Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Словарь лингвистических терминов
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАС"-"ПОВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАС"-"ПОВ")

пассив полный

Вид синтаксического залога, при котором прямое или косвенное дополнение продвигается в позицию подлежащего.

пассив с нулевым агенсом

Вид синтаксического залога, при котором глагол может принимать показатель пассивного залога в таких конструкциях, где подлежащее исходной структуры, т.е. семантический агенс никак не выражено. Именно такой безагентивный пассив наиболее распространен в языках мира: Разговор прерван. Может оказаться, что в языке выражение неопределенного агенса в позиции подлежащего невозможно, и смысл "агенс - неопределенное лицо" требует перевода глагола в форму пассивного залога. Здесь мы сталкиваемся с актантной деривацией - дериватемой, называемой имперсонал.

пассивизация

пассивизация (< пассив)

Наличие прямого объекта в активе.

пассивный билингвизм (рецептивный билингвизм)

Вид билингвизма, при котором индивид, владеющий вторым языком, понимает его, но синтезировать текст на данном языке он не может.

пассивный словарь

Слова, которые не являются общеупотребительными в современном литературном языке. К ним могут относиться историзмы, архаизмы, неологизмы.

патентное описание

патентное описание - в культуре речи: жанр научно-информативного подстиля, ориентированный на описание открытия в области физики, химии и т.п.

патроним

Личное имя, произведенное от имени отца.

пауза

пауза (лат. pausa < греч. παυσις прекращение)

Перерыв, временная остановка. Один из элементов интонации. Пауза регулирует в предложении "смысловое подчеркивание" одного из компонентов предложения, актуализируя тот или иной смысл. Сравните: Сейчас |я пойду в типографию. Сейчас |я| пойду в типографию. Сейчас я |пойду| в типографию. Сейчас я пойду |в типографию.

паукальное число

Граммема, обозначающая небольшое количество объектов. Встречается в арабском, кушитском и новогвинейских языках.

пафос

пафос (др.-греч. παθος страсть, возбуждение, воодушевление)

в риторике: эмоционально-волевой аспект образа ритора, связанный с замыслом высказывания; ритор ставит проблему, предлагает ее решение и стремится к обоснованию и реализации этого решения.

пациенс

1) Пассивный участник ситуации, претерпевающий изменения в ходе не контролируемых им внешних воздействий: малыш спит, Асланбек скосил траву, шляпа слетела;

2) Понятие объекта действия, противопоставляемое понятию агенса как источника действия (Ахманова, С.315.)

пейзаж

Вид описания, нацеленный на изображение природы, картин окружающего мира.

пейзаж урбанистический

Городской пейзаж.

пейоративный

пейоративный (< pejor худший)

См.: неодобрительный, уничижительный.

первичная социальная группа

Любая группа, характеризующаяся неформальными межличностными отношениями.

первичные элементы

Множества объектов-систем, получаемые наложением на универсум некоторого основания. Рассматриваются как "неделимые" на данном уровне исследования.

первый язык

1. Родной язык (материнский язык) билингва.

2. Функционально первый язык билингва (материнский язык или чужой язык).

переакцентуация

переакцентуация (< акцент)

Несовпадение ударения неодносложного слова в стихе с сильным местом стихотворного метра; в классическом силлабо-тоническом стихосложении не допускалась.

перевод

1) Передача информации, содержащейся в тексте, средствами другого языка.

2) Сопоставление двух или нескольких языков с целью отыскания семантических соответствий между их единицами.

3) Отыскание в другом языке средств выражения, обеспечивающих передачу информации, содержащейся в тексте, а также полное соответствие переводного текста оригиналу как по содержанию, так и по форме. С точки зрения социолингвистики, при переводе нужно овладеть фоновыми знаниями, сведениями экстралингвистического характера.

4) Один из видов упражнений, применяемых в условиях национальной школы. Зачастую учителя, злоупотребляя переводным методом, применяют без всякой надобности перевод с русского языка на родной. Между тем подобное тренировочное упражнение применяется в том случае, когда невозможно объяснить значение слова, выражения при помощи средств русского языка или способом наглядности.

передача буквами фонемного состава слова

Основной принцип орфографии. Область орфографии - сигнификативно слабые позиции фонем. В процессе передачи буквами фонемного состава действует несколько принципов русской орфографии:

1) фонематический принцип, осуществляемый в том случае, когда слабая позиция фонемы может быть проверена сильной позицией в одной и той же морфеме; основывается на том, что одна и та же буква обозначает фонему в сигнификативно сильных и слабых позициях;

2) морфематический (или морфологический) принцип орфографии основывается на требовании единообразного написания одних и тех же морфем; охватывает те случаи, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав;

3) традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией, которое надо запомнить; в школьной практике подобные слова с гиперфонемой в корне называют словарными словами;

4) фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции: рассы́пать - ро́ссыпь. В процессе применения разных принципов возникают дифференцирующие написания, разграничивающие на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ожог - ожёг, туш - тушь и др.

переключение кодов (кодовое переключение)

Переход с одного языка на другой или формы его существования (кода, субкода) на другой код, обусловленный изменениями ролевых отношений между говорящими в процессе общения.

Виды переключения кодов:

1) ситуативное переключение кодов (выбор языка или формы существования языка обусловлен ситуацией);

2) метафорическое (наблюдается не целостное изменение социальной ситуации, а например, изменение темы, преодоление барьера между участниками).

перемещение

перемещение - в риторике: зеркально-симметрический повтор в параллельных конструкциях определяющего и определяемого слов, приводящий к обращению: жить, чтобы есть, есть, чтобы жить.

перенос значения слова (метафора)

Прием, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии и т.п. Использование слова в переносном значении органически присуще художественной речи, где метафоричность языка придает тексту образность, живость, выразительность: Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. (По Д. Мамину-Сибиряку). В научной речи переносное значение слова напоминает инкрустацию, находящуюся на периферии речевой системы научного стиля. В научной и официально-деловой речи слова в переносном значении почти не употребляются, так как они противоречат основным стилевым чертам этих функциональных стилей: точности, доказательности. Художественно не обоснованное пресыщение текста метафорами снижает выразительность речи.

перенос названия по смежности

перенос названия по смежности - основанный на сравнении двух смежных предметов. Например: В аудитории было светло. - Вся аудитория заволновалась.

перенос названия по сходству формы

перенос названия по сходству формы - основанный на сравнении двух объектов: глазное яблоко, летающая тарелка.

перенос названия по функции

перенос названия по функции - основанный на сравнении роли двух объектов

Например: Дворник - человек, следящий за чистотой во дворе. Дворник - очистительное устройство на переднем стекле автомобиля.

перенос части слова на другую строку

перенос части слова на другую строку - регулируется двумя основными принципами:

1) фонетический, в соответствии с которым слово членится согласно слогоделению: за-бота, забо-та;

2) морфематический принцип, основанный на том, что при переносе деление проходит между двумя приставками (без-возвратно), между приставками и корнями (рас-смеяться), между частями сложных слов (дву-сложное)

Существуют и другие ограничения переноса: если русские слова не могут начинаться с ы, ь, ъ, й, то и при переносе их нельзя переносить на следующую строку. Нельзя в конце строки оставлять одну букву или переносить ее на следующую строку, т.к. она может совпадать со словом (а, я, и, о, у) и, следовательно, неправильный перенос может привести к искажению смысла текста.

переносное значение

Такое лексическое значение слова, которое является мотивированным, причем мотивировка основывается на сближении представлений и образности. Например: Когда же твой прозрачный смех услышу в полусновиденьи... (прозрачный смех - такой же чистый и прозрачный, как свежий воздух, как прозрачный ручеек).

переносное лексическое значение

Производное лексическое значение, которое направлено на другой предмет через посредство прямого (исходного) значения.

переносное употребление грамматических форм

Эффективный стилистический прием, который наблюдается в художественной, разговорной, публицистической речи. Так, настоящее время глагола может употребляться в значении прошедшего: Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. (М. Лермонтов). Вместо формы повелительного наклонения глагола может употребляться глагол неопределенной формы, что усиливает категоричность приказа, вводит в художественную речь интонацию разговорности: - Не разговаривать, - зашипел Лучкин, спрыгивая на перрон. (П.Безруких). В публицистической речи неопределенная форма глагола вместо повелительного наклонения помогает выразить такую стилевую черту, как призывность: Убрать урожай без потерь! Выполнить план в срок! Повысить качество обучения и воспитания в школе! Подобные предложения использовались в заголовках публицистических статей.

переразложение

Один из исторических морфологических процессов, основанный на изменении границ между морфемами членимого слова. Например, в слове снять изменились морфемные границы: исторически cн-я(ть), в современном русском языке: с-ня(ть).

пересказ

Один из видов творческих работ, выполненный в устной форме. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным. Выполняется в V-XI кл. Может предшествовать письменному изложению.

пересказ без плана

Один из видов репродуктивных упражнений, обучение которому начинается в среднем звене и продолжается в старших классах. Для пересказа могут использоваться самые разнообразные по своему типу тексты, но в любом случае, даже если пересказ производится без плана, ученик должен опираться на свой "внутренний план", на схему содержания, без которой невозможно воспроизведение текста.

пересказ, близкий к прочитанному тексту

Один из видов репродуктивных упражнений, тренирующий память, развивающий логику. Пересказ, близкий к тексту, учит быть внимательным к деталям, чутким к слову писателя, создавшего произведение. Выполняться может в V-XI классах.

пересказ, близкий к прочитанному тексту, с изменением лица

Один из видов репродуктивных упражнений, включающих элементы творчества. Обычно используется при изучении местоимений. Ориентирован в основном на шлифовку речевых навыков в связи с изучением грамматического строя речи учащихся.

пересказ по плану

Один из видов репродуктивных упражнений, ориентированный на выработку навыков последовательного изложения материала. План при этом может составляться или коллективно, или самостоятельно. Форма плана также может быть разнообразной (простой план, сложный план и т.п.).

пересказ текста

Один из видов репродуктивных упражнений обучающего или контрольного характера. Цель его - научить учащихся усваивать содержание текста и в адекватной форме его передавать. Пересказ может проводиться по плану и без плана. По полноте охвата материала он может быть подробным, сжатым, выборочным. Работа над пересказом проводится по следующей схеме:

1. Предтекстовая словарная работа;

2. Чтение или прослушивание текста;

3. Ответы на вопросы по тексту;

4. Коллективное или самостоятельное составление плана;

5. Пересказ текста с опорой на план;

6. Пересказ текста без опоры на план.

переходность / непереходность

Грамматический признак глаголов, заключающийся в возможности или невозможности подчинения глаголом сильноуправляемой субстантивной беспредложной формы винительного падежа, а при глаголах с отрицанием - формы родительного падежа с объектным значением: любить мороженое, не любить мороженого. Разряд переходных глаголов образуют глаголы, характеризующиеся грамматической переходностью. Глаголы, не обладающие свойством переходности, составляют лексико-грамматический разряд непереходных глаголов. Переходные глаголы могут образовывать формы страдательного залога: Книга была прочитана за один вечер. Непереходные глаголы являются однозалоговыми, страдательных форм не имеют.

При анализе переходности следует обратить внимание на контексты, в которых используются переходные глаголы:

1) в предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить, исходя из текста: В магазин привезли батоны. Пойдите купите;

2) при глаголе употреблен инфинитив, который можно заменить вин. или р.п. прямого объекта: Люблю отдыхать на море;

3) при глаголе есть придаточное предложение, которое можно заменить прямым дополнением: Он увидел, что летит птица;

4) при глаголе употребляются д.п. с. по-, количественные сочетания, которые можно заменить прямым дополнением;

5) при глаголе употребляется субстантивированное слово, которое можно заменить в.п. со значением прямого объекта: Ставлю тебе отлично. Один и тот же глагол может быть переходным и непереходным, в зависимости от контекста.

переходность/непереходность причастия

переходность/непереходность причастия - связана с этой категорией у исходных глаголов

Действительные причастия сохраняют свойства исходного глагола; страдательные причастия, образуясь от переходных глаголов, утрачивают переходность.

переходные глаголы

Глаголы, обозначающие действие, направленное на объект, выраженный:

1) зависимым именем в форме вин.п.;

2) при наличии отрицания - формой род.п.

В речи показатели переходности могут быть не выражены явно, но при этом глаголы все равно могут быть переходными:

1) прямое дополнение можно восстановить, исходя из текста или ситуации: Нет хлеба? Купите в магазине;

2) в предложении употреблен инфинитив, который можно заменить вин. или род.п. прямого объекта: Люблю играть в хоккей;

3) при глаголе употреблено придат. предл., которое можно заменить вин. или род.п. со значением прямого объекта: Он увидел, что зажглись звезды;

4) при глаголе употреблены сочетания: дат.п. с по-, количественные сочетания, которые можно заменить вин. или дат.п.: Соберите побольше яблок (ср.: соберите яблоки);

5) при глаголе употреблены субстантивированные части речи, которые можно заменить вин. или род.п. со значением прямого объекта: Поставлю тебе отлично (ср.: Поставлю тебе пятерку).

переходные явления в области второстепенных членов

Явления, вызванные сходствами второстепенных членов предложения:

1) все второстепенные члены могут быть представлены формами косвенных падежей существительного с предлогами и без предлогов;

2) при словах одного лексико-грамматического разряда могут быть употреблены второстепенные члены разных типов:

а) при глаголах - дополнения и обстоятельства;

б) при отглагольных существительных - определение и дополнение.

Вопрос о переходных явлениях в отдельных случаях может быть решен однозначно:

1) при существительных с конкретно-предметным значением не может быть дополнений, следовательно, зависимое существительное является несогласованным определением: Сегодняшний день лета казался существенно короче из-за непогоды;

2) при отглагольных существительных тип второстепенного члена определяется характером выражаемых отношений: зависимое существительное с атрибутивным или субъектным значением является определением, а с объектным - дополнением: Увлечение юноши философией началось еще на первом курсе (юноши - определение, философией - дополнение);

3) словоформы с пространственным значением при именах существительных конкретных являются определениями: Дом в Назрани принадлежал ему. Кроме того, имеются сложные переходные случаи, когда в одном члене совмещаются свойства двух типов второстепенных членов: Первая поездка в Джейрах оказалась удачной. Подобные члены предложения с "двойным" значением П.А. Лекант называет обстоятельственным определением. Совмещение значений разных членов в одной словоформе называется синкретизмом.

переходный говор

Говор, совмещающий в себе характерные черты нескольких говоров, в связи с тем, что он занимает между ними промежуточное положение.

период

период (др.-греч. περίοδος, обход, круговращение)

Сложное предложение, по интонации распадающееся на две части -"повышение" и "понижение".

1) Лингвистический термин, означающий длинное сложное предложение, в первой части которого интонация идет на повышение, а во второй - на понижение.

2) Сложное синтаксическое построение, объединяющее ряд более или менее связанных между собой частей в виде законченного и уравновешенного целого. П. используется в художественной речи (роман Л.Н. Толстого "Война и мир"). В деловой речи зачастую встречаются предложения, занимающие страницу и более, но это не периоды. Это предложения, в которых однородные конструкции нанизываются одна на другую, перечисляя целый ряд необходимых сведений о предмете делового описания.

период восточнославянский

период восточнославянский (VI-IX вв.)

Период распространения славянской речи на территории Восточной Европы и контактирования с балтийскими и финно-угорскими языками, принадлежащими коренным жителям территорий. Происходит обособление восточнославянских диалектов.

период древнерусский

период древнерусский (IX-XIV вв.)

Период формирования единого языка древнерусской народности под влиянием образования Киевской Руси.

период индоевропейского праязыка

Период существования единого языка-источника, существование которого предположительно возводится ко второму тысячелетию до нашей эры. Считается, что к этому языку после распада индоевропейской этнической общности восходит индоевропейская семья, включающая следующие языковые группы: славянскую, индийскую, иранскую, греческую, италийскую, романскую, германскую и др. Современная индоевропеистика изучает индоевропейские языки с точки зрения их восхождения к единому языковому источнику. С этой целью исследуется система регулярных соответствий на фонетическом, морфологическом, лексическом, семантическом, синтаксическом уровнях языка с целью интерпретации общих и различных черт в языках-преемниках.

период начала формирования национального русского языка

период начала формирования национального русского языка (СЕРЕДИНА XVII в - XVIII в.)

Период образования русской нации. В этот период сглаживаются различия в диалектах, оформляется новый литературный язык, ориентированный на говор Москвы. Старославянский язык постепенно утрачивает свои позиции.

период праславянский (общеславянский)

Период, когда протославянский - один из индоевропейских диалектов - дал начало праславянскому языку. Существуя вначале как единый диалект, праславянский язык положил начало восточнославянской группе языков (русский, белорусский и украинский языки), южнославянской (болгарский, македонский, сербохорватский, словенский языки), западнославянской (чешский, польский, верхне- и нижнелужицкий). Праславянские диалекты просуществовали примерно до VII в. нашей эры.

период развития национального русского языка

период развития национального русского языка (XIX-XX вв.)

Этап завершения формирования русского литературного языка, установление системы норм языка. Русский язык становится средством общения нации. Диалекты постепенно утрачивают свою роль, становятся средством общения сельских жителей.

период старорусский (великорусский)

период старорусский (великорусский) (XIV-XVII вв.)

Этап создания языка великорусской народности, сформировавшейся вокруг Москвы. Великорусский язык в результате социолингвистических процессов отделился от украинского и белорусского языков.

периферийные падежи

Комитатив, каритив, предикатив, трансформатив, каузаль, компаратив.

периферия лексического значения

Потенциальные и вероятностные значения.

периферия семантического поля

Совокупность единиц, наиболее удаленных в своем значении от ядра. Периферийные единицы могут иметь контекстуальные значения. Обычно периферия вступает в контакты с другими семантическими полями, образуя непрерывность языковой системы.

перифраз

перифраз (фр.periphrase иносказание < др.-греч. περί вокруг, около, выше, + φραξω говорю)

в литературоведении: вид тропа, ориентированный на непрямое описание объекта: хозяин тайги (вм.: медведь), зеленая красавица (вм.: елка);

в лингвистике: оборот речи, заменяющий прямое название объекта его описанием с указанием характерных признаков: столица Ингушетии (вм.: Магас);

разновидность П.- эвфемизм.

перифраза

перифраза (фр.periphrase иносказание < др.-греч. περί вокруг, около, выше, + φραξω говорю)

в литературоведении: вид тропа, ориентированный на непрямое описание объекта: хозяин тайги (вм.: медведь), зеленая красавица (вм.: елка);

в лингвистике: оборот речи, заменяющий прямое название объекта его описанием с указанием характерных признаков: столица Ингушетии (вм.: Магас);

разновидность П.- эвфемизм.

перифразирование

перифразирование (греч. περι около, вокруг, возле)

Выражение одной и той же мысли разными способами с использованием синонимических средств: рядом с домом - близко от дома - в двух шагах от дома;

антонимических и др. средств.

пермутатив

Вид синтаксического залога, при котором перераспределяются ранги исходных дополнений: прямое дополнение становится косвенным и наоборот: Царь подарил ему шубу. - Царь одарил его шубой. Неполный пермутатив - это детранзитиватив, при котором единственное косвенное дополнение становится прямым.

пермутация

Один из видов мутации в инвариантном семантическом анализе Л. Ельмслева, базирующемся на соотношении плана выражения и плана содержания, реляция и сдвиг в цепи, которые имеют соответствие в другом плане языка. Вариантами являются корреляты с взаимной субституцией, т.е. отсутствием мутации между членами парадигмы, но наличием ее в цепи.

персоналия

персоналия (< лат. persona личность)

Биографическая статья в научной или научно-популярной справочной литературе.

персонификация

персонификация (лат. persona лицо + …фикация)

Олицетворение, наделение животных, предметов, явлений природы человеческими свойствами, а также выражение отвлеченных понятий в образе человека; широко распространена в мифах, притчах и сказках народов мира; близкий метафоре троп, связанный с перенесением на неживой предмет функцией живого лица; ант.: антиперсонификация, наиболее часто используемая в публицистическом стиле, где люди получают статус вещей.

перспектива

Соотносительное размещение предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозримого пространства. План - объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности.

персуазивы во фразеологии

Фразеологические единицы со значением достоверности/недостоверности сообщаемого или же действительности, возможности, безусловности, вероятности, необходимости, невозможности сообщаемого: может быть, бабушка надвое сказала, чего только не бывает, известное дело.

перфект

перфект (лат. perfectum совершенное)

Форма глагола, обозначающая, что действие завершилось в прошлом, а результат действия длится в настоящем; в греч., латинском, санскрите, английском и некоторых др. языках форма глагола, обозначающая действие, которое завершилось к моменту речи.

перфектив

Аспектуальный показатель широкой семантики, когда в равной степени применяются пунктив и лимитатив.

перфективация

Образование глаголов совершенного вида - перфективных глаголов - от глаголов несовершенного вида.

Средства перфективации:

1) прибавление к непроизводным глаголам несовершенного вида приставок: делать - сделать, доделать, переделать;

2) префиксация в соединении с постфиксацией: знать - дознаться;

3) префиксация в сочетании с суффиксацией: сажать - посадить;

4) использование суффиксов -ну-, -ану-: толкать - толкнуть, скакать - скакануть.

перформативы

перформативы (лат. performo действую) Глаголы, обозначающие речевые действия (обещать, просить, клясться, обвинять, предлагать, приглашать, требовать и др.) и равные этому действию при условии, если такие глаголы употребляются в 1-м л. ед. или мн. числа настоящего времени изъявительного наклонения. Например: "Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем!" (М.Ю. Лермонтов) - это и слова клятвы, и сама клятва. Сказать, употребляя перформативы, означает совершить поступок.

перцептивная функция

Функция доведения до восприятия. Например, звуки речи, будучи воспринятыми органами слуха, становятся фактом сознания. В сознании владеющего языком существуют образцы (эталоны) звуков речи, их общие представления. В русском языке звуки [л] и [л'] и в немецком языке звук, обозначаемый буквой L - это разные по качеству звуки. Если в первом языке наблюдается дифференциация по твердости-мягкости, то для второго языка подобная оппозиция не имеет смысла.

перцептивные эталоны

1) зона рассеивания;

2) зона безопасности

В зоне рассеивания разные конкретные звуки, которые при произношении отличаются по силе, длительности, высоте тона, тембру, опознаются слушающими как один и тот же звук. Между зонами рассеивания существуют промежутки - зоны безопасности. Если в такой зоне произнести звук, может возникнуть ослышка, так как слушающий его относит или к одной, или к другой зоне.

перцепция

перцепция (лат. perceptio представление, восприятие)

1) Восприятие; непосредственное отражение объективной действительности органами чувств, обеспечивающее ориентацию индивидуума в окружающем мире;

2) в философии Готфрида Лейбница (1646-1716) смутное и бессознательное восприятие; противоп. - ясное осознание (апперцепция).

перципировать

перципировать (< лат. percipere)

Воспринимать (в психологии, философии).

петит

петит (фр. petit маленький)

Типографский шрифт, размер (кегль) которого равен ок. 3мм. (8 пунктов).

печатная речь

печатная речь - в риторике: П.р. позволяет строить объемные высказывания любой сложности, оставаясь главным двигателем культуры и основой профессионального умственного труда;

П.р. допускает широкое обсуждение высказываний, их изучение, анализ и частичное воспроизведение; она создает мировоззрение, группирует и оценивает факты и тем самым делает аргументацию основательной и надежной;

П.р. предполагает тиражирование исследования и разделение ответственности между автором, издателем и книгопродавцом.

пиджин

Вид контактного языка, возникающий в ситуации отсутствия иных способов общения.

Пиджин характеризуется:

1) ограниченным набором слов;

2) неустоявшейся грамматикой;

3) минимальным количеством функций;

4) отсутствием этнической базы носителей.

Один из контактирующих языков считается базисным, или языком-лексификатором.

Пиджин проходит следующие стадии:

1) стадию препиджина, обслуживающего минимальные потребности общения;

2) стадию пиджина, обладающего небольшим, но устоявшимся словарем при почти полном отсутствии морфологии;

3) стадию языка-посредника, основного языка одного или нескольких этносов, новой этнической общности;

4) стадию официального языка (например, новомеланезийский язык). Пиджин, став родным для какого-нибудь этноса, превращается в креольский язык. Пиджины относятся к языкам аналитического грамматического строя. Известно свыше 50 пиджинов. На русской лексической основе возникли следующие пиджины: русско-норвежский, русско-китайский, таймырский пиджин, язык алеутов острова Медный.

пиджинизация

Процесс формирования пиджина, который возникает обычно на фоне завоеваний, торговой экспансии или массовых миграций. Социолингвистические и этико-психологические условия формирования пиджинов:

1) неравноправность контактирующих языков;

2) спорадичность контактов и узость сферы коммуникации, осуществляемой в устной форме;

3) отсутствие социальной потребности у носителей местных языков изучать европейский язык;

4) отсутствие иного контактного языка-посредника;

5) недостаточное взаимопонимание между носителями европейского и местного языка.

Для пиджина характерны следующие черты:

1) интенсивность (скорость процесса), вызванная необходимостью быстрой реализации языковых контактов;

2) уровневое распределение языковых элементов из разных языков: лексика, заимствованная из европейского языка, фонетика, грамматика, словообразование - из местного языка;

3) редукция грамматической структуры и словаря.

пиджин-языки

пиджин-языки (пиджины)

Языки международного общения, развившиеся в результате упрощения языка-основы (английского, немецкого, французского) в условиях постоянных и массовых межэтнических контактов.

пиктограмма

пиктограмма (лат. pictus писанный красками + греч. γραμμα надпись, письменный знак, рисунок, написание, запись)

Рисунок из рисуночного письма, картинописи сохраняет наглядность, зрительный образ. В отличие от рисунка, пиктограмма условна и имеет постоянное значение. Пиктограммы выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, скалах и камнях, рогах и костях животных, на бересте.

пиктография

пиктография (лат. pictus нарисованный + … графия)

Рисуночное письмо; отображение общего содержания сообщения в виде условного знака (пиктограммы) или последовательности таких условных знаков; известна с неолита, часто использовалась индейцами и сев. народами;

П. не фиксирует конкретный язык, т.е. она не является письмом в собственном смысле; ныне широко используется в качестве знаков дорожного движения, вывесок и указателей.

письменная речь

1. Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой-л. другой поверхности с помощью знаков письменности - графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с направленностью темы, исправлять и совершенствовать текст, что способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, соблюдению логичности, последовательности, связности изложения, поддержанию нормативности речи.

П.р. используется во всех коммуникативных сферах:

1) научной (монография, статья, учебник и т.п.);

2) официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.п.);

3) публицистической (статьи в газетах, журналах);

4) художественной (литературные произведения);

5) разговорной (записки, частные письма).

Древнерусский литературный язык XI-XIII вв. был дифференцирован в форме различных жанров:

1) светская повествовательная литература;

2) деловая письменность: свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и др. грамоты;

3) церковно-религиозная литература: проповеди, жития. В национальный период письменная форма русского литературного языка развивалась под воздействием выдающихся мастеров слова: писателей, деятелей искусства, науки и др.

2. Одна из форм существования языка, наряду с устной речью. Литературный язык буквально означает письменный язык [ < лат. littera - буква, письмо]. Но это не означает, что письменная речь присуща только литературному языку. Письменно фиксироваться может и нелитературная форма языка в научных, художественных и др. целях.

3. в риторике: ораторская проза или публицистика, за которыми стоит документ; влияние ритора определяется тем, насколько он овладел документом; П.р. не несет непосредственной эмоции создателя, на зато она влиятельна, может быть использована в узкой и влиятельной аудитории.

письменное заимствование

Заимствование букв, слов, морфем через посредство письменной формы речи.

письменное изложение

Один из видов творческих работ, идентичных пересказу, но выполняемых в письменной форме. Как правило, изложение пишется по плану. Может быть подробным, сжатым, выборочным. Оно может быть обучающим (в этом случае проводится подготовка к нему по схеме: чтение текста учителем, языковой анализ, коллективное составление плана, пересказ текста по плану, а затем письмо текста) и контрольным (ученики выполняют работу без помощи учителя. Роль учителя сводится к тому, что он дважды зачитывает текст).

письменное общение

Использование письменно-зрительного канала связи для общения участников речевого акта, рассредоточенных во времени или пространстве.

письменное сочинение типа элементарного рассуждения

Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. Существуют различные образцы рассуждений: рассуждение - доказательство, рассуждение - объяснение, рассуждение - размышление. Сочинение на литературную тему целесообразнее писать в форме рассуждения - размышления. Обычно в рассуждение - размышление входит ряд композиционных частей: экспозиция (подведение к проблемному вопросу), система проблемных вопросов и ответы на них, выводы. Подготовительный этап, исполнительный и этап контроля за выполнением сочинения проводятся в соответствии с общепринятой схемой.

письменно-зрительный канал связи

Вторичная основная форма материального существования языка, появляющаяся на определенном уровне развития культуры народа, являющегося носителем языка.

письменный отзыв о книге

Один из видов творческих работ учащихся обучающего или контрольного характера. Отзыв включает ряд композиционных элементов:

1. Сообщение о выходных данных книги;

2. Краткое изложение содержания книги;

3. Изложение своего отношения к содержанию, героям, авторской позиции;

4. Выводы оценочного характера. Подготовка к нему включает ряд обязательных этапов. Во-первых, объясняется значение слова "отзыв". Рассматривается схема, по которой обычно построены отзывы. Затем отбирается книга для отзыва. В соответствии с ее идейно-тематическим содержанием составляется план отзыва. Затем учащиеся, опираясь на план, составляют устные отзывы о прочитанных книгах. После подобной тренировочной работы учащиеся пишут черновики, затем корректируют их и оформляют отзыв набело.

письмо

Дополнительное средство общения. Письмо возникает из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. Функционально древнейшие виды письма - это послания и надгробные надписи. Письмо помогает преодолеть пространство и время, сохраняет человеческий опыт. Первый исторический тип письма - пиктография, т.е. картинное письмо. Со временем письмо утрачивает зрительные образы и превращается в немотивированные знаки, пиктограмма становится идеограммой, а пиктография - идеографией. В отличие от пиктограммы и идеограммы, буква не имеет предметно-понятийного содержания. "Значение" буквы - это указание на звук или слог, который необходимо произнести, чтобы назвать слово или его часть. Тип письма, отражающий произношение слов, называется фонографией.

Фонография подразделяется на два вида письма:

1) консонантно-звуковое (слоговое);

2) вокально-звуковое (звуковое).

Вокально-звуковое письмо, например, характерно для русского и английского языков. Примеры слогового письма - индийское письмо деванагари, арабское, эфиопское и др.

письмо как жанр речевого общения

письмо как жанр речевого общения - ориентировано на адресацию своих чувств-мыслей в письменной форме, предполагающей несиюминутное прочтение; в письме используется естественный способ экспликации себя как личности; непринужденность отношений с адресатом - главное условие переписки.

плавильный котел

Национально-языковая политика, направленная на объединение различных этносов в единое целое и на одноязычие. Словосочетанием "плавильный котел" обычно характеризуют языковую политику США и Израиля.

план мероприятия

Один из видов творческих работ, обучение которому проводится в VII классе. Подобный вид работы развивает творческие способности учащихся, шлифует навыки составления планов.

план простой

Один из видов работы, ориентированный на обучение составлению планов. В простой план вносятся пункты: 1-й, 2-й и т.д. Как правило, при составлении простого плана применяются односложные формулировки.

план сложный

Один из видов работы, ориентированный на обучение планированию, постижению логики текста. В сложном плане, в отличие от простого, используются пункты и подпункты. Графическую формулу сложного плана можно выразить следующим образом:

I

1.

2.

а)

б)

в)

3.

II.

плановый язык

Неспециализированный искусственный язык общего назначения, сходный с естественным языком. Первичная функция планового языка - функция языка международного общения.

племенной язык / диалект

1) Бесписьменный диалект, форма существования языка в первобытно-общинную эпоху, когда границы лингвистической и этнической группы совпадали.

2) Язык, на основе которого объединялось племя, связанное узами кровного родства.

Зачастую племенной язык и племенной диалект совпадали.

племя

Форма этнической общности, характерная для первобытной стадии развития человечества.

плеоназм

плеоназм (др.-греч. πλεονασμος излишество)

Речевая ошибка, состоящая в повторении близких по смыслу слов, снижающая выразительность речи: Удар пришелся ему внезапно и неожиданно.

плюсквамперфект

плюсквамперфект (лат. plusquamperfectum - больше чем завершенное) Система глагольных форм, обозначающих прошедшее действие, предшествовавшее другому прошедшему действию.

пневматические приемы

Один из приемов инструментально-фонетического метода, состоящий в записи при помощи мареевских барабанчиков на закопченной бумаге кимографа кривых, которые регистрируют произносительные движения органов речи и изменение основного тона и шумов, возникающих в результате движения воздушного столба в ротовой, носовой и гортанной полости.

побудительное предложение

Предложение со значением волеизъявления, побуждения к действию; сказуемое побудительного предложения обычно выражается глаголом в повелительном наклонении. П.п. может использоваться в разных стилях. В публицистической речи побудительные предложения употребляются для привлечения внимания читателя или слушателя, создания экспрессивности: Посмотри на карту Родины! В художественной литературе П.п. используется в целях создания эмоциональности, образных живых картин: -Глянь-ка, Степаныч, большевики! - рявкнул Решетников уряднику. - Отряд, слушай мою команду! - звонко крикнул Баландин. (П. Безруких). Деловые тексты, написанные в форме памяток, как правило, включают побудительные предложения: Регулярно слушайте музыку. Начните с самого доступного - песен, танцев. Слушайте по нескольку раз одно произведение. Непонятное с первого раза станет понятно после повторного прослушивания. П.п. усиливает выразительность речи - одно из ее коммуникативных качеств.

побудительно-повелительные предложения

Разновидность номинативных предложений, относящихся к побудительным, обусловленных ситуацией, исключающей многословие, требующей быстрой реакции адресата.

Наиболее типичные ситуации:

а) бой - Огонь!;

б) хирургические операции - Зонд! Шприц!;

в) бытовые ситуации - Очки! Хлеб! Тарелку! и др.

побудительно-пожелательные предложения

Разновидность номинативных предложений, относящихся к побудительным. Считается, что они лексически ограничены, но при этом употребительны в разговорной речи: Внимание! Добрый вечер! Доброе утро! Добрый день! Добрый путь! Привет! и т.п.

поверхностная семантическая и смысловая структуры текста

1) связь значений элементов текста (слов, высказываний);

2) связь смысловых коррелятов в процессе последовательного развертывания текста от уровня высказывания к блоку высказываний и целому тексту.

повествование

1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической - на передачу фактов, в разговорной речи оно тесно связано с эмоционально-оценочной информативностью высказывания. Инвариантная схема П. как типа текста включает ряд компонентов. Во-первых, это характеристика ситуации общения, в которой определяется отношение автора к получателю информации, формулируются задачи общения при помощи создаваемого текста, называются функции общения. Во-вторых, дается перечень структурно-композиционных частей, в который, как правило, входят: начало события (или завязка), развитие события (по-другому: развитие действия, кульминация), конец события (или развязка). В-третьих, характеризуется набор языковых средств, свойственных повествовательному типу письма: это ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий, формы слов или словосочетания, выражающие обстоятельственные значения времени, места и др. языковые средства. В повествовательный текст могут вводится элементы описания или рассуждения.

2. в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке;

П. предполагает рассказчика;

П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории;

П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог;

в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.

повествовательное предложение

Тип предложения по функции, служащее для передачи одной из основных форм мысли - суждения. В П.п. в основном выражается сообщение, которое может представлять собой:

1) описание: В саду пахло резедой и фруктами;

2) повествование о действиях, событиях: Долго звучала музыка, но потом и она пропала;

3) сообщение о желании или намерении совершить действие: Вот иду, чтобы купить хлеб. Для П.п. характерно понижение тона в конце предложения. В однословных предложениях - номинативных или безличных - заметного понижения голоса не наблюдается.

повесть

1) в литературоведении: повествовательное произведение, менее ёмкое, чем роман, с менее сложным сюжетом;

2) в лингвистике: один из жанров художественного стиля, отличающийся достаточно стройной стилевой структурой, вбирающей такие стилевые черты, как образность, выразительность, конкретность, так и достаточно обширным набором языковых средств.

повтор

1) Дополнительное синтаксическое средство. Например, в русском языке повтор всегда вносит экспрессивные оттенки, акцентирует тот или иной смысл: А он все думал и думал... В данном примере повтор подчеркивает длительность, интенсивность действия.

2) Фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов и выражений в известной последовательности. П. используется в различных функциональных стилях. В научной речи П. существительного в сочетании с местоимением используется для создания подчеркнутой логичности: По размерам косуля Северного Кавказа больше европейской, но немного уступает сибирской. Кроме того, наша косуля имеет некоторые морфологические признаки, на основе которых его (вид - Т.Ж.) выделяют в самостоятельный подвид. (А.М. Батхиев). В художественной речи П. делает высказывание наиболее выразительным, эмоциональным: Мне счастье не по силам одному... Но почему молчишь ты? Почему? (Ренат Харис). Повторяться могут в художественной речи части слов, например, приставки: Хрустя, вошли в стихи мои снега. Но, добежав до выдутого лога, рассыпалась неверная строка, растаяла, как зимняя дорога. (Ренат Харис). В публицистической речи повторы выражают страстность, призывность, экспрессивность: Как создается имя летчика? Работой. Тут ничто не поможет тебе выдвинуться в первые ряды. Только работа - твоя работа в воздухе, в небе. В разговорной речи П. - это средство усиления экспрессии, выразительности высказывания: Понимаешь, ну, понимаешь, именно так надо сделать. Повторы усиливают выразительность речи, ее богатство. Неоправданное пересыщение текста повторами разрушает коммуникативные качества речи.

повторная номинация

Различное обозначение одного и того же предмета, лица, признака.

Для П.н. используются:

1) повторы;

2) гиперонимы и гипонимы;

3) метафорические обозначения;

4) метонимические обозначения;

5) функциональные наименования лица (по профессии или по роду занятий);

6) наименования по родству или иным отношениям (брат, дядя и др.);

7) наименования по возрасту;

8) оценочные характеристики и т.п.

повторяемость морфемы

Дифференциальный признак морфемы, ее свойство употребляться минимум в двух словах одного и того же словообразовательного типа.

повторяющиеся существительные в сочетании с указательными местоимениями

1) Набор языковых средств, характерных для научной речи, выражающих подчеркнутую логичность, выполняющих воздействующую функцию. Например: Только рыб здесь насчитывается свыше 70 видов и разновидностей. Среди этих рыб есть такой эндемик, как живородящая рыбка голомянка. (А.А. Макунина).

2) Один из элементов информационной модели научного стиля, входящий в смоделированный с опорой на подчеркнутую логичность, доказательность и точность набор языковых средств.

Предыдущая страница Следующая страница