Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Пятиязычный словарь лингвистических терминов (Ж. Марузо, 1960)
tono

В начало словаря

По первой букве
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

tono

tono (тон | ton | Ton, Betonung | tone | tono)

В обиходе это слово употребляется для обозначения общего характера произношения: серьезный тон, иронический тон, возвышенный тон, ровный тон… Фонетисты употребляют его в специальном смысле для обозначения тонического ударения (гр. tonos «напряжение»), отличного от силового ударения, или ударения в собственном смысле слова (см. ударение).

---

Греческие грамматики различали в основном два тона: акут, или острый тон (aigu | Hochton, Akut | acute | acuto), который являлся подлинным тоном и состоял в повышении голоса, которое Дионисий Галикарнасский оценивал в квинту, и гравис, или тяжелый (grave | Tiefton, Gravis | grave | grave), - тон слогов, не имевших повышения голоса, соответственно представляющий собой отсутствие тона.

---

Некоторые различали также средний тон (ton moyen [гр. mesos] | Mittelton | middle tone | tono medio), который рассматривался как промежуточный между острым и тяжелым и определялся римлянам - без особой точности - наименованием среднего ударения (prosodia media).

---

Тон является ровным или однородным (égal, uniforme | ebener Ton | level tone | tono eguale), когда голос остается на одной и той же высоте на протяжении всей длительности произнесения гласного. Он называется восходящим (montant, ascendant | Aufton, steigender Ton | rising tone | ascendente), если высота тона постепенно убывает от начала к концу слога. Он является простым (simple) или одновершиннымsommet unique), если содержит только одно движение голоса, и сложным (complexe) или двойным (double), если заключает в себе двойное движение, например восходяще-нисходящий тон (ascendant-descendant | steigend-fallend | high-falling, rising-falling | ascendente-discendente), подобный циркумфлексному ударению (см.) Тон называется двухвершинным (ton à double sommet | zweitöniger Akzent, zweigipfliger Ton | double peak tone | tono a due àpici), если он имеет два различных подъема голоса на одном и том же гласном элементе или группе.

---

В некоторых языках различают также акутовый тон или начальновершинное ударение (ton, accent frappé | gestossener Akzent, Stosston | acute intonation | intonazione dura), падающее на начало звучания гласного (в частности, в дифтонгах), и циркумфлексный тон или центральновершинное ударение (accent aiguisé | geschleifter, schleifender Akzent, Schleifton, gedehnter Ton | circumflex intonation | intonazione circonflessa), приходящееся на центр протяженного звучания гласного (см. прим. 1).

---

В немецком существуют также термины Aufton и Abton, которыми обозначаются интонация конца слова или группы слов; если конечный слог произносится на более высокой ноте по сравнению с предшествующими (см. прим. 2), применяется термин Aufton, если на более низкой, употребляется Abton.

---

В некоторых языках, как, например, в китайском, весьма многочисленные разновидности тонов связаны с различением значения или функции; эти разновидности имеют следующие обозначения: ровный верхний (ouvert, plain-élevé | high-level), ровный нижний (muet, plain-bas | low-level), высокий (élevé | high), низкий (abaissé | low), входящий (bref, rentrant | entering), восходящий (montant | rising), нисходящий (descendant), падающий (tombant | falling), ниспадающий (retombant), ломаный (rompant).

---

Гортанная смычка иногда рассматривается как разновидность тона, например, в датском, латышском и некоторых языках Дальнего Востока (см. прим. 3).

прим. 1

В отдельных словарных статьях, посвященных акутовому (см.) (frappé) и циркумфлексному (aiguisé) тонам, автор дает им иное определение. - Прим. перев.

---

прим. 2

В английской фонетической литературе подобные явления получили название первой и второй мелодии (tune I, tune II). - Прим. перев.

---

прим. 3.

В этих языках (китайском, вьетнамском, бирманском, тхайском, лаосском, мяо и других) тоны различаются следующими признаками: а) высотой (верхний, средний, нижний), б) направленностью (восходящий, нисходящий), в) рисунком (циркумфлексный, ровный, антициркумфлексный), г) долготой (долгий, краткий), д) интенсивностью (ненапряженный, напряженный), е) фарингализацией (нефарингализованный, полуфарингализованный, фарингализованный), ж) наличием заротовой смычки (бессмычный, фарингально-смычный, гортанно-смычный). Так, например, третий вьетнамский тон является восходящим антициркумфлексным полуфарингализованным с факультативной фарингальной смычкой посредине, «четвертый бирманский» - верхним кратким напряженным гортанно-смычным в конце. - Прим. перев.

В начало словаря