Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЛО"-"ГУМ")
Поглощение, вытеснение одного языка другим в условиях контактирования. |
1) (др.-греч. γλώσσα язык + хронология). Область сравнительно-исторического языкознания, занимающаяся выявлением скорости языковых изменений и определением на этом основании времени разделения родственных языков и степени близости между ними: наиболее достоверные количественные результаты дает статистическое исследование лексики - подсчет процента слов, сохранившегося из первоначального словаря, используемого для обозначения наиболее часто встречающихся повседневных явлений; 2) статистический прием подсчета "глубины лингвистического времени" (М. Сводеш). Этот прием исходит из допущения, что слова основного лексического ядра (basic vocabulary) сохраняются постоянно и процент утраты их одинаков. По мнению Р. Лиза, средняя константа скорости изменения фундаментального лексического запаса равна приблизительно 81±2% за 1000 лет. Процент сохраняемости различен для разных семантических групп слов: я- 100%, они- 50%, год - 100%, ночь - 82%, ветер - 100% и др. |
Соотнесенность значений его элементов (слов, высказываний) "по горизонтали" и "по вертикали" в сложной и глубокой перспективе целого текста в соответствии с его концептуальной заданностью. |
Взаимосвязь смыслов разного ранга и уровня обобщения "по горизонтали" и "вертикали" в сознании адресата при восприятии текста в процессе его развертывания. |
Комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой упорядоченную совокупность однокоренных дериватов, связанных отношениями производности с одним непроизводным (базовым) словом - вершиной данного гнезда. Компоненты словообразовательного гнезда: вершина, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма. Вершина гнезда Ступени словообразования (деривации): I II СЕСТР(А) сестр - иц(а) сестриц - ын сестр -ин |
См.: когнитивная функция |
Когнитивная функция языка. |
1. Наименьшая территориальная разновидность языка, используемая в качестве общения жителями одного или нескольких соседних населенных пунктов; совокупность говоров образуют территориальный диалект. 2. Территориальный диалект. |
Тот, кто порождает данный текст. |
Один из основных элементов, участвующих в образовании звуков. Так, голос, наряду с шумом, является компонентом гласных и звонких согласных. |
Часть голосового аппарата, расположенного в гортани. Голосовые связки могут производить приблизительно от 40 до 1700 колебаний в секунду, но на практике диапазон человеческого голоса гораздо уже: в речи мужчин 85-200 Гц, женщин - 160-340 Гц. Для образования звуков важны три состояния голосовых связок - три формы голосовой щели: 1) при произнесении глухих согласных голосовые связки раздвинуты и расслаблены, голосовая щель имеет широкую треугольную форму; 2) при произнесении гласных, сонорных и звонких согласных голосовые связки сближены и напряжены, они вибрируют; 3) голосовые связки сближены и расслаблены, голосовая щель закрыта, воздух через гортань проходит с трудом: возникает шепот или гортанный взрыв, а также фарингальные согласные. |
гомерическая последовательность - в риторике: изложение в ясной и краткой форме наиболее сильных доводов, расположение их в начале или конце обоснования, причем наиболее сильный довод - в конце, наиболее слабые нужно расположить в середине текста, соединяя вместе и амплифицируя. |
гомерический порядок - в риторике: такой порядок аргументации, при котором сильные доводы даются в начале, основной довод - в конце подтверждения, а более слабые - в середине, при этом слабые соединяются так, что образуют единый комплекс, затрудняющий анализ и возможную критику аргументации. |
Языковая ситуация, включающая родственные языки-компоненты. |
Состояния, которые в каждый момент времени тождественны сами себе, поэтому они не нуждаются в выделении одной из фаз: все их фазы одинаковы. Аспектуальные показатели стадий ситуации не имеют в данном случае смысла. |
Коллектив, характеризующийся отсутствием дифференциации по к.-л. социолингвистическому параметру: 1) возрасту; 2) уровню образования; 3) этнической принадлежности. |
Языковая ситуация, включающая типологически сходные языки-компоненты. |
Один из демографических показателей, выявляющий особенности использования форм существования языка. |
Верхняя расширенная часть трахеи, в которой расположен голосовой аппарат. |
Член глагольной парадигмы императива, являющийся показателем приглашения к действию. |
То же самое, что доминирующий язык. |
Тип двуязычия, при котором компонентами являются языки, имеющие в государственно-административном образовании статус государственных или официальных. |
Язык, официально признанный и закрепленный каким-либо правовым документом в качестве языка государственного общения. В одной и той же стране может быть два и более языков (в Канаде - английский и французский, в Швейцарии - немецкий, французский, итальянский, ретороманский). Государственные языки в Ингушетии - русский и ингушский. |
Русский язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства - Российской Федерации. |
градация (лат.: gradatio постепенное возвышение, усиление) Ряды однородных членов предложения или ряды любых однородных конструкций, позволяющих постепенно усиливать или ослаблять идею текста, настроение и т.д. Используются в художественной речи. Усиливают выразительность речи как одно из ее коммуникативных качеств. Г. в риторике: фигура выделения, основанная на расположении слов, оборотов, предложений по нарастанию какого-либо смыслового признака. |
Характеристика слова как элемента определенного грамматического класса (брат - сущ. м.р.), как элемента словоизменительного ряда (брат, брата, брату и т.д.), как элемента словосочетания или предложения (поговорить с братом; Он отправил брату письмо на его электронный адрес). Грамматическое значение категориально, т.к. характеризует целые разряды и классы слов. Один из основных признаков грамматического значения - обязательность его выражения: мы употребляем слово, выражая при этом его грамматические значения. |
Процесс превращения знаменательных слов в служебные: вспомогательный глагол (буду делать), предлог (в течение часа), союз (если < есть ли), частицу (бы - это форма аориста от глагола быти), послелог, артикль и т. п. |
грамматика (др.-греч. γραμματική - умение обращаться с буквами). Раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и включающий в себя словообразование (учение о структуре и образовании слова), морфологию (учение о формах слова), синтаксис (учение о словосочетании, предложении, тексте). Школьная грамматика вбирает в себя все разделы учения о языке. Первоначальное значение - искусство чтения и письма. В эллинистическую эпоху и у древних римлян - знание языка и литературы. В поздней античности понятие Г. было сужено до современного толкования - учение о звучании и формах слов (синтаксис). В 5-4 вв. до н.э. софисты положили начало Г. как научной дисциплине. В обучении языковым специальностям Г. и риторика занимали ведущее место. И это не случайно, ибо искусство речи гарантировало успех в общественно-политической жизни. Одним из основных методов обучения грамматике у софистов считался разбор поэзии. Вершины своего развития античная грамматика достигла в эллинистическую эпоху, когда критически были обработаны стиль и язык древнейшей, воспринимавшейся в это время как классической литературы (произведения Гомера, Эсхила, Софокла). Центрами изучения Г. были мусейон в Александрии и Пергаме. В Александрии преподавали Аристофан из Византии, ставший основателем научной лексикографии, Аристарх Саморфакийский, которые систематизировали учение о флексиях по принципу аналогий. В Пергме работал Кратес из Малосса, который в противоположность александрийским грамматистам, присоединившись к воззрениям стоиков, отстаивал принцип аномалии (нерегулярности), проявляющийся в словообразовании и учении о формах речи. Стоики создали систему и терминологию Г., которая через посредство римлян без существенных изменений дошла до сегодняшнего дня. Во 2 в. до н.э. ученик Аристарха Самофракийского Дионисий Фракийский синтезировал все имевшиеся в ту эпоху грамматические исследования и создал первую греческую грамматику (Techne grammatike), которую использовали как учебник грамматики вплоть до эпохи Возрождения. В Риме начало научной грамматики положил упомянутый выше Кратес из Маллоса. Прибыв в Рим в 169 до н.э., он читает там лекции о проблемах грамматики. Гениальный М. Теренций Варрон составляет первую основополагающую книгу "О латинском языке". Первый учебник латинской грамматики, ныне утраченный, создал Ремий Палемон (первая пол. 1 в.). Сохранившиеся грамматики Доната и Присциана основывались именно на этом учебнике. Их книги были самые читаемые в средние века. В наши дни их используют при разработке новейших школьных руководств, при создании единой грамматической терминологии. Г., ориентированная на обучение языку и литературе, занимала одно из самых важных мест в системе высшего образования эпохи античности. Все дисциплины, входившие в эту систему, изучались в рамках Г., за исключением риторики. Риторика как высшая ступень представляла собой или вторую ступень, следовавшую за грамматикой, либо была предметом специального изучения. |
грамматика историческая (диахроническая, объяснительная, идиодиахрония) Грамматика, рассматривающая строй слова, словосочетания и предложения в их историческом развитии. |
Направление, близкое синтактике текста, изучающее способы связности и понятности текста, динамики темы и ремы в текстовом развертывании. |
В лингвистике: логическая система, или исчисление, задающая некоторое множество ("правильных") цепочек (= конечных последовательностей), построенных из символов заданного конечного набора, называемого "алфавитом" или "основным (терминальным) словарем". Цепочки интерпретируются как языковые объекты различных уровней: слоги (= цепочки фон), словоформы (= цепочки морф), предложения (= цепочки словоформ) и т.п. Формальные грамматики, введенные в лингвистику Н. Хомским, представляют собой средство строгого описания естественных языков. Они входят в математическую лингвистику, в рамках которой подразделяются на грамматики порождающие и распознающие. Порождающая грамматика задает множество (правильных) цепочек перечислением последних с указаниями об их строении. Порождающая грамматика может построить любую правильную цепочку, охарактеризовав ее структуру. Она не должна строить ни одной неправильной цепочки. Наиболее известные порождающие грамматики - это грамматики Хомского. Распознающая грамматика задает множество (правильных) цепочек распознаванием последних: для любой предъявленной цепочки грамматика решает, является ли она правильной. В случае положительного ответа дает указания о ее строении. Наиболее известные разновидности распознающих грамматик - категориальные, или К-грамматики (К. Айдукевич, И. Бар-Хиллел). |
Одно из современных направлений в языкознании, ориентированное на исследование реальных форм, а также количественных закономерностей организации дискурса. В настоящее время теория грамматикализации представлена многочисленными публикациями [Givon 1984; Heine 1991; Hopper, Traugott 1993; Hopper, Thompson 1984 и др.] Многие из идей грамматикализации достаточно давно высказывались в отечественной лингвистике [И.И. Мещанинов]. Сторонники теории грамматикализации, опираясь на методы квантитативной лингвистики, пытаются объяснить языковые феномены: различия имен и глаголов как языковой универсалии, сочетания в прилагательных. Грамматикализация опирается на эмпирические данные. Этот тезис достаточно четко был сформулирован у М.А.К. Халлидея: "С того самого момента, когда я впервые попытался стать грамматистом, мне всегда казалось, что грамматика - это предмет, в котором слишком много теории и слишком мало данных... Мой собственный взгляд всегда заключался в том, что трактовка грамматики должна признавать ее ингерентно вероятностный характер и не допускать каких-то скрытых переменных [Halliday 1992]. У. Чейф сетует на то, что большая часть современной лингвистики сосредоточена на построении сложных теорий, основанных на мелких и спорных наблюдениях" [Chafe 1994]. Если идею Хэллидея реализовать, то появится грамматика, в корне отличающаяся от традиционной и модернистской грамматики. Возникает вопрос: "Можно ли ее вообще будет назвать грамматикой?" |
Однонаправленная эволюция от одной крайней зоны данного континуума к другой в диахроническом аспекте, постепенное развитие в направлении: сильно автономная словоформа → слабо автономная словоформа → клитика → полуклитика → формант → аффикс. |
грамматикализация темы - "Подчеркивание" единства темы синтаксическими конструкциями, которые открывают сложное синтаксическое целое, занимая в нем начальную позицию: 1) именительный темы; 2) инфинитив темы: Быть поэтом...; 3) вопросительное предложение; 4) обстоятельства времени; 5) указание на появление нового лица; 6) лексические средства, подчеркивающие смену ситуации, ее неожиданное изменение, выделяющие новый этап действия. Конец сложного синтаксического целого может быть выделен лексически: глаголами, указывающими на завершение действия, уход персонажей. |
1) Противопоставление однородных категориальных грамматических форм: ед. число (страна, стол, окно) - мн. число (страны, столы, окна) и т. п. 2) Система грамматических форм, объединенных общим грамматическим значением, но противопоставленных по частным грамматическим значениям: а) словоизменительная грамматическая категория; б) классифицирующая грамматическая категория. |
1) неморфологически выражаемые грамматические значения; 2) квазиграммемы; 3) случаи импликативной реализации граммем; 4) ограниченно (или частично) обязательные значения. |
Совокупность грамматических значений, интегральных смыслов. Напр., как самое общее грамматическое значение рассматривается предикативность, характерная для всех структурно-семантических разновидностей простого предложения, хотя она не всегда имеет четкие формальные показатели. Предикативность включает синтаксические категории: 1) модальности; 2) времени 3) лица. Вопрос о количестве компонентов предикативности является дискуссионным, однако все безоговорочно вводят в значение предикативности значения: а) модальности (реальной и ирреальной); б) синтаксического времени. |
Типовое видоизменение слов определенного класса (части речи), при котором сохраняется их лексическое значение, но изменяется грамматическое значение (по В.В. Виноградову). |
1) Морфологическая (словоизменительная) разновидность слова, называемая также словоформой. Служит для выражения грамматического значения; в институте - грамматическая форма слова "институт", имеющая словоизменительное значение предл. пад. ед. ч. 2) Целостная система формальных средств выражения того или иного грамматического значения: единство флективных (парадигматических) и нефлективных ("аналитических", синтагматических) формальных показателей. Синтагматические формальные показатели особенно важны в тех случаях, когда грамматическое значение слова не может быть выражено флексией. Ср.: мой сладкоежка (м. р.)- моя сладкоежка (ж. р.) Категориальная грамматическая форма - это обобщенная формальная единица, представляющая ряд грамматических форм, выражающих одно и то же грамматическое значение: ручка, стол, письмо (категориальная форма ед. ч.). "Пустая" грамматическая форма - форма, входящая в обязательные оппозиции со значимыми формами, но не имеющая собственно грамматического значения: ручка - ж.р., стол м.р., письмо - ср.р. Вариантные грамматические формы выражают одно и то же значение в одном и том же контексте и различаются только стилистически: рукой - рукою. 2) Грамматическая форма слова - вариант лексемы, в котором лексическое значение остаётся неизмененным, а изменяется только грамматическое значение: весна, весны, весне и др. Выделяются две разновидности грамматической формы слова: а) синтетическая - форма слова, в котором лексическое и грамматическое значение выражены соединенно в одном элементе: стол[ом] - окончание [ом] указывает на ед.ч., тв. п., м.р.; б) аналитическая - форма слова, в которой лексическое и грамматическое значение выражено расчлененно, в двух и более элементах: буду изучать, изучил бы. |
Более простые, повторяющиеся в составе семантической субстанции семантические элементы типа "данная ситуация предшествует некоторой другой ситуации", "говорящий положительно оценивает данную ситуацию" и т.п. |
Средства материального выражения грамматического значения в составе словоформы: 1) синтетические средства: аффиксация; внутренняя флексия; супплетивизм; ударение, повтор (редупликация); 2) аналитические средства: служебные слова (предлог, послелог, артикль, частицы, вспомогательные глаголы, слова степени); порядок слов, интонация. |
1) порядок слов, отражающий тема-рематическое членение предложений в ССЦ; 2) союзы, союзные слова, обстоятельства, выраженные местоименными наречиями; 3) формы грамматического (морфологического и синтаксического) времени, указывающие на одновременность или последовательность ситуаций; 4) обстоятельства времени, места, причины, цели, условия и уступки, определяющие логические отношения между предложениями; 5) вводно-модальные слова, указывающие на порядок изложения или обобщающие сказанное; 6) неполнота предложений и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста; 7) употребление видо-временных форм глагола, выполняющих, по В.В Виноградову, аористическую и имперфективную функции в тексте. |
грамматический класс слов - это совокупность лексем, объединенных общими: 1) грамматическим значением; 2) морфологическими признаками (системами словоизменения и словообразования); 3) синтаксическими признаками (преимущественной дистрибуцией) Выделяются следующие грамматические классы слов: 1) знаменательные, обладающие грамматическим значением, связанным с определёнными явлениями; 2) служебные, обладающие грамматическим значением, связанным с отношениями между единицами; 3) междометно-модальные, обладающие грамматическим значением, связанным с модальностью (т.е. отношением говорящего к к.-л. информации). Знаменательные классы слов подразделяются на: 1) имена существительные, обладающие грамматическим значением предметности, собственной системой словоизменения (напр., категориями числа, падежа) и словообразования; сочетающиеся преимущественно с глаголами и прилагательными; 2) имена прилагательные, обладающие грамматическим значением предметности, собственной системой словоизменения (напр., категориями рода, числа, падежа) и словообразования, сочетающиеся преимущественно с существительными; 3) глаголы, обладающие грамматическим значением процессуальности, собственной системой словоизменения (напр., категориями времени, числа, лица) и словообразования, сочетающиеся преимущественно с существительными и наречиями; 4) наречия, обладающие грамматическим значением признака процессуальности, собственной системой словоизменения (напр., категорией степеней сравнения) и словообразования, сочетающиеся преимущественно с глаголами. |
Способ соотношения грамматического и лексического значений в словоформе (например, синтетический способ, аналитический способ). |
Наличие в языке грамматических средств, грамматических единиц, семантика и комбинация грамматических средств, образующих различные грамматические категории. Исторические изменения грамматического строя касаются состава частей речи, грамматических категорий, морфологического состава и структуры слов. Основные виды изменения грамматического строя языка: 1) переразложение; 2) опрощение; Э) аналогия; 4) агглютинация. |
Заимствование моделей словосочетаний и предложений, происходящее на фоне двуязычия. |
Одна из двух основных сторон грамматической единицы наряду с грамматической формой. Грамматическое значение сопутствует слову и предопределяет границы его синтаксического употребления (книга - имеет грамматическое значение имени сущ. ж. р.). Грамматическое значение отличается от лексического тремя свойствами: 1) оно характерно для многих слов языка, по отношению к лексическому значении) оно является сопутствующим; 2) оно возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов; грамматические значения выражаются при словообразовании, словоизменении и построении сочетаний и предложений; 3) формы слов, словосочетаний и предложений используются для организации мысли. |
1) Г.з. является внутриязыковым значением, т.к. содержит информацию об отношениях, связях между языковыми единицами, независимо от наличия этих отношений во внеязыковой действительности; Л.з. соотносит языковую единицу с внеязыковой действительностью, т.к. содержит информацию о явлении в совокупности всех свойств; 2) Г.з. имеет бόльшую абстрактность и степень обобщения, т.к. формируется на основе обобщений - лексических значений, отвлекаясь от них и распространяясь на целые классы языковых единиц; Г.з представляет собой обобщение обобщений. Л.з. имеет меньшую степень обобщения, чем грамматическое значение, т.к. обобщает однотипные явления действительности в единое целое на основании объединения их общих свойств и дает им одно индивидуальное название; 3) формальными показателями Г.з. являются словоизменительные аффиксы, внутренняя флексия, повторение корня или слова, использование разных корней в одном грамматическом ряду, словесное ударение, служебные и вспомогательные слова, порядок слов, интонация; наличие формальных показателей обязательно для существования грамматического значения в к.-л. языке; формальными показателями Л.з. являются корень + аффиксы = основа слова. |
грамматология (др.-греч. γραμμα (γραμματος) надпись, буква + …логия). Наука о письменности. |
граммема (др.-греч. γραμμα) 1. Простейшее (элементарное) грамматическое значение, выражаемое посредством словоизменительного аффикса или служебного слова (напр., предлога); две и более граммемы могут выражаться с помощью одной морфемы, - напр., в самом слове "морфема" выражены Г. именительного падежа и Г. женского рода; граммемы, отличающиеся единственным признаком, образуют грамматическую категорию, напр., Г. единственного числа и Г. множественного числа. Граммема - это компонент парадигмы грамматической категории. 2. Грамматическое значение, входящее в обязательное множество взаимоисключающих значений: никакие два значения из этого множества не должны выражаться в составе словоформы всегда. Например, граммемой является одно из значений, входящих в грамматическую категорию падежа. |
Особое соответствие между рядом значений и рядом формальных показателей. |
Грамматически маркированная косвенная информация - факт, что говорящий не был свидетелем описываемой ситуации. Тип эвиденциальных систем с граммемой "заглазности" - один из самых распространенных. |
грамота (др.-греч. γραμματα чтение и письмо) 1) Умение читать и писать; 2) письменный акт в России X-нач.XXв., свидетельство на пожалование лицу прав, владений, наград, отличий; 3) старое народное название всякого документа, письма; 4) официальный письменный акт, удостоверяющий правовые и др. отношения; 5) документ, выдаваемый в награду за успехи; 6) "филькина" Г. - безграмотный, не имеющий юридической силы документ; 7) китайская Г. - непонятный язык, документ, незнакомое дело. |
грамотность (др.-греч. γραμματα чтение и письмо). Степень владения навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка, один из базовых показателей социально-культурного развития населения. Г. в XXI в. включает умение пользоваться компьютером и Интернетом. |
1. (в теории систем) 1) В моделировании языка: элемент, используемый в системе объектов для связи вершин и ребер, соединяющих пары объектов. 2. Система объектов произвольной природы (вершин) и связок (ребер), соединяющих некоторые пары этих объектов. 2. 1) Один из конститутивных (дифференциальных) признаков графемы (буква и состоит из трех палочных графов); 2) См.: графа. |
1. графа́ (др.-греч. γραφη начертание) Раздел текста, рубрика, пункт. 2. гра́фа Вариант графемы; потенциальный термин, обусловленный кодовым характером "аллоэмической" терминологии и соответствующий в графематическом плане фоне, морфе, семе и т.п. |
графема (др.-греч. γραφη начертание) 1. Наименьшая единица письменной речи, соответствующая фонеме (ее варианту или последовательности фонем) в устной речи; в качестве графемы может выступать буква, сочетание букв, иероглиф или его часть; вариантами одной Г. являются различные способы ее написания - прописная, курсивная Г. и т.п. 2. Основ- ная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка, инвариантная единица. |
Раздел языкознания, изучающий закономерности и правила изображения фонем языка в письменной речи. |
Составная часть языкового строительства, нацеленная на выбор графической основы или алфавита для языка и согласования приемов (вариантов) орфографической и пунктуационной систем. Разработке орфографии предшествует фонологический анализ звуковой системы языка. |
1) Часть учения о письме, исследующая соотношения между звуками и буквами. 2) Совокупность всех средств данной письменности. |
графитти (< ит. Graffito нанесение красок 1) в древности надписи на амфорах, камнях, стенах; 2) надписи краской на асфальте, стенах, оградах; см. тж. граффити. |
графическая единица письма - в разных системах обозначает разные единицы языка: 1) логограмма - слово; 2) морфемограмма - морфему; 3) силлабограмма - слог; 4) буква - фонему и звук Основная графическая единица русского письма - буква. |
1) неграфические сокращения (сложносокращенные слова, аббревиатуры: филфак, МГУ, вуз; 2) графические сокращения (г. - год, н/Д - на Дону); используются для экономии места и времени на письме. Принципы сокращения слов: 1) нельзя опускать начало слова; 2) сокращаются минимум две буквы (но: исключение ю. - юг объясняется аналогией с. - север); 3) при сокращении не допускается наличие гласной в качестве последней буквы (фа. - фабрика); 4) опускается одна линейно последовательная часть букв (нельзя сокращать фбрка; из этого принципа есть исключение: млн. - миллион). Выделяются шесть типов графических сокращений: 1) точечные: г. - год, напр. - например; 2) дефисные: р-н - район; 3) косолинейные сокращения, употребляемые при сокращении словосочетаний или сложных слов: п/о - почтовое отделение; 4) курсивные сокращения выделяются курсивом: г - грамм, л - литр; 5) нулевые сокращения графически не выделены: с - секунда; 6) комбинированные сокращения как результат применения нескольких приемов: ж.-д. - железнодорожный. |
Л.Л. Касаткин предлагает следующий порядок анализа слова: 1) привести графическую запись слова; 2) определить графические значения всех букв и пробелов; 3) указать фонемный объем буквы или "пробела"; 4) отметить случаи, когда буква (пробел) уточняет значение соседней буквы; 5) стрелками обозначить проявление позиционного принципа графики [Касаткин 2002: 159]. |
Использование двух графических систем для письменной формы одного национального языка в результате разделения его носителей на две этнические или этноконфессиональные общности. Напр., сербскохорватский язык реализуется в двух системах: в православной Сербии используется кириллица, в католической Хорватии - латиница. |
Система с собственными отношениями единства и законами композиции, необходимыми для построения буквоэлемента. |
графология (графо… + ..логия). Учение о почерке, исследование почерка с точки зрения отражения в нем свойств и психических состояний пишущего; данные Г. применяются в психологии, криминалистике, медицине, оккультных и др. науках. |
графоман (< графомания) Человек, стремящийся описывать окружающий мир, свои слова, мысли и поступки; одержимый графоманией. |
графомания (графо…+…мания) Болезненная страсть к усиленному писанию, к бесполезному сочинительству. |
граффити (ит. graffiti < graffito нацарапанный) 1) Известные в древности надписи, рисунки, знаки, процарапанные или наносимые краской на стенах; 2) направление в авангардизме последней четверти XX в., ориентирующееся на уличные росписи. |
Греч, Николай Иванович (3(14).08.1787 - 12(24).01.1867) Русский журналист, писатель, филолог. Родился в семье чиновника. В 1812-39 редактор-издатель (с 1825 совм. с Ф.В. Булгариным) журнала "Сын отечества", связанного с декабристскими кругами. После подавления восстания декабристов Г. стал монархистом и реакционером. В 1831-59 вместе с Булгариным издает под покровительством "Третьего отделения" (ведавшего политическим сыском) газету "Северная пчела". Г. известен как автор романа "Черная женщина" (1834). Его "Опыт краткой истории русской литературы" (1822) - первая книга по истории литературы в России. За "Практическую русскую грамматику" (1827) избран корреспондентом Петербургской АН. Издал "Чтения о русском языке" (1840), мемуары "Записки о моей жизни" (полное изд. 1886). Представитель логико-синтаксической школы в России. |
Греки сначала пользовались консонантным письмом. В 403 г. до н. э. при архонте Евклиде вводится в Афинах классический греческий алфавит. Он состоял из 24 букв: 17 согласных и 7 гласных. Впервые были введены буквы для обозначения гласных; α, ε, η, ι, υ, ο, ω. Âторое изменение - стали писать слева направо (египтяне и финикийцы писали справа налево). В связи с изменением направления письма были перевернуты буквы: 7 (гимель) - Г (гамма), (реш) - Р (ро) и т.п. На основе западно-греческого письма возникает латиница, на основе восточно-греческого (византийского) письма - славянский алфавит кириллица. |
Письмо, возникшее из финикийского консонантного письма в 10-8 вв. до н.э. (древнейшие памятники 8-7 вв. до н.э.). Им пользовались древние греки, а также Г.п. используется в современной Греции. Греки ввели в алфавит, наряду с обозначением согласных, самостоятельные буквы для обозначения гласных звуков.
|
Якоб (4.01.1785 - 20.09.1863) и Вильгельм (24.02.1786 - 18.12.1859) Немецкие филологи, сыновья чиновника. Оба брата получили юридическое образование в Марбурге. Профессора Геттингенского университета, были уволены оттуда в 1837 за отказ от присяги ганноверскому королю, не соблюдавшему конституционных законов. С 1841 - профессора Берлинского университета и члены Прусской АН. Близки к немецким романтикам. Опубликовали средневековые тексты. Основоположники мифологической школы в фольклористике, опирались на сравнительные методы. Издали "Детские и семейные сказки" (т. 1-2, 1812-14) и "Немецкие предания" (т. 1-2, 1816-18). Якоб Гримм - представитель сравнительно-исторического языкознания. Его труды способствовали возникновению и развитию германистики: "История немецкого языка" (т. 1-2, 1848) и "Немецкая грамматика" (т. 1-4, 1819-37). Он исследует в первом томе "Немецкой грамматики" готско-германские языки, прослеживает соотношение звуков и форм родственных языков в различные времена и в разных диалектах. Его считают основоположником исторической грамматики. Гримм, а также его современник датский ученый Р. Раск установили два закона передвижения согласных в германских языках. В области морфологии сильные глаголы признаются древнее слабых, а внутренняя флексия (чередование гласных основы) - древнее внешней. Я. Гримм пытался связать историю немецкого языка с романтическим представлением о трех ступенях развития языка: 1) на первой ступени происходит рост корней и слов, обозначающих вещественные представления; 2) на второй появляются флексии и суффиксы; 3) на третьей создается гармония целого. |
Гримшоу, А.Д (Grimshaw) Представитель исследовательской программы "дискурс - анализ", автор 600-страничной монографии [Collegial discourse: professional conservation among peers. Norwood (N.J.), 1989], посвященной анализу одной-единственной двенадцатиминутной беседы. Она производит слегка шокирующее впечатление. "С точки зрения привычного лингвистического менталитета монография Гримшоу А.Д. - кошмар, заставляющий преклоняться перед автором, но одновременно и подозревать, что либо лингвистика речи невозможна в принципе, либо она вообще не является составной частью науки о языке". |
Совокупность взаимопротивоположных элементов, на которой задана бинарная операция - сложение или умножение одних элементов на другие, согласно определенному закону композиции. При этом вид сложения или умножения подчиняется четырем аксиомам теории групп: а) замыкания; б) ассоциативности; в) нейтральности элемента; г) взаимообратности элементов. |
См.: ветвь языков. |
Длительный путь развития, исторического формирования на базе взаимодействия двух или более исходных частей речи новых классов слов, частей речи, новых разрядов слов: так сформировались: 1) имя числительное; 2) причастие; 3) деепричастие; 4) категория состояния; 5) формы прошедшего времени с суффиксом -л-; 6) фамилии на -ов, -ин и т.п. |
Социально обусловленные разновидности языка, основанные на обособлении групп по социальным признакам, по возрасту, образу жизни, интересам, по видам непрофессиональной деятельности. Выделяются различные виды Г.ж.: молодежный, солдатский, школьный, уголовный, жаргон картежников, борзятников, грибников, рыболовов-любителей. |
Отдельные языковые единицы, использовавшиеся в коммуникативном опыте той или иной группы: 1) фрагменты высказываний и диалогов; 2) формы начал и концовок речевых актов; 3) цитаты из письменной и устной речи, используемые, как правило, в эмоциональном контексте. |
1) числительные, соотносительные с именами существительными (два, три, сорок, сто, тысяча и др.); 2) числительные, соотносительные с именами прилагательными (первый, второй, тысячный и др.); 3) числительные, соотносительные с наречиями (дважды, трижды, вдвое и др.). |
Гумбольдт, Вильгельм (22.06.1767 - 8.04.1835) Немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Изучал право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801-10 прусский резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Он ввел методы Песталоцци в начальной школе, занимался перестройкой Прусской АН, основал Берлинский университет. В 1910-19 на дипломатической службе. Один из виднейших представителей классического гуманизма времени Гёте и Шиллера. В языкознании он явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. Его лингвистическая концепция наиболее полно отразилась в работе "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода", предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге "О языке кави на острове Ява" (1836-39). Его роль в языкознании можно сравнить с влиянием на развитие философии Канта и Гегеля. Г. считал мышление вербально-логическим, а не чисто логическим. Язык, по его мнению, и обозначение предметов, и средство общения. Язык - сложное и противоречивое явление, поэтому отдельные его стороны можно постичь, применив методику антиномий, частного и общего. Основные противоречия - это противоречия субъективного и объективного, языка и мышления, деятельности и дела, общего (коллективного) и особенного (индивидуального). Он считал, что язык нельзя рассматривать как форму без содержания, а историю языка отрывать от истории народа и его культуры. Языкознание должно иметь свою философскую базу - философию языка. Основной принцип его философии языка - признание языка и его формы как деятельности и национального сознания народа. Он считал, что "язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (enérgeia). Его истинное определение поэтому может быть только генетическим. Язык представляет собой беспредельную деятельность (Arbeit) духа, стремящегося превратить звук в выражение мысли". Язык не только динамичен, но и активен: он орудие мыслительной деятельности. Он ставил вопрос о взаимосвязи языка и "народного духа", национального самосознания, потому что "национальный характер языков состоит в особенном соединении мысли со звуком". Национальная природа языка - это то идеальное, что находится "в умах и душах людей". Причем это идеальное не общечеловеческое (логическое) и не индивидуальное (психическое), а общенародное языковое мышление. Известны его слова: "язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык". Хотя тексты создаются отдельными людьми, но им предшествует язык, созданный народом. Но не только народ создает свой язык. Языковое мышление становится третьей силой - языковым сознанием. Эта сила подчиняет себе человека, пока он знает только один язык, мыслит сквозь призму одного, родного языка. Гумбольдт утверждает: "Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг". Гумбольдт считал, что язык, хотя и связан с деятельностью народа и его мышлением, имеет свою специфику и относительную самостоятельность, устойчивость. Речевая деятельность и язык взаимосвязаны, но не тождественны. Язык воспроизводится, речь разнообразна. Форма языка - постоянна, ее проявление разнообразно. "Язык является формой и, ничем больше, кроме формы". Форма обладает тремя свойствами: а) форма языка - постоянное и единообразное в деятельности духа, возводящее артикулированный звук до уровня выражения мысли; б) форма языка проявляется в том, что язык - это не агрегат слов, а система; в) форма языка - единство двух формальных планов - материального и идеального: внутренней и внешней формы. Внешняя форма - материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы (оформление корнеслова). Внутренняя форма - организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, выражение народного духа. Форма придает языку устойчивость. Гумбольдт писал: "На памяти истории язык всегда строил на данном уже основании, не выходя из пределов аналогии с прошедшим, он видоизменял слова в употреблении, а не изобретал их". Формы языка национально своеобразны, поэтому универсальное можно обнаружить не путем логических рассуждений, а сравнивая формы языков друг с другом (на материале родственных языков и неродственных, развитых и неразвитых). |