 18-я буква греческого алфавита; σ΄ - "200"; ¸σ - "200000"; 2) в математике: Σ - сумма. |
сигнал (нем. Signal < лат. signum знак). Условный зрительный знак для передачи распоряжений, сведений и т.п. на расстояние. Например, звук сирены как знак воздушной тревоги, сигналы дополнительно к ручной азбуке глухонемых, помогающие дифференцировать звуки, звонки и т.п. |
сигнифика (< лат. signum знак). Теория, изучающая тот или иной язык как знаковую систему. |
сигнификат (сигнификативное значение) Значение, раскрывающее существенные признаки явления действительности, составляющее содержание понятия. У слова тополь денотатом является обозначение класса предметов - вид дерева. Сигнификат обозначает свойства данного класса предметов: вид дерева из семейства ивовых, отличается большой высотой. Сигнификат отражает в человеческом сознании и языке материальную сторону денотата. |
сигнификативная функция (< лат. significo обозначаю; significatio знак, признак, значение). Способность единиц языка обозначать и различать. В частности, фонемы и морфемы как единицы языка обладают различительными функциями (жар - шар). |
См.: сигнификат |
Громкость звука, определяемая размахом (амплитудой) колебания, напряжением волны, а также и высотой: звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Сила звука имеет большое значение для ясности в передаче и восприятии речи, при определении типа ударения. |
Единица слогового письма. |
силлабическое письмо (слоговое письмо) (др.-гpеч. Συλλβή ñлог). Письмо, основанное на слоговом принципе. Например: 1) индийское письмо деванагари; 2) арабское письмо; 3) японское письмо; 4) эфиопское письмо; 5) корейское письмо кунмун и др. |
Основная графическая единица в такой системе письма, где конечной единицей членения является слог. |
силлогизм (< др.-греч. σύλλογισμοñ cосчитывание). Логическое умозаключение, состоящее из двух посылок (большой и малой) и вывода, напр. "все люди смертны, Сократ - человек, следовательно, Сократ смертен". |
силлогистика (< силлогизм) Учение о рассуждениях в форме силлогизмов, созданное Аристотелем и изучаемое в формальной логике. |
Вид связи, при котором имена существительные с семантикой отношения требуют дательного падежа с предлогом к: любовь к родителям, внимание к младшим, уважение к старшим. |
1) сильная позиция - произносительные условия, в которых проявляются все дифференциальные признаки фонем: для гласных под ударением и в открытом слоге; для согласных - интервокальная позиция, перед гласными и сонорными согласными; 2) слабая позиция - произносительные условия, в которых проявляются не все дифференциальные признаки фонем: для гласных - безударное положение, в закрытом слоге; для согласных - в конце слова, перед глухими согласными. |
символ (др.-греч. σιμβολον знак, примета). Вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-л. понятия. |
Одна из четырех этносоциальных функций языка, выделенных Л.Б. Никольским, выражающаяся в том, что язык играет роль символа внутригосударственной интеграции в ситуации, когда она не является средством межэтнического и общегосударственного общения. |
См.: символические функции языка |
Вид двуязычия, при котором языки, используемые билингвами, являются функционально равноправными. |
Фундаментальные характеристики всего сущего. Симметрия - свойство системы совпадать по некоторым признакам после некоторых изменений, это объект-система, в качестве "первичных" элементов которой выступают признаки (инварианты), в качестве отношений единства - отношения принадлежности этих признаков системе, а в качестве законов композиции - требование принадлежности признаков системе как до, так и после изменений (преобразование симметрии). Точным математическим ее выражением является особая алгебраическая структура-группа. Асимметрия - необходимое дополнение в противоположность симметрии. |
симплока (др.-греч. < συμπλοκή вплетение, соединение) Стилистический прием, основанный на дублировании начальных и конечных слов или середины в стихотворной или прозаической фразе, напр. "Я это знаю, я все это очень хорошо знаю". |
сингармонизм (др.-греч. σύν âместе + άρμονια связь, созвучие) Явление, наблюдаемое в основном, в тюркских языках, финно-угорских, состоящее в том, что гласным корня каких-л. слов определяется характер последующих гласных в аффиксах этого же слова. Например: oda комната - odalar комнаты (турец.). Сингармонизм (или гармония гласных) как позиционный фонетический процесс основывается на двух особенностях: 1) слово в тюркских и финно-угорских языках начинается с корня и суффиксы приклеиваются последовательно - один за другим: оглы сын, оглылар сыновья, оглылара - к сыновьям (узб.); шкаф, шкафлар - шкафы, шкафларга - к шкафам; 2) противопоставленность гласных переднего и заднего ряда, в связи с чем, например, в киргизском, в словах встречаются гласные одного ряда: ата - отцы, орой - грубый, унутчаак - забывчивый, но кишиллер - люди, донголок - колесо. Как видим, сингармонизм как раз и состоит в том, что в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда - или переднего, или заднего. |
Количественное значение, возникающее в результате введения операции дискретности: солома - соломинка, лук - луковица, песок - песчинка и др. При расчленении недискретной однородной совокупности сингулятивный показатель выделяет из совокупности или вещества некоторый индивидуализированный квант, обладающий собственными пространственно-временными границами. |
синекдоха (др.-греч. σύνέκδοχη соотнесение) Перенос имени с целого на часть и наоборот; разновидность, одна из модификаций метонимии; стилистический оборот, используемый в публицистическом, разговорном, художественном стиле; в научном стиле сущ. ед. ч. используется вместо имен во мн. ч., т.н. синекдоха числа; напр. здесь всегда водился соболь. |
синестезия (др.-греч. συναισθέσις соощущение) 1. Явление восприятия, когда возникают ощущения, связанные с другим органом: напр., цветовые переживания при восприятии звука. 2. В лингв.: соединение несоединимого. |
Формально-стилевые варианты, включающие ряд слов, одно из которых относится к нейтральной лексике, а другие стилистически окрашены (относятся к книжн., разг., просторечн. лексике). В составе синкретивов выделятся существенно-стилевые варианты: 1) орфоэпические: избранные - избра́нные; 2) фонетические: запречь - запрячь; 3) морфологические: зал - зала (устар.). |
Совмещение в грамматической структуре слова признаков двух или более частей речи. |
синолог (поз.-лат. Sina Китай + …лог). Китаист. |
синология (< синолог) Китаеведение. |
Семантический синоним, содержащий по отношению к доминанте различительные содержательные семы: идти - передвигаться. |
Синоним, основанный на семных разновидностях. |
Синоним, принадлежащий к тому или иному стилю речи: идти - шествовать (книжн.). |
Синоним, обладающий эмоционально-экспрессивными коннотациями: идти - плестись (пренебреж.). |
Тип синонима, определяемый его словообразовательным составом: 1) однокорневые синонимы: пройти, проходить; 2) разнокорневые синонимы: идти, шагать. |
Совокупность синонимов языка, возникших в результате многократных синонимических сближений слов в прошлом. Созданная на протяжении ряда веков, синонимика литературного языка регулирует синонимию, делает понятными индивидуальные синонимические сближения и замены, умножая точность и выразительность речи. Так, ряд с опорным словом "глаза" вобрал в себя синонимы с различными оттенками значения и эмоционально-стилистической окраской. В основе ряда лежит синонимическая пара глаза - очи. К ней примыкают слова: вежды, зеницы, буркалы, бельма, гляделки, мигалки, зенки, шары. |
синонимичность ( < синонимичный) Сходство в значении синонимичных слов. |
синонимия (< синоним) 1) Сходство в значении синонимов; 2) стилистический прием в ораторской речи, художественном, публицистическом стилях, основанный на контактном или дистантном употреблении синонимов. |
синонимы (< др.-греч. συνωνυμος одноименный). Слова, разные по звуковой форме, но тождественные или близкие по значению, употребляемые для различения тех или других смысловых (или стилевых) оттенков (например, путь, дорога, стезя). Синонимы отличаются друг от друга многими компонентами содержания слова. Однако один из компонентов может актуализироваться в большей степени, нежели другие. По преобладанию того или иного вида дифференциального компонента выделяются три вида синонимов: 1. Синонимы понятийные (идеографические), отличающиеся друг от друга прежде всего лексическим значением, что проявляется в разной степени обозначения признака (большой - гигантский), в характере его обозначения (плащ - дождевик) и т.п. 2. Синонимы стилевые (функциональные), отличающиеся друг от друга сферой употребления, их применением в тех или иных стилях литературного языка, в связи с чем противопоставляются друг другу синонимы-поэтизмы и синонимы-прозаизмы, просторечные слова. Среди функциональных синонимов выделяются также диалектизмы, архаизмы и варваризмы. Например, боевой - ратный, бранный - (традиционно-поэтические слова), деньги - гроши (просторечное). 3. Синонимы эмоционально-оценочные, выражающие, в отличие от нейтральных синонимов, открытое отношение говорящею к обозначаемому лицу, предмету, явлению: дочка - доченька (ласк.). По стилистической окраске они могут оказаться противоположными: наказание (нейтр.) - кара (книжн.) - нагоняй (разг.). Синонимы выделяются почти на всех языковых уровнях: 1) на уровне словообразования: книга - книжка, нелепость - нелепица; 2) на уровне лексики: наказание - кара; 3) на уровне морфологии: придя (нейтр.) - пришедши (разг.); 4) на уровне синтаксиса: а) стилистическая синонимия оборотов с предлогами: для улучшения (нейтр.) - в целях улучшения (кн., офиц.); б) стилистическая синонимия союзов, а также образующихся с их помощью словосочетаний и предложений: если согласен... (нейтр.) - ежели согласен... (устар., разг.) - коли согласен... (устар., разг., просторечн.) - раз согласен (устно-разг.); в) союзные и бессоюзные предложения: Не пришла машина, поэтому иду обратно (кн.-письм.) - Не пришла машина - иду обратно (устно-разг.) и др. |
Слова, которые близки, но не тождественны по смыслу: резать - кромсать. |
Слова, тождественные по смыслу: бросать - кидать, глядеть - смотреть. |
Совмещенные типы синонимов: 1) идеографо-стилевые: свергнуть - низвергнуть; 2) идеографо-стилистические: свергнуть - "опустить" (жарг.). |
Близкие по значению ФЕ, образующие синонимическую парадигму. Они обозначают одно и то же явление действительности. Каждый синонимический ряд обладает единством интегральной семы, но члены синонимического ряда различаются дифференциальными признаками: всюду (интегр. сема) - везде и всюду, куда ни погляди, куда ни поглядишь, куда ни глянь, куда ни кинь глазом, где хочешь, где угодно, куда угодно, куда хочешь, на каждом шагу, что ни шаг, во все концы. С учетом семантики (сем содержательного характера, внутренней формы, оценки и экспрессивно-эмоциональных коннотаций, стилевой и функциональной характеристики) выделяются семантические типы фразеологических синонимов. С учетом структуры ФЕ (принадлежность к структурным типам: ФЕ-словоформам, ФЕ-словосочетаниям, ФЕ-предложениям; по наличию или отсутствию вариантных форм) выделяются структурные типы фразеологических синонимов. С учетом сочетаемости описываются синтагматические связи ФЕ. |
синопсис (др.-греч. σύνωνοπσίς обозрение) 1) Обзор, свод материалов по одному и тому же вопросу или предмету; 2) краткое содержание неопубликованной книги, используемое в рекламных целях. |
синоптический ( < синопсис) Сводный, обзорный; С. таблица - свод многообразных данных; С.таблицы применялись при составлении словарей. |
синтагма (др.-греч. σύνταγμα нечто соединенное, строй, войско) Одна из основных интонационных единиц. Ее называют также тактом. Синтагма, по Л.В. Щербе, создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее. Синтагма выполняет две функции: 1) фонетическую (синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку); 2) семантическую (семантическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания). Зачастую термин "синтагма" употребляется в следующих значениях: 1) цельная синтаксическая интонационно - смысловая единица (слово или группа слов): Три девицы |под окном| пряли| поздно вечерком. (П.). Строчка делится на четыре синтагмы; 2) сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого: везущий молоко - молоковоз; 3) основная синтаксическая единица, выступающая во многих вариантах, обусловленных синтаксическим контекстом. |
Наличие в языке синтагматических отношений, объединяющих единицы языка в их одновременной последовательности, в связи с чем в синтагматические отношения вступают слова (совокупность морфем и слогов), словосочетание, аналитические наименования, предложения (совокупность членов предложения) и сложные предложения. |
синтагматический (< синтагматика) Относящийся к синтагматике. |
синтаксис (< др.-гр. Σύνταξσις построение, боевой порядок, составление) Часть грамматики, изучающая сочетания слов в предложении. В современном языкознании термин "синтаксис" употребляется в основном в следующих значениях: 1) одна из сфер грамматического строя языка, в которой: а) реализуются морфологические категории и словоизменение; б) существуют собственные единицы, категории и средства; 2) раздел науки о языке, предметом которого являются синтаксические единицы, синтаксические отношения, синтаксические средства; 3) разг.: совокупность правил пунктуации в том или ином языке. |
В целом бессоюзие свойственно разговорной и афористической художественной речи. Особенно характерны для них (и в то же время нехарактерны для научного и делового стилей) бессоюзные сложные предложения времени (Выучусь - пойду работать), причины (Плохо мне: нет рядом никого), выражающие изъяснительные отношения (Иногда думаю: уйду я отсюда) и др. Союзная же связь характеризует книжную, особенно научную и официально-деловую речь, поскольку такое свойство последних, как точность выражения, вызывает необходимость более отчетливого оформления синтаксических связей между частями предложения. Противительные отношения, оформленные как прием антитезы, более свойственны художественной, а также публицистической речи. |
Способ логико-математического моделирования, вызванный потребностями машинного перевода, задачи которого потребовали исследования текста в разных направлениях: 1) как автоматической последовательности; 2) как алгоритмического устройства; 3) как последовательного ветвления дерева зависимостей; 4) как марковского процесса (одного из вероятностных процессов, открытого А.А. Марковым). Существуют такие способы моделирования текста, как: методика последовательного анализа текста и гипотеза глубины В. Ингве и алгоритм И.В. Мельчука. Текст описывается при помощи элементов анализа - единиц, которые хранятся в памяти машины. Единицами анализа являются: 1) морфы (основы и аффиксы); 2) синтагмы (классы двучленных сочетаний словоформ или сегментов, имеющих одинаковое грамматическое строение). Алгоритм включает множество таблиц, стандартных форм и правил обращения с таблицами. |
Синтаксические позиции выделяются при рассмотрении поверхностной структуры предложения ( напр., Мама тяпкой пропалывала грядку утром в палисаднике: мама - сущ. в им.п., тяпкой - сущ. в тв. п., пропалывала - глаг.в прош. вр., грядку - сущ. в вин.п., утром - наречие, в палисаднике - сущ. с предлогом). Семантические функции отражают глубинную структуру предложения: мама - S (субъект), тяпкой - I (инструмент), пропалывала - P (предикат), грядку - О (объект), утром - Т (темпоралис), в палисаднике - L (локатив). |
Речевая ошибка, состоящая в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций, чаще всего - примитивных. С.м. нарушает богатство речи, ее выразительность, но, с другой стороны, он может использоваться как языковое средство в художественной речи с целью создания отрицательной речевой характеристики персонажей. |
1) Один из языковых уровней, связанный с различными коммуникативными качествами, в том числе, и с логичностью речи. Синтаксические ошибки нарушают логичность речи. Например: В комнате стоит деревянный большой шкаф. 2) Один из элементов информационной модели логичности речи, входящий в компонент "языковые условии". 3) Один из компонентов структурной организации языка, конститутивными единицами которого являются словосочетание и предложение. Синтаксис изучает отвлеченные модели строения этих единиц и их типовые значения, закрепленные в системе языка. |
Область семиотики, исследующая синтаксис знаковых систем безотносительно к значениям знаков. |
Изучение способов связности и понятности текста, динамики темы и ремы в текстовом развертывании (она изучает межзнаковое взаимодействие). |
Один из трех признаков, по Э. Сепиру, характеризующих типологию языка. Например, по способам синтезирования безаффиксные (корневые) языки называются изолирующими и аналитическими (китайский, вьетнамский и др. языки). |
См.: простая форма слова |
Синтез (объединение) основы и аффикса, образующий словоформу конкретной лексемы: любл-ю, вер-ю, стол-а, брат-а и др. Синтетические формы слов подразделяются по способу присоединения аффиксов, который оказывает влияние на: 1) строение словоформы; 2) функционирование аффиксов. Существует два основных способа присоединения аффиксов: 1) флектирование (аффикс прочно соединяется с основой, в результате чего при выражении разных грамматических значений происходит видоизменение основы и замена аффиксов: брож-у, брод-ит); 2) агглютинирование (аффиксы постепенно присоединяются друг за другом, обогащая словоформу все новыми грамматическими значениями: например, формообразующий суффикс агглютинативного типа -ся - умываться); 3) В общем языкознании. Грамматическая форма, у которой показатель грамматического значения находится внутри слова. |
синтетический способ - "Выражение грамматики внутри слова" (А.А. Реформатский). |
Строй языка, характеризующийся большей ролью форм слов, образуемых при помощи аффиксов - флексий и формообразующих суффиксов и префиксов. К языкам синтетического строя относятся: русский, польский, литовский, большинство других индоевропейских языков. Синтетическими были все древнеписьменные индоевропейские языки: латинский, древнегреческий, готский. |
Грамматический строй языка, в котором преобладают синтетические грамматические формы. |
синхрония (др.-греч. σuνχρονος одновременный) 1) Одновременность, совпадение во времени; 2) состояние системы языка в рассматриваемую эпоху. |
Направление, изучающее отношения и процессы, отражающие связи языка и общества в определенный момент их развития. В сферу интересов синхронной социолингвистики входят: 1) макросоциолингвистические проблемы (например, описание языковых ситуаций); 2) проблемы, связанные с изучением языковой социализации, овладением основами "ситуативной грамматики". |
синхронный (< синхрония) 1) Относящийся к синхронии, совпадающий во времени; 2) С. срез в описании языка - срез, относящийся к описанию языка в данный период времени; 3) метод С. анализа языка - метод, нацеленный на исследование и описание состояния языка в определенный период. |
сирконстанты (франц.: circonstance обстоятельство, условие) Имена обстоятельств, при которых существует та или иная ситуация. С. обозначают такие фрагменты ситуации, учет которых необязателен при осмыслении и употреблении слова, обозначающего эту ситуацию. Например: Асланбек читает книгу, сидя на диване, обычно вечером при свете настольной лампы. Ни одно из этих обстоятельств не может повлиять на правильное осмысление глагола читать. |
Совокупность элементов, которая характеризуется: 1) закономерными отношениями между элементами; 2) целостностью как результатом этого взаимодействия; 3) автономностью поведения; 4) несуммарностью (неаддитивностью) свойств системы по отношению к свойствам составляющих ее элементов. В языке нет несистемных явлений. Отмечаемые исследователями "асистемные факты" оказываются включенными в отношения с единицами языка на том или другом основании. Язык - открытая система, в связи с чем создается впечатление асистемности. Строгость системной организации языка на разных его уровнях различна. |
В общей теории систем совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях. С.а. включает, по степени нарастания сложности, объект-систему, систему объектов данного рода и множество объектов-систем. |
система и структура - по В.М. Солнцеву: система - некоторый объект в целом, включающий в себя элементы и взаимосвязи элементов. Структура - совокупность внутрисистемных связей, или, что то же самое, внутренняя организация, упорядоченность объекта, поскольку между системой (объектом) и структурой следует проводить различие. Структура не равна объекту в целом. Структура есть объект минус составляющие его элементы или система минус элементы системы" [См.: Солнцев 1971: 26]. |
Две стороны языка, презентующие: 1) язык как уникальную систему мира; 2) структуру языка как важную сторону системных отношений единиц и их разрядов. Система обладает целостностью, которая обусловлена строго закономерными отношениями единиц, входящих в ее состав. Структура обозначает более абстрагированное понятие, нацеленное на совокупность связей и отношений, которая организует элементы системы. Система и структура - онтологические свойства языка. Внутриуровневые отношения наблюдаются в системной организации, внеуровневые отношения - это структурные взаимоотношения. |
1) Основная часть рассуждения-размышления, в которой автор обращается к читателю или слушателю, а также к самому себе, связанная с желанием разобраться, разрешить целый ряд проблемных вопросов. 2) Один из основных компонентов рассуждения-размышления, наличие которого не только обусловлено жанровой спецификой размышления, но и необходимо в этом жанре. Исключить можно только вопросы, ответы же на них остаются. Что же касается исключения вопросов, то оно в некотором роде формально, потому что в тексте они подразумеваются. 3) Один из элементов информационной модели рассуждения-размышления, представленный в смоделированном перечне структурно-композиционных частей. |
Сложное многоуровневое образование, отражающее взаимосвязь его различных элементов, имеющее лингвистическую природу и экстралингвистическую сущность, организованное авторским замыслом и ориентированное на адресата [Цит.: Болотнова Н.С. 2007: 234]. |
Взаимосвязанные и взаимообусловленные фонемы в их дифференциальных признаках и в их способности нейтрализоваться. Фонемы в системе группируются в подсистемы: 1) подсистема гласных фонем; 2) подсистема согласных фонем. |
ПО В.В. ВИНОГРАДОВУ. Категории слова: 1) части речи: а) имена: существительное; прилагательное; числительное; б) местоимение; в) глагол; г) на-речие; д) категория состояния; 2) модальные слова; 3) частицы речи: а) частицы-связки; б) предлог; в) союз; 4) междометия. |
Части речи: 1) знаменательные слова: а) существительное; б) местоимение - существительное; в) прилагательное; г) числительное; д) наречие; е) глагол; 2) служебные слова: а) предлог; б) союз; в) частица; 3) междометие. |
Части речи: 1) знаменательные слова: а) имена: существительное; прилагательное; причастие; числительное; б) местоимение; в) глагол; г) деепричастие; д) наречие; е) категория состояния; 2) модальные слова; 3) служебные слова: а) предлоги; б) союзы; в) частицы; 4) междометия; 5) звукоподражания. |
Целое, состоящее из множества взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, знаков. Инвентарь единиц языка, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям. |
систематизировать (< система) Приводить в систему. |
системность жаргонной молодежной речи - новейшего времени проявляется: 1) в наличии тематических парадигм как функциональных группировок: а) "Армия": дух - солдат, прослуживший 6 месяцев; черпак - прослуживший один год; дед - отслуживший свой срок, но пока не уволенный по приказу со службы; дембель - военнослужащий до увольнения из армии после приказа об увольнении; б) "Школа": параша - двойка, нормально - тройка, гуляем - четверка, празднуля - пятерка; 2) словообразовательные гнезда, создающиеся по аналогии с типовыми гнездами литературного языка: прикинуться - прикинутый - прикид; креза́ - крезануться, крезовый, крезовоз. |
Исследование системных отношений в языке привело к составлению различных классификаций: 1) деление слов по частям речи на основе характера их значений, формальных показателей, синтаксической роли; 2) выделение в составе частей речи других разрядов: классификация глаголов по видам, типам спряжения; существительных по родам, типам склонения. Системная организация языка была признана как особое, уникальное явление действительности. В. Гумбольдт признавал системную организацию языка. Системность языка отмечает Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ и др. Бодуэн де Куртенэ рассматривал язык как "обобщенную структуру". Соссюр считал, что отношения, взятые сами по себе, и составляют сущность той или иной единицы. В языке важны оппозиции, различия. Концепция системности послужила методологической основой формирования структурализма, представителями которого являются: Пражский лингвистический кружок, глоссематика, американская дескриптивная лингвистика. Крайние выводы из соссюровских положений о системности языка послужили основанием для абсолютизации отношений языковых единиц. В глоссематике главное - система отношений: язык есть сетка отношений, реляционный каркас или конструкт, безразличный к природе своего материального выражения и воплощения. Изучение отношений, системных связей языковых единиц весьма важно, однако язык нельзя отождествлять с этими отношениями и рассматривать его как реляционный каркас. Отношения не существуют вне их материального воплощения в том или другом языке, в той или иной единице языка. В исследовательских целях можно рассматривать тот или иной аспект языка или его единиц, но нельзя его абсолютизировать. |
Существование знака в обязательной взаимосвязи с другими знаками. |
1) информативность; 2) структурность; 3) регулятивность; 4) интегративность. |
системный (< система) Относящийся к системе; С. анализ - совокупность приемов и способов исследования той или иной системы, в частности, системы языка. |
1. Принцип организации материальных и идеальных объектов. 2. Метод познания. 3. Любой объект (вещь, свойство, отношение, процесс, закон) есть объект-система, и любой объект-система принадлежит хотя бы одной системе объектов того же рода; все системы обладают признаками целостности, полиморфичны, диссимметричны, противоречивы в одних отношениях и изоморфичны, симметричны, непротиворечивы в других; в них всегда реализованы все или часть форм изменения, развития, сохранения, действия, отношения к материи. |
Одно из центральных положений общей теории систем, согласно которому, объект-система в рамках системы объектов одного и того же рода благодаря своему существованию и/или связям со средой будет переходить по фиксированным законам либо в себя (посредством тождественного преобразования), либо в другие объекты-системы путем одного из семи преобразований (изменений): количества; качества; отношений; количества и качества; количества и отношений; качества и отношений; количества, качества и отношений всех или части его "первичных" элементов. |
Область знания, теоретическое и практическое выражение системономии; тяготеет к универсализму; развивается на стыке философии, математики, кибернетики и др. наук. Основные категории: система и хаос; полиморфизм и изоморфизм; симметрия и асимметрия; противоречивость и непротиворечивость; изменение и неэволюционное сохранение; развитие и эволюционное сохранение; действие и отношение; устойчивость и неустойчивость. Основные законы: системности, системных преобразований, их достаточного основания; полиморфизации; изомеризации; изоморфизации; сохранения системного сходства; системной симметрии и асимметрии; системной противоречивости и непротиворечивости. |
Системное "мировоззрение", объединяющее системный метод, системный идеал и системную парадигму. |