Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "M" (часть 1, "MAA"-"MIS")
См. misura. |
См. principale. |
См. monorème. |
См. caratterìstica 1. |
См. accenti gràfici. |
См. caratterìstica 1. |
maschile (мужской | masculin | maskulinum | masculine | maschile) |
См. maschile. |
См. maschile. |
См. maschile. |
См. указатели чтения. |
matronyme (матроним | matronyme) Фамилия, образованная по имени матери; см. метронимический. |
См. senso. |
См. misura. |
См. fonema medio. |
См. «только средние». |
См. mediano 2. |
médiale (медиальный | médiale) Термин, предложенный (П. Руссло) для обозначения средних (см. средний). |
См. mediano 2. |
mediano 1 (внутренний | intérieur | Inlaut | internal | interno, mediano) Иногда представляет интерес - например в смысле фонетической трактовки - отличать место элемента внутри слова, группы, предложения от места в начале или в конце; отсюда выражения: внутренняя позиция, внутренняя трактовка и т.д. |
mediano 2 (средний, среднего ряда | médiane | Mittel(laut) | medial, medium-vowel, mid-vowel | mediano) Звук, точка артикуляции которого расположена в средней части речевого канала (a) между точкой артикуляции передних (i) и задних (o) или между двумя точками артикуляции (левой и правой) боковых. |
См. caso obliquo. |
См. caso obliquo. |
См. mediativo. |
См. meditativo. |
См. mediativo. |
mediativo (медиатив, косвенно-орудийный падеж | médiatif | Mediativus | mediative | mediativo) см. падеж. |
См. mediativo. |
См. caso obliquo. |
medio 1 (средне- | moyen | Mittel | middle | medio) Определение, присоединяемое к названию языка, чтобы обозначить ступень развития, промежуточную между более древним и более новым засвидетельствованным состоянием; так, например, говорят: среднегреческий, среднефранцузский, средневерхненемецкий и т.д. |
medio 2 (средний залог | moyen | Medium | middle | medio) Система глагольных форм, которая представлялась греко-римским грамматикам как залог, промежуточный (гр. mésê, лат. media) между действительным и страдательным, поскольку она совпадала с образованием первого и синтаксическими отношениями второго; ее роль в принципе состояла в выражении того, что субъект глагола лично заинтересован в действии: лат. lauor «я мою себя (руки, тело…)»; но она, т.е. эта система глагольных форм, могла стать всего лишь некоей грамматической разновидностью, лишенной особого значения: лат. sequor «я следую». --- Иногда, а именно ради удобства анализа, приходят к признанию динамического среднего залога (moyen dynamique), который характеризуется употреблением медиальных окончаний, а в то же время и активным значением (например, sequi «следовать»), возвратного среднего залога (moyen réfléchi), выражающего возвращение действия на субъект (например, lauari «мыться»), и взаимного среднего залога (moyen réciproque) (тип luctari «бороться друг против друга»). --- Порою говорят, что глагольная форма, даже если она не содержит грамматических характеристик среднего залога - франц. tourner в значении se tourner - имеет медиальное или среднезалоговое значение (valeur moyenne). |
См. mediopalatale. |
См. mediopalatale. |
mediopalatale (средненёбный | médiopalatal | Mediopalatale | mediopalatal | mediopalatale) Звук, артикулируемый на границе нёбной занавески; например, лат. k перед a (kalendae), отличное от c передненёбного перед i (cista) и от q постпалатального перед u (quod). |
См. mediopassivo. |
См. mediopassivo. |
mediopassivo (медиопассив, среднестрадательный залог | médiopassif | Mediopassivum | medio-passive | mediopassivo) Система глагольных форм, сочетающих среднезалоговое значение с окончаниями страдательного залога типа отложительного (см. отложительный) лат. lauor «моюсь». В немецком языке этот термин иногда сохраняется за греческими отложительными глаголами, имеющими среднезалоговый аорист и страдательное будущее: ephobêthên, phobêsomai. |
См. mediopassivo. |
См. meditativo. |
См. meditativo. |
meditativo (медитативный | méditatif | Mediativ | meditative | meditativo) Обозначение, применяемое иногда к глаголам, именуемым обычно дезидеративами: лат. Script-ur-io «Мне хочется писать». |
См. medio 2. |
См. mediano 2. |
См. polisìllabo. |
См. plurale. |
См. errore di lettura. |
См. migliorativo. |
См. migliorativo. |
См. migliorativo. |
melodìa (мелодика, мелодия | mélodie | Melodie | melody | melodìa) Фразовой мелодикой (см. прим.) (или мелодией) называют звуковую кривую, возникающую из последовательности интонаций, или звуковых высот, в частности ударений, именуемых мелодическими (mélodiques); см. ударение. прим. В русской терминологии мелодикой называют модуляции высоты интонационного тона при произношении фразы. - Прим. ред. |
См. melodìa. |
См. melodìa. |
См. melodìa. |
См. membro. |
membro (член (высказывания) | membre | Glied | clause | membro) Часть высказывания, способная образовать единицу, промежуточную между словом и предложением; см. колон. --- Фразовый член (membre de phrase | Satzglied | phrase | gruppo) составляется из членов, объединенных друг с другом синтаксической связью. --- В периодическом стиле речи ритмическим членом (membre rythmique) называют иногда ту часть текста, границы которой могут быть выделены со стороны ритма и являются функцией от симметрии, параллелизма, подчеркиваний и пр. --- Метрический член (membre métrique | metrisches Glied | metrical member | emistichio) есть часть стиха (иногда называемая также полустишием), которая предшествует или следует за внутренней цезурой. |
См. caratterìstica 1. |
См. hypozeugma. |
См. misura. |
méta- (мета- | méta-) Греческий предлог, выражающий идею переноса и употребляемый в качестве первого элемента сложения в следующих ниже терминах. |
metafonìa (перегласовка, метафония | métaphonie | Umlaut | mutation | metafonìa) Изменение звука (гр. phônê) или, точнее, тембра гласного под влиянием соседнего звука; это явление носит обычно название вокалической инфлексии (см.) или принятое в немецком название умлаута |
metàfora (метафора | métaphore | Metapher, Übertragung | metaphor | metàfora) Способ выражения, рассматриваемый как перенос (гр. meta-phora) абстрактного понятия в конкретный план путем своего рода сокращенного сравнения или, скорее, подстановки: brûler de désir «гореть желанием», une ironie mordante «едкая ирония». --- Метафора бывает последовательной (suivie) или цепочечной (filée), когда представленное ею сравнение приходится на несколько членов, идущих один за другим (tendre les ressorts de son énergie sans les relâcher jamais); противоречивой (heurtée) или ломаной (brisée), когда ведет к сближению двух несовместимых понятий (remplir un but). --- Многие слова обиходного языка представляют собой привычные метафоры (métaphores usées), т.е. такие, первоначальное значение которых более не воспринимается (arriver «прибыть» = atteindre la rive «достигнуть берега»). прим. Ср. русск город и огород, этимологически связанные с глаголами городить, огораживать. - Прим. перев. |
См. metalessi. |
См. metalessi. |
metalessi (металепсис, замещение | métalepse | Metalepsis | metalepsis | metalessi) Фигура, на которую ссылаются авторы сочинений по риторике с целью объяснения так называемых переносов (гр. meta-lêpsis) значения; например, при употреблении entendre «слушать» в смысле comprendre «понимать», écouter «слушать» в смысле obéir «повиноваться». |
métanalyse (метанализ | métanalyse) см. переразложение. |
См. metàfora. |
См. metafonìa. |
См. metàfora. |
См. metàfora. |
См. metaplasma. |
metaplasma (метаплазм | métaplasme | Metaplasmus | metaplasm | metaplasma) Традиционная грамматика этим термином обозначает иногда либо искажение (каково бы оно ни было) формы, принимаемой за нормальную, либо, точнее, фонетическое изменение (поскольку оно может рассматриваться как деформация [гр. meta-plasmos] слова), происходящее путем прибавления элементов (протеза, эпентеза, парагога), путем их исключения (аферезис, синкопа, апокопа, элизия), путем фузии (стяжение, синерезис), путем видоизменения (ассимиляция, диссимиляция), путем перемещения (метатеза). --- Этот термин употребляется иногда для обозначения изменения в роде от единственного числа ко множественному: лат. locus - loca, frenum - freni. --- Наконец, этим именем называют род преобразования, при котором склоняемая форма может дать начало новому слову; например, лат. uela миножественного числа среднего рода было принято за форму единственного числа женского рода, что и легло в основу французского voile, или форма им. п. proportio была извлечена из оборота pro portione. |
См. metaplasma. |
См. metaplasma. |
métasémie (метасемия | métasémie) Термин, предложенный для обобщенного обозначения изменений значения. |
См. metastasis. |
metastasis (метастаз | métastase | гр. metastasis «сдвиг»). Термин, предложенный (Граммон) для обозначения артикуляционной фазы смычных, обычно называемой отступом. |
metàtesi (метатеза, перестановка | métathèse | Metathesis, Umstellung, Lautversetzung | metathesis | metàtesi) Перестановка (гр. meta-thesis) фонем внутри системы (слова или группы), либо смежная (en contact), как во франц. aéroplane > нар. aréoplane, либо отдаленная (à distance), как в лат. scintilla > stincilla, франц. étincelle (см. прим.); она именуется нередко простой (simple) в первом случае и обоюдной (réciproque) - во втором. --- Количественной метатезой (métathèse quantitative | Quantitätsumstellung | quantitative metathesis | metàtesi quantitativa) называют такую, которая состоит в передвижении количества гласных без изменения их основного тембра: гр. têos > teôs. прим. Ср. в русском: flor- > Фрол, Silvestr > Селиверст, Futteral > футляр и т.п. - Прим. ред. |
metàtesi a distanza (гипертеза, перенесение | hyperthèse | Hyperthesis | hyperthesis | metàtesi a distanza) Иногда этим словом обозначают метатезу (см. метатеза) на расстоянии, понимаемую как перенос (гр. hyper-thesis) звука из одного слога в другой; например, при переходе от лат. temperare к франц. tremper. |
См. metàtesi. |
См. metàtesi. |
metonìmia (метонимия | métonymie | Metonymie | metonymy | metonìmia) Способ выражения, который можно охарактеризовать как перенос обозначения (гр. met-ônymia) или, точнее, определить как подстановку одного слова вместо другого, связанного с ним либо по результату действия (une cueillette «сбор плодов» вместо le produit d'une cueillette «процесс собирания плодов»), либо по веществу предмета (le fer «железо» вместо l'épée «шпага») и т.д. прим. Круг метонимии шире, чем здесь указано: 1) процесс - результат: прием, набор, перевод; 2) материал - изделие: _серебро, бронза, фарфор, акварель; 3) одно в другом: класс, аудитория; 4) одно на другом: блюдо, бумага; 5) объект знания - отрасль знания: физика, грамматика; 6) орудие - продукт: язык и т.п. - Прим. ред. |
См. metonìmia. |
См. metonìmia. |
См. metonìmia. |
См. metro. |
См. metro. |
mètrica (метрика | métrique | Metrik | metrics | mètrica) Так называют науку, предметом которой является изучение стихосложения, основанного на употреблении метров, а шире - всякой системы стихосложения. |
См. mètrico. |
mètrico (метрический | metrique | metrisch | metrical | mètrico) Данное слово служит для обозначения всего, что связано с употреблением размера: метрическая группа или слово (groupe, mot métrique) есть часть фразы, которую правила метрики позволяют трактовать как единое слово; такова, например, при определенных условиях группа, образованная из самостоятельного слова и энклитики; метрическая проза (prose métrique) у греческих и римских писателей была ученой прозой; слова распределялись в ней таким образом, чтобы в определенных местах (особенно в конце) оказывались определенные метрические формы. --- В общем смысле термин «метрический» в применении его специально к количественному (см.) размеру противопоставляют термину «ритмический» (см.), применяемому к распределению ударений. |
См. mètrica. |
См. mètrica. |
См. mètrica. |
См. mètrico. |
См. mètrico. |
metro (метр | mètre | Metrum, Versmass | metre | metro) Элемент размера (гр. metron) стиха. В древнегреческом стихосложении метр состоял из группы двух стоп; одна из них несла главное ударение, другая - побочное, например, как в схеме -̋ ⌣ || -́ ⌣ ; отсюда наименования монометра, диметра, триметра, тетраметра, данные стихам, составленным из одной, двух, трех, четырех групп в две стопы каждая. Там, где метр не принимается в соображение (так обычно обстоит дело в латинской поэзии), счет размера ведется по стопам, и стихи именуются шестистопными, семистопными, восьмистопными и т.д. Отступая от этого правила, в древности называли гексаметром (hexamètre, гр. hex «шесть») стих, составленный из шести стоп, а пентаметром (pentamètre, гр. pente «пять») - стих, составленный из двух с половиной пар стоп (см. гексаметр, пентаметр). --- Данный термин используется иногда для обозначения системы стихосложения, характеризующейся употреблением соответствующего размера: ямбическим (iambique) называют метр, который определяется употреблением ямба как основной стопы, дактилическим (dactylique) - употреблением дактиля и т.п. |
metronìmico (метронимический | métronymique | Metronymikon | metronymicon | metronìmico) Личное имя, образованное по имени матери (гр. mêtros onoma), подобно тому как патронимическое имя образуется по имени отца: гр. Latoides от Lato. |
См. metronìmico. |
См. metronìmico. |
См. metronìmico. |
См. metro. |
См. medio 1. |
См. medio 2. |
См. schleifender Akzent. |
См. mediano 2. |
migliorativo (мелиоративный, возвеличительный | mélioratif | meliorativ | meliorative | migliorativo) Слово, предназначенное для того, чтобы представить высказываемое в благоприятном свете, в противоположность уничижительному (см.). |
См. гибридная форма. |
Mischkasus - см. синкретизм. |
См. errore di lettura. |
misura (размер | mesure | Maas | measure | misura) Этим термином обозначают либо метрический анализ стиха, либо метрическую единицу, к которой приводит такой анализ: метр, стопа и т.д. |