Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АЛЛ")
а (< кириллич. А. "аз"). 1-я буква русского алфавита. |
аббревиатура (ит. abbreviatura < лат. brevis - краткий) Сокращение, употребляемое в письменной и устной речи: СТО - станция технического обслуживания, МГУ - Московский государственный университет. |
А., образованная сложением: 1) начальных звуков - звуковой тип: вуз - высшее учебное заведение; 2) названием начальных букв - буквенный тип - ОРТ (о-ер-тэ) - общественное российское телевидение. |
А., образованная: 1) сочетанием начальных частей производящих основ: спецкор - специальный корреспондент; 2) сложением начала первого слова с началом и концом второго: военкомат - военный комиссариат; 3) сложением начала первого слова и концом второго слова: мопед - мотоцикл-велосипед. |
А., образованная сочетанием начальных слогов и целых слов или их форм: Завкафедрой - заведующий кафедрой. |
Один из безаффиксных способов; сложение сокращенных элементов слов, объединенных в одно сочетание: ИнгГУ, ЧГПИ, ЧГУ. Словообразовательный формант: 1) неморфемное усечение слов; 2) закрепленный порядок компонентов. А. - один из самых молодых способов русского словообразования. "Аббревиатурный взрыв" произошел после Октябрьской революции, породившей множество новых слов: ЧК, ликбез и др. А. связана с действием закона экономии языковых средств. Выделяется несколько структурных разновидностей аббревиации: 1) звуковая - сочетание начальных звуков сокращенных слов: РЯНШ - русский язык в национальной школе; 2) буквенная аббревиация - объединение начальных букв: ЧР - Чеченская Республика; 3) слоговая аббревиация - объединение элементов сокращенных слов, аналогичных слогу: колхоз - коллективное хозяйство; 4) слого-словная аббревиация - объединение слова и сокращенного элемента: квартплата; 5) смешанная аббревиация - объединение сокращенных элементов разных типов: завуч, ИнгГУ; 6) телескопическая аббревиация - объединение начала одного слова и конца другого: бионика - биология + техника. Аббревиация выражает словообразовательное значение, именуемое соединительным или синтагматическим. |
Математическая группа, удовлетворяющая операции перестановки: а+b=b+a; a·b=b·a, или коммуникативности. |
Абеляр, Пьер (1079-1142) философ-схоласт и богослов. С 1113 года преподаватель теологии в Париже. Основной труд - книга "Да и нет" ("Sic et non"), показывающая противоречивость суждений. Приверженец рационалистического направления, пытался обосновать религию на основе разума. Интересовался наследием прошлого, пропагандировал философское наследие Аристотеля и Платона. Автор множества богословских и философских произведений, гимнов, стихотворений, переписки с Элоизой. Персонажи его произведений - известные античные философы, отцы церкви, христианские поэты. Принял участие в спорах реалистов и номиналистов о природе названия. Отстаивая лингвистическую концепцию номиналистов, он считал, что реальны вещи с их индивидуальными качествами. Название - это общее понятие о вещи: "Общие понятия суть имена". Общее всегда возникает после вещи, как ее понятие (conceptus). Значение слова - это знак вещи, а не ее отражение. |
Абзац как композиционно-стилистическая единица отличается от сложного синтаксического целого как объективной структурно-семантической единицы текста. Выделяют три типа соотношений между А. и ССЦ: 1) А. совпадает со ССЦ: а) в научном; б) официально-деловом стиле; в) эта особенность является повествовательной нормой художественной прозы; 2) один А. включает несколько ССЦ; 3) одно ССЦ может быть разбито на два и более абзацев, что позволяет выделить отдельные звенья общей структуры, частные детали в описании. 1) Отступ вправо в начале строки, красная строка. 2) Текст между двумя такими отступами. 3) Компонент текста, представляющий собой логически завершенный отрывок текста, связанный при помощи языковых скреп с предыдущим или последующим абзацем. В научной и деловой речи абзацы представляют собой последовательный ряд логически связанных между собой отрывков. В художественной речи - своя, особая логика изложения, поэтому выделение абзаца здесь зачастую может быть непредсказуемым, обусловленным "подводным течением" произведения. |
аблаут (нем.: Ablaut - изменение гласного) Одно из древнейших явлений индоевропейских языков, восходящее к праязыку, введенное немецким лингвистом Я. Гриммом для описания грамматики языков; разновидность чередования гласных внутри морфемы: ходить - хаживать. |
Высказывание пейоративного: уничижительного, гневного, презрительного, ненавистнического характера: Ненавижу тебя. |
Представитель исконного (коренного, автохтонного) населения, связанный с каким-либо сообществом, населяющим какой-л. географический регион, и связанный с этим регионом историко-генетическими, социальными, экономическими, культурными отношениями. |
абракадабра (лат.: abracadabra - заклинание) Бессмысленный, непонятный набор слов, которому в древности приписывалась чудодейственная магическая сила. А. писалась на амулетах. |
Умолчание. |
Время глагола, обозначающее отношение действия к моменту речи, независимо от других временных форм в речи. |
Звук, произносимый первым в каком-л. слове. |
Лексические дуплеты, обозначающие одинаковые: а) по смыслу; б) стилистической окраске; в) контекстным условиям; г) коннотативным свойствам предметы и понятия; д) обладающие одинаковой лексической сочетаемостью; е) относящиеся к одному стилю речи; ж) чаще всего используемые в научной речи: бегемот - гиппопотам; век - столетие. |
Звук, которым заканчивается слово. |
абсорбция (лат.: absorptio - поглощение) Выпадение в слове звука или слога, вызванное ассимилятивными процессами: блеснуть (вм.: *блестнуть). |
Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений. |
абстрактный генератор - частная модель аппликации (АПМ - аппликативной порождающей модели), состоящая из элементарных единиц - семионов (аналогичных дифференциальным признакам) и их пучков На верхней ступени абстракции они репрезентируются как эписемионы. |
Аванесов, Рубен Иванович (14.2.1902 - 1982 гг.) Советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958). Профессор МГУ (1937). Основные труды посвящены исторической и описательной русской диалектологии, истории русского языка, исторической и описательной фонетике, фонологической теории, русской орфоэпии и орфографии. В кн. "Очерки русской диалектологии" (ч. 1, 1949) представлена система фонем всех русских говоров. Руководил созданием "Атласа русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы" (ч. 1-2, 1957, "Словаря древнерусского языка 11-14 вв." (1966). |
аверсия (лат.: aversio - отход) Разновидность олицетворения, обращение к неодушевленным предметам или умершим: Ты, мой стебелек, до боли хрупкий... |
Один из видов делового письма. В школьной практике представляет собой письменную работу обучающего или контрольного характера. Этапы подготовки и выполнения работы те же самые, что и в случае с любым сочинением по русскому языку: составляя автобиографию, ученик должен ввести в нее следующие структурно-композиционные части: 1. Фамилия, имя, отчество; 2. Сообщение о том, где, когда родился, кто родители; 3. Когда и где начал учиться, какое получил образование; 4. Где и когда начал работать, где работал потом, какие должности занимал; 5. Перечисление главных событий жизни. Особенность автобиографии заключается в том, что, представляя собой вид делового письма, она может включать в себя элементы художественности. |
Документ информационного типа, нацеленный на описание жизненного пути составителя текста. Пишется от 1 лица в хронологическом порядке. Жанровая форма включает сообщение следующей информации: 1) сведения о составителе (имя, отчество, фамилия, дата, место рождения, сведения о родителях); 2) сведения об образовании; 3) сведения о трудовой деятельности; 4) знаки отличия (награды, поощрения); 5) сведения о семье (семейное положение, состав семьи, домашний адрес, телефон); 6) дата и подпись. |
автология (др.-греч.: αύτος - ñам, λόγος - слово) Употребление в художественной литературе слов и выражений в прямом, непереносном значении. |
Выполняемое на компьютере действие по преобразованию текста на одном естественном языке в эквивалентный текст на другом языке. Система машинного перевода включает пять уровней обеспечения: 1) лингвистический; 2) математико-алгоритмический; 3) программный; 4) информационный; 5) логический. |
Явление географического или социально-политического обособления диалекта или диалектной группы от основного массива диалектов какого-л. языка. |
Юридический статус этнической (этноязыковой) группы, проживающей в пределах того или иного государства. Самостоятельно решает вопросы образования, культурной жизни, хозяйственной жизни. Виды автономии: 1) национально-территориальная; 2) культурная (национально-культурная). |
Жанр научной литературы, являющийся специфической разновидностью реферата, фиксирующий основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результате проведенного исследования и введения их в сферу научной коммуникации. А.д., наряду с информативной, выполняет следующие функции: 1) сигнальную (автореферат сигнализирует о предстоящей защите диссертации); 2) адресную (наличие в автореферате времени и места защиты, сведений об оппонентах, ведущей организации, месте хранения диссертации); 3) представительскую (ознакомление с диссертацией читателей: специалистов, оппонентов, рецензентов, критиков); 4) правовую (автореферат имеет силу официального юридического документа, без которого диссертация не может быть допущена к защите). Автореферат состоит из трех частей: 1) заголовочной (сведения о диссертационном совете; фамилия, имя, отчество автора, название темы, шифр и наименование специальности, название ученой степени); 2) собственно реферативной, излагающей содержание диссертации; 3) справочной (сведений о научном руководителе, ведущей организации, оппонентах, дате защиты, перечень опубликованных работ). Собственно реферативная часть занимает основной объем автореферата диссертации. Она включает три автономных раздела: 1) первый раздел: общая поаспектная характеристика содержания диссертации, включающая следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема, цель, задачи исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическое значение, практическая ценность; положения, выносимые на защиту; перспектива исследуемой темы; апробация работы, структура и объем диссертации); 2) второй раздел: излагается содержание диссертации по ее структурным компонентам; 3) третий раздел: приводится обобщенное заключение. |
авторизация газетного дискурса - совмещение в субъекте ролей автора и принципиала; "субъект в современной массовой коммуникации выступает как личность со всеми особенностями её менталитета, причем в структуре его целей все большую роль начинает играть стремление к самовыражению" (Культура русской речи, С.256) Авторизация обусловлена тематической свободой, прагматической (отсутствие внешней обусловленности оценки), стилевой свободой (преобладание слога над стандартом). |
Теория и практика создания словарей языка отдельных авторов: писателей, публицистов, политиков, философов, религиозных деятелей. |
Речь повествователя, автора в произведениях художественной литературы, содержащая субъективную информацию писателя, его ассоциации, оценки происходящих в произведении событий, психологические экскурсы, биографические сведения и т.п.: Там некогда гулял и я. Но вреден север для меня (А. Пушкин). |
авторские стили - присущи отдельным видам словесности. |
Употребление местоимения мы вместо я, ты в научном, публицистическом стилях с целью: 1) объединения адресанта и адресата; 2) направления внимания адресата на предмет речи, тему исследования. Мы используется в профессиональной речи врачей, парикмахеров, портных, официантов и т.п. |
Придаточная часть СПП, связанная с главной с помощью союза. |
Знаменательное слово, имеющее лексическое значение. К А.с. относятся: 1) существительные; 2) прилагательные; 3) числительные; 4) глаголы; 5) местоимения; 6) наречия. |
Представитель автохтонного (коренного) населения. |
Коренной этнос. |
Самоназвание народов и племен: остыган - самоназвание кетов, луораветлан - чукчей. |
агапе - в риторике: высшая форма любви, способность увидеть в человеке образ и подобие божие. |
Языки, в которых слова образуются с помощью агглютинации: финно-угорские, монгольский, японский и др. А.я. были выделены в отдельный тип в 1868 г. А.В. Шлейхером и названы аффиксирующими. Термин А.я. ввел в научный обиход В. Гумбольдт. |
Однозначные, стандартные, следующие друг за другом в строго определенном порядке аффиксы агглютинативных языков. |
агглютинация (процесс) ( < лат. agglutinare - приклеивать) - способ образования производных слов и грамматических форм путем присоединения к корню аффиксов, которые сополагаются друг с другом, не изменяясь при этом существенным образом. Каждый аффикс при агглютинации имеет только одно грамматическое значение: или числа, или падежа. Например: aт лошадь, аттар лошади, атта на лошади, аттарда на лошадях (казах). Агглютинация - вид аффиксации, при котором к корню или основе присоединяются однозначные стандартные аффиксы, при этом границы между морфемами четко обозначены (напр., кирг., аталар - ымыз - да), у наших отцов; для агглютинации характерны следующие особенности: 1) аффиксы однозначны (напр., кирг. аффикс -лар- выражает только множественное число); 2) аффиксы стандартны (напр., мн.ч. в кирг.яз. выражается только в аффиксе -лар-); 3) корень не меняется (напр., корень ата "отец"); 4) характер соединения аффиксов с корнем - механическое приклеивание. |
Один из способов присоединения аффиксов, когда они постепенно присоединяются друг за другом, обогащая словоформы все новыми грамматическими значениями. Например, в слове писал аффикс л является словоизменительным суффиксом или аффиксом агглютинативного типа. |
агенс (Агент, действователь, действующее лицо, деятель, производитель действия, субъект действия) Активный, обычно наделенный волей и сознанием участник ситуации, расходующий собственную энергию в процессе деятельности: студент пишет, он вскопал землю, аспирант прочитал доклад. |
Значение действующего лица, передаваемое, как правило, агентивными суффиксами -чик/-щик, -льщик, -тель, -ант/-ент и т.п.: преподаватель, консультант и др. |
Стилистическая фигура, основанная на обыгрывании похожих по звучанию, но различных по значению слов или их форм. Частные проявления А.: антанакласис, парономазия, парехеза, каламбур и др. |
1) Часть слов, неизвестных или плохо известных большинству носителей языка в тот или иной период его истории; 2) Часть лексикона отдельного носителя языка, включающая слова, которые он не знает (В.В. Морковкин). |
аграмматизм (др.-греч.: αγραμματος - íечленораздельный, неразборчивый) 1. Расстройство, нарушение речевой деятельности, выражающееся в непонимании значений грамматических конструкций, в неумении правильно оформлять фразу, согласовывать слова в роде, числе и падеже в связи с поражением речевых зон коры головного мозга. 2. Отклонение от грамматических норм в профессиональной и жаргонной речи, в телеграфном стиле, в переписке по Интернет. |
Психофизиологическое расстройство, приводящее к утрате способности писать, соединять буквы, слоги в слова (при сохранении движений кисти) в связи с заболеванием затылочной части коры головного мозга, сопровождаемое расстройством речи. |
1. Социолингв.: Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной среды: социальной, этнической, культурной, языковой - зачастую при смене места проживания Как следствие - может развиваться индивидуальный или коллективный билингвизм, смена языка, формирование двойного культурно-языкового сознания, усвоение новых навыков речевого поведения. 2. (лат.: adaptatio - приспособление) Освоение, приспособление иноязычного слова к системе нового для него языка. А. может быть: 1) семантической; 2) графической; 3) фонетической; 4) орфоэпической; 5) орфографической; 6) словообразовательной; 7) грамматической и т.п. |
См.: аккультурация |
адвербиализация ( < лат. adverbium наречие) один из видов семантико-грамматического словообразования: переход одной части речи в другую, т.е. конверсия. Конверсией называется образование слов путем изменения состава форм слова (его парадигмы). В результате подобных изменений слово не только переходит в другую часть речи (в данном случае в наречие ), но меняет свое грамматическое и лексическое значение; Лицо красиво (красиво кр. прилагательное, обозначает признак). - Он говорит красиво. (красиво - наречие, обозначает обстоятельство образа действия). |
адверсативы (лат.: adversative) Слова, выражающие противительные отношения: союзы, наречия: а, но, однако, зато, тем не менее. |
адгезия (лат.: adhaesio - прилипание) Слияние двух рядом расположенных единиц: звуков, слов (вышеуказанный). |
Модель, в соответствии с которой слова складываются из морфем приблизительно так же, как строится дом из кубиков: простым соположением стандартных "деталей", с которым не происходит никаких изменений. Она (модель) предполагает изоморфизм формального и семантического членения. Существуют три главных отклонения от принципов аддитивного изоморфизма, отражающих разную степень их удаления от аддитивного эталона: 1) кумуляция; 2) идиоматичность; 3) контекстная вариативность. |
Равенство целого простой сумме составных частей. |
адекватив (лат.: adaequatus - приравненный) Конструкция сравнительной степени прилагательного и существительного в Р.п., в котором выражено наличие в большей степени какого-л. качества, свойства, признака: белее снега, дороже жизни, тяжелее платины. |
адлатив (аллатив) (лат.: adlativus) Падеж в финно-угорских языках, выражающий цель движения или объект, на который направлено действие. |
Показатель эпистемической неожиданности. Встречается в балканских языках. В этом же значении предлагают использовать термин миратив. |
Разновидность прохибитива; выражает предостережение адресату относительно возможных негативных последствий: Лучше бы ты не ходил туда. |
Участник речевого акта, который создает речевое сообщение и отправляет его адресату (слушающему, пишущему). |
1. 1) Тот, для кого говорящий предназначает данный текст 2) Участник, которому агенс направляет информацию, желая, чтобы он ее воспринял: Сестра написала мне письмо; Покажите гостю достопримечательности республики. 2. (Получатель речи, реципиент) Участник речевого акта, к кому обращена и на кого ориентирована речь адресанта (говорящего или пишущего). |
адстрат (лат.: ad - около, при; stratum - слой, пласт) 1. Совокупность черт одного языка, перешедших в другой язык в результате длительного контактирования данных языков на одной или смежных территориях. А. - нейтральный тип взаимодействия, не приводящий к этнической ассимиляции и поглощению одного языка другим. 2. Смешанный тип билингвизма. Понятие А. введено в 1939 г. М.Дж. Бартоли. |
адхортатив (когортатив) (лат.: adhortatio - поощрение, одобрение) Высказывание, содержащее побуждение к действию, предупреждение об опасности, обещании чего-л.: Будь прекрасной, если можешь (П. Бомарше). |
адъектив (лат. adjicere - прибавлять) Прилагательное. |
Образование прилагательных в результате конверсии (особого вида семантико-грамматического словообразования) на базе форм других частей речи. Основанием конверсии является употребление слова во вторичной функции. Например, дериваты вареный, раненый, балованный, дрессированный, крытый, мятый, ощутимый образованы от омонимичных причастий. В школьных учебниках их называют "отглагольными прилагательными" |
Переход слов разных частей речи в имена прилагательные. |
Склонение прилагательных: твердое, мягкое, смешанное, а также существительных, образованных от прилагательных с помощью субстантивации. |
Именное словосочетание с именем прилагательным в роли главного компонента: всегда жизнерадостный, необыкновенно уютный, доброжелательный к людям. |
Прилагательное с зависимыми словами, чаще всего выполняющее функцию определения. А.о. обособляется при постпозиции, распространении. В препозиции он обособляется при осложнении обстоятельственными значениями причины, уступки и т.п. А.о. может не обособляться, если определяемое слово не имеет семантической полноты, достаточной для члена предложения: Рудин вернулся домой в состоянии духа смутном и странном. |
адъюнктив (лат.: adiunctus - присоединенный) 1. Словосочетание, выполняющее ту же функцию, что и наречие ждать несколько лет, получить неожиданным способом. 2. Вид амплификации, нацеленной на широкое распространение какого-л. члена предложения: Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть (А. Пушкин). |
азбука ( < кириллич. "аз" + "буки" < др.-греч. ά альфа + β бета) 1) То же, что алфавит, - набор букв, слоговых знаков и др. графем языка, расположенных в определенном порядке; 2) букварь, учебник для обучения детей чтению и письму; названа по первым буквам кириллицы. |
Древнерусский анонимный рукописный справочник, составленный в алфавитном порядке. В азбуковниках, расположенных в конце книг в виде списков и реестров, толковались непонятные слова, объяснялось их происхождение, комментировались имена собственные. |
Неразличение гласных а и о в первом предударном слове, произношение их как а или близко к а (в некоторых диалектах это наблюдается и в иных неударных слогах). Ср.: яканье, ёканье. |
аккадский ( < Аккад) А. язык (вавилоно-ассирийский, или ассиро-вавилонский) - древнесемитский язык семитской ветви афразийских языков со словесно-слоговой клинописью на глине. |
1. (социолингв.) Стратегия речевой коммуникации, проявляющаяся в личной беседе. В результате А. сокращается или увеличивается дистанция общения между собеседниками. Чаще А. проявляется в форме конвергенции, при которой участники беседы подстраиваются под акцент, диалектные или другие особенности языка собеседника. Может использоваться форма дивергенции, при которой говорящий делает свой язык более непохожим на язык собеседника с целью подчеркнуть социальную дистанцию или выразить свое неодобрение. 2. (лат. accomodatio) Взаимодействие соседних гласных и согласных; приспособление звуков к их окружению; напр. А. звука [у] в русских словах Акулина, суметь и др., в русском языке после мягких согласных гласные становятся более передними, произносятся более высоко: люк [л'ук] (ср. лук). |
аккузатив (лат. casus accusativus) Винительный падеж. |
Взаимовлияние национальных культур и языков, заключающееся в приспособлении индивида или культурного сообщества к инокультурному окружению. В результате А. у коллектива или индивида формируется двойное культурно-языковое сознание, развивается билингвизм. Термин А. начал применяться в 20-30-е гг. ХХ в. при исследовании влияния американской "белой" культуры на традиционную культуру индейцев и афро-американцев. |
Накопление и сохранение информации в словарном составе языка и в текстах. |
Вариант языка в посткреольском континууме, возникший в результате смешения креольского языка и языка-лексификатора. А. обладает определенной степенью стандартизации, в отличие от базилекта (языка площади) и мезолекта. А. (язык дворца) употребляется образованными слоями общества, он обладает самым высоким социальным престижем и занимает высшую ступень в иерархии языковых вариантов посткреольского континуума. |
Частнооценочные значения, которые возникают на базе негативных и позитивных оценок. Фразеологизмы имеют в основном отрицательную (негативную) оценку. Но они не обладают общеоценочными значениями хороший/плохой. Их частнооценочные значения имеют семантические компоненты, характеризующие структуру оценки: 1) способ мотивации оценки; 2) отношение к цели оценки; 3) преобразование аффективного значения в социально значимое (сублимация); 4) нормативность оценки. Выделяются следующие частнооценочные значения: 1) эмотивная оценка; 2) этическая оценка; 3) интеллектуальная (эпистемическая) оценка; 4) нормативная (деонтическая) оценка; 5) квалификативная (качественная/количественная оценка). |
Способ исследования, состоящий в том, что множество элементов или объектов разбивается на части (подмножества). Одна часть рассматривается как исходные положения - аксиомы (постулаты), принимаемые без доказательств. Остальные положения (теоремы) доказываются логическим путем. Указанный метод опирается на теорию множеств и теорию функций. |
Любой речевой акт, производимый говорящим, выбирающим подходящие к ситуации языковые средства, в зависимости от персональной и социальной идентификации. Выбирая произносительные, грамматические и лексические нормы, ассоциируемые с определенной социальной группой, говорящий идентифицирует себя в качестве члена данной социальной группы. |
Изменение состава или референциальных характеристик участников ситуации. Если залог изменяет прагматическую интерпретацию ситуации, то при актантной деривации изменяется состав участников ситуации и их семантические роли. Семантические преобразования, составляющие содержание актантной деривации, подразделяются на следующие типы: 1) повышающая деривация - увеличение числа обязательных актантов исходной ситуации; 2) понижающая деривация - уменьшение числа обязательных актантов исходной ситуации; 3) интерпретирующая деривация - изменение референциальных характеристик, или типа актанта, исходной ситуации. |
актанты (лат. привожу в действие) Участники ситуации, без учета которых название ситуации в виде предикатного слова (ситуация сна, ситуация чтения и т.п.) не может быть правильно понято или употреблено. Типичные участники ситуации, или актанты: субъект (тот, кто совершает действие), инструмент (то, с помощью чего совершается действие) и др. |
актив (лат. activus деятельный, действительный) действительный залог в грамматике; напр., в русском языке, действительные причастия, семантическая и формально-грамматическая переходность. |
1) функциональный динамизм: проникновение в речь и регулярное использование моделей, которые ранее находились на периферии языка: чернуха, развлекуха и т.п.; 2) активизация определенных словообразовательных моделей: отсубстантивные и отадъективные имена действия с суффиксами -изаци(я): долларизация, монетизация, используемые для наименования процесса превращения, направленного на определенный предмет; высокая продуктивность наименования лица: перестроечник, рекламист; 3) рост именной префиксации: активно используются приставки после-, пост-, анти-, раз-, де-, контр-, префиксоиды квази-, лже-, псевдо-, приставки супер-, сверх-: деполитизация, супердешевый, суперпрофессионал и т.п., что связано с передачей социально и культурологически значимой информации; 4) "композитный взрыв": активное использование сложных слов с элементами интернационального характера: бизнес-, хит-, шоу-, поп-, рок-, видео-: бизнес-центр; 5) новый виток "аббревиатурного взрыва": Ингнет, ЧР, РИ; 6) расширение круга усечений: маргинал, безнал; 7) участие гибридных слов в языковой игре: трепортаж. Как средство языковой игры используются: 1) контаминация; 2) деаббревиация; 3) ложная мотивация; 4) субституция. |
Слова, которые учащиеся постоянно используют в устной и письменной речи. |
Словарный запас носителей языка, включающий общеизвестные слова, активно употребляющиеся в устной и письменной речи. Не включаются в А.с. архаизмы, историзмы, неологизмы. Активный словарь - словарный запас, наиболее часто, активно употребляемый в речи, используемый в различных ситуациях. |
Грамматическое или лексическое средство выделения предмета из класса однородных: 1) грамматические категории: род, число, падеж, лицо, вид и т.п.; 2) артикли; 3) служебные слова и т.п. |
актуализация (лат.: actualis - деятельный, действенный) 1. Реализация в речи потенциальных возможностей, языковых единиц, их приспособление к речевой ситуации. 2. В теории референции: выделение какого-л. предмета из класса однородных. |
1) Одна из особенностей проявления логичности речи в текстах научного стиля. При такой связи тема-рематическая структура не нарушается. 2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий учебную информацию об особенностях функционирования языковых средств в научном стиле. |
Выделение в предложении компонентов, которые различаются характером коммуникативной нагрузки. Одни выступают как исходные, заключающие уже известный участникам общения смысл, вторые - сообщают новое, неизвестное: Они приедут || завтра. Первая часть - это тема, данное, основа, в ней содержится известный смысл. Вторая часть ("завтра") - это рема, новое, ядро. При актуальном членении предложения функционирует в своих вариантах-высказываниях, которые по ситуативной актуальности делятся на две части: 1) тему - информацию, которая в данной речевой ситуации является известной (исходная часть мысли); тема - информация, заключающаяся в вопросе; 2) рему - информацию, которая в данной речевой ситуации является новой, а значит, наиболее важной, т.е. актуальной; рема - ответ на предыдущий вопрос. |
Сознательное или бессознательное соотнесение себя с важными в представлении данного индивида социальными и иными общностями, членом которых говорящий себя ощущает. А.и. могут меняться, в связи с изменением места и образа жизни. |
акусма (др.-греч.: ακούσμα - чувство) Слуховое представление, впечатление о звуке; простейший элемент из области слуховой перцепции, который может быть представлен разными звукосочетаниями: хруст, хрусталь. А. - разновидность звукописи, усиливающая значимость отдельных слов, их эмоциональную и смысловую нагрузку. |
Одна из фонетических дисциплин. Она складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, высоте, интенсивности и продолжительности звука, классификации звуков речи на основе акустических признаков. Акустика речи пользуется такими терминами, как: тон, громкость, резонанс, резонатор, обертон и др. |
1) по соотношению тона и шума (периодических и непериодических колебаний) звуки делятся на: гласные (состоящие только из тона) и согласные (сочетающие тон и шум) Согласные подразделяются на шумные (шум преобладает над тоном) и сонорные (тон преобладает над шумом). Шумные включают две подгруппы: глухие (состоящие только из шума) и звонкие (присутствует тон при преобладании шума); 2) по силе (амплитуде колебаний) звуки подразделяются на сильные (громкие) и слабые (тихие); 3) по длительности (протяженности по времени) выделяются долгие (длительные) и краткие звуки; 4) по высоте (числу колебаний в единицу времени) звуки делятся на высокие, средние, низкие. |
акут (лат.: acutus - высокий) 1. Восходящее тоническое ударение в древнегреческом, сербском и др. языках, характеризующееся повышением голоса на ударном слоге. 2. Вид музыкального ударения в шведском языке. 3. Интонация нисходящего характера в современном литовском языке. |
акцент (лат. accentus) 1) Ударение - выделение единицы речи (слога, словосочетания) с помощью фонетических средств; силовой, или экспираторный, А. в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и др. языках осуществляется силой выдоха. В литовском, сербском, скандинавских языках, бирманском, вьетнамском, китайском, японском выделение единицы речи осуществляется изменением высоты голосового тона. Количественный А. осуществляется продлением звука. В чистом виде он не встречается; 2) логический акцент - интонационное выделение того слова в предложении, которое несет особую смысловую нагрузку: "Тебе рассказали об этом? Или ты прочитал?"; 3) знак, которым отмечается ударение; 4) подчеркивание, выделение какой-либо мысли, обращение внимания на ч.-л.; 5) интерферентные особенности произношения, свойственные говорящему на чужом языке. |
Схема распределения ударения в различных формах слов какой-л. части речи. Напр.: 1) А.т. с неподвижным ударением на одном и том же слоге основы во всех словоформах; 2) с неподвижным ударением на окончании во всех словоформах; 3) с ударением на основе во всех формах единственного числа и на окончании во всех формах мн.ч. и др. |
акцентология (лат. аccentus ударение + …логия) Область языкознания, исследующая природу и функции ударения в различных языках. |
акцентуация (лат. аccentus ударение) 1) Система ударения данного языка; 2) выделение элементов слова или фразы посредством ударения. |
Изменение слова: склонение, спряжение, образование форм времени, степеней сравнения и т.п. |
Логико-синтаксический тип семантики простого предложения, представленный преимущественно глагольными предложениями: двусоставными и односоставными: Студенты спешат на занятия. В общем значении действования, связанном с глагольным типом предложений, В.В. Бабайцева выделяет: а) акциональный признак: Студент пишет; б) статуальный признак: Студент спит; в) квалитативный признак: Этого студента отличает высокий интеллект; г) модальный признак: Студент хочет чаю; д) фазисный признак: Заканчивается август. Начинается осень. |
Этап риторического канона, нацеленный на представление сообщения слушателям. |
алалия (др.-греч.: αλαλος - немой) Физиологическое нарушение речи детей, немота при сохранении слуха и интеллекта, что вызвано недоразвитием или поражением языковых участков коры больших полушарий головного мозга. |
алгоритм (algorismus) Решение задачи при помощи системы вычислений, ориентированной на разбиение операций на более простые, и последовательное их выполнение. Для алгоритма характерны дискретность, детерминированность шагов, направленность, массовость. Применение алгоритма в лингвистике в связи с проблемой машинного перевода предполагает использование его для описания самого языка и составления программы. Алгоритмическое описание языка предполагает анализ и синтез текста. При анализе из текста извлекаются данные и выражаются однозначно, в явном виде. При синтезе происходит построение текста на данном языке. |
Утрата способности читать и понимать прочитанное в связи с очаговым поражением стыка височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга. |
См.: адлатив |
аллегория (др.-греч. άλληγορία). иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образа. А. в качестве тропа используется в баснях, притчах, моралите. В последнее десятилетие активизировалась в публицистическом стиле, куда она перешла из устной публичной речи; "популярность" А. как тропа в современной публицистике обусловлена тем, что А. представляет собой такой "способ повествования, при котором буквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать на переносный, передача которого является подлинной целью повествования" [Культура речи, 2001, С.272]. |
аллеотета (др.-греч.: αλλοτης - различие, изменение) 1. Фигура речи, основанная на противопоставлении форм слова или однокоренных слов: Служить бы рад - прислуживаться тошно (А. Грибоедов). 2. Грамматическая метафора. |
Повторение согласных в художественном тексте, имеющее текстообразующее значение. При полной аллитерации повторяются одинаковые звуки, при неполной аллитерации повторяются однотипные звуки. |
Знаки какого-л. письма, используемые в качестве словесных или фразовых выражений: 1) № - номер; 2) § - параграф. |
1. Графический вариант, конкретная манифестация графемы: [дуп] - [дубы]. 2. Взаимозаменяемые буквенные знаки: а) печатная или рукописная; б) строчная или заглавная. |
аллойозис (др.-греч.: αλλοιοσις - изменение) Развернутая антитеза. |