Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Х"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хала́джский язы́к - один из тюркских языков. Распространён в Центральном Иране, к юго-западу от Тегерана. Число говорящих около 20 тыс. чел. Исследователи выделяют 2 группы говоров - северную и южную. В Х. я. сохранились так называемые первичные долгие гласные, однако наличие троичного противопоставления «дифтонгический долгий - долгий - краткий» не является пока общепризнанным. Для консонантной системы характерны инлаутный и ауслаутный d (z ~ t ~ j ~ r других тюркский языков), анлаутный h‑, корреспондирующий с ø других тюркских языков (hada:q ~ ajaq ‘нога’, но hirkäl ~ узб. hulkar, туркм. ülker ‘Плеяды’), анлаутный и ауслаутный n, отмеченный в словах типа qọ°n ‘овца’ ~ туркм. qojun. К морфологическим особенностям относятся: местный падеж на ‑ča и исходный на ‑da, множественность форм императива. В лексике вычленяют архаичный древнетюркский слой и слой, включающий слова неясного происхождения; заимствования из азербайджанского языка, а также из иранских диалектов. Лексические изоглоссы связывают Х. я. с не огузскими тюркскими языками (ä·rin ‘губа’), с аргу - диалектом одного из средневековых тюркских племён (именное отрицание dāγ ‘не есть’), с огузскими диалектами Туркмении и Хорасана. Х. я. - язык бытового общения (большей частью среди женщин).
Л. С. Левитская. |
Хами́то-семи́тские языки́ - см. Афразийские языки. |
Хами́тские языки́ - термин, использовавшийся в языкознании с середины 19 в. для общего обозначения языков, обнаруживающих определённое сходство с семитскими языками, но не включаемых в их число. К Х. я. относили, как правило, древнеегипетский язык, кушитские языки, берберские языки (современное название - берберо-ливийские языки), а также хауса и родственные ему чадские языки. Х. я. вместе с семитскими объединяли в семито-хамитскую, или хамито-семитскую, семью языков. Вопросы о составе группы Х. я. и о природе семито-хамитской общности (генетическое единство, различные концепции в духе теории «смешанных языков») по-разному трактовались в работах К. Р. Лепсиуса, Ф. Мюллера, Ф. Преториуса, Ж. Э. Ренана, К. Лотнера, Л. Райниша, К. Броккельмана, Д. Вестермана, А. Эрмана, А. Тромбетти, О. ислера и других учёных. Наиболее широко хамитское единство трактовалось в работах К. Майнхофа и его последователей, которые на основании типологических критериев, подкреплённых этнокультурными и антропологическими аргументами, ошибочно относили к Х. я. многие языки Африки, в т. ч. ряд нилотских языков, язык фула, готтентотские языки и др. Эта концепция известна в африканистике как «хамитская теория». Термин «хамитский» использовался в составных наименованиях: чадо-хамитские языки (современное название - чадские языки), нило-хамитские языки (современное название - нилотские языки). Дальнейшие исследования (М. Коэн, Дж. Х. Гринберг) показали отсутствие особого хамитского единства в рамках семито-хамитской семьи, противопоставленного семитским языкам. Языки, ранее включавшиеся в число хамитских, представляют, наравне с семитскими языками, ряд самостоятельных групп в составе семьи так называемых семито-хамитских языков, по современной терминологии - афразийских языков. Термин «Х. я.» более не употребляется. В. Я. Порхомовский. |
Ханму́н - кореизированная форма древнекитайского письменного языка вэньянь (см. Китайский язык), литературный и деловой язык феодальной Кореи (первые века н. э. - конец 19 в.). Оторванный от народно-разговорного корейского языка, ханмун обладал наддиалектным характером и был универсальным средством письменного общения. Китайский язык стал письменным языком в средневековых корейских государствах Когурё, Пэкче и Силла (самые ранние памятники на ханмуне относятся к 4-5 вв.); в Корее он подвергся различным изменениям. Китайские чтения иероглифов, проникшие из разных районов Китая и в разное время, были приспособлены к фонетической системе корейского языка, образовав так называемое кореизированное чтение иероглифов и особую фонологическую подсистему, отличную от имеющейся в исконно корейской лексике, со своими типами слогов и сочетаниями звуков. Изменились значения некоторых иероглифов, создавались новые иероглифы (около 250) для выражения специальных понятий и целые системы для иероглифической передачи корейских слов (см. Иду). В ханмуне употреблялись свои устойчивые словосочетания, а китайские идиомы иногда подвергались «опрощению»; в некоторых случаях нарушался порядок слов ханмуна под влиянием корейского языка. В отличие от вэньяня, понятного только для читающего «про себя» и невоспринимаемого на слух, ханмун имел особые способы чтения путём добавления в тексте пояснительных знаков и грамматических показателей и путём прямого устного чтения - перевода на корейский язык. Ни попытки приспособить китайское письмо к записи корейского агглютинирующего языка, ни введение корейского фонетического алфавита в середине 15 в. (см. Корейское письмо) не отразились на статуте ханмуна. Вплоть до 1894 он оставался письменным языком государственного управления, культуры и образования привилегированных классов в Корее. На ханмуне написана вся научная и историческая литература корейского средневековья и создана художественная литература - так называемый ханмунхак. Лишь с конца 19 в. получило широкое распространение комбинированное китайско-корейское идеографически-фонетическое письмо. Ханмун явился источником создания значительного слоя ханмунной лексики (от 20% в лексике художественной литературы до 80% в лексике научной литературы). В КНДР и в Южной Корее в связи с пуристическим процессом «упорядочения языка» многие ханмунные слова заменяются исконно корейскими образованиями.
Л. Р. Концевич. |
Ханты́йский язы́к (остяцкий язык) - один из финно-угорских языков (обско-угорская группа). Распространён в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (Тюменская область), в Александровском и Каргасокском районах Томской области. Число говорящих 14 тыс. чел. (1979, перепись). Имеет 2 основных диалектных массива: западный (собственно хантыйские диалекты, в т. ч. казымский, шурышкарский и др.) и восточный (кантыкские диалекты, в т. ч. сургутский, ваховский и др.). Западные и восточные диалекты имеют значительные различия в фонетике, морфологии и лексике. Фонетика западных диалектов, в отличие от восточных, характеризуется спирантизацией некоторых нефрикативных согласных, отсутствием чередований гласных в корне, отсутствием ряда звуков: ä переднего ряда, å лабиализованного и др. В морфологии для западных диалектов характерен синкретизм падежей (есть 3 падежа - основной, дательно-направительный, местно-творительный). В восточных диалектах различаются до 8 падежей. Различия в лексике распространяются на слова основного словарного фонда. Письменность появилась после Октябрьской революции 1917 сначала на основе латинской (1930), затем русской (1937) графики. Произведения художественной литературы создаются на диалектах - казымском, шурышкарском, среднеобском; теле‑, радиопередачи и газетная публицистика - на казымском диалекте.
Н. И. Терёшкин. |
Характероло́гия - см. Типология лингвистическая. |
Хара́ри (харэрыння, адэрыння) - один из эфиосемитских языков. Самоназвание gē sinān - ‘язык города’, так как это язык мусульманского населения г. Харэр с окрестностями, расположенного в 350 км к востоку от столицы Эфиопии - Аддис-Абебы. Число говорящих около 35 тыс. чел. Фонологическая система имеет общие для южных эфиосемитских языков черты (переход палатализованных дентальных в аффрикаты, l > e/i в ряде позиций, позиционное выпадение b и m и др.), однако более консервативна (сохраняются ḥ < *ḫ, *ḥ, *h и частично ʻ < *ʕ, *ʼ). В харари, как и в других семитских языках мусульман Эфиопии (звай, селти, отчасти волане, тигре), не сохраняются лабио-велярные. Для морфологии характерны маркирование имперфектива изъявительного наклонения глагола в главном предложении с помощью постпозитивных спрягаемых форм вспомогательного глагола allä < *hlw ‘быть’, ‘иметься’; употребление основы юссива для выражения отрицательного наклонения имперфектива в придаточном предложении (черта, отличающая харари от других эфиосемитских языков); функционирование сложного имперфектива с *hlw в придаточных определительных (черта, общая для юго-восточных эфиосемитских языков, а также тиграй и тигре); нейтрализация оппозиции рода местоимений и глагольных аффиксов во множественном числе (черта, общая для всех южных эфиосемитских языков, кроме южно-периферийных). Харари подвергался сильному влиянию со стороны как кушитских языков - восточносидамских, оромо, сомали, так и семитских языков - амхарского и арабского (последнего как языка ислама). Имеется небольшое количество письменных памятников в арабской графике (в основном 18 в.) на «старохарарском» языке.
А. Ю. Милитарёв. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ха́ттский язы́к (протохеттский язык) - древнейший язык северо-восточной Малой Азии. Был вытеснен индоевропейскими языками (хеттским и палайским). Собственной письменности не имел. Сохранились обращения к богам, вкрапленные в хеттские клинописные тексты. Понятны только тогда, когда снабжены хеттским переводом. Язык агглютинативный. Дифференциация имени на существительное и прилагательное отсутствует. Основам могут предшествовать локативные элементы типа предлогов или превербов. Грамматические отношения глагола выражаются преимущественно цепочкой префиксов, расположенных в неизменной последовательности; существуют группы префиксов, занимающих альтернативно одну позицию. Обычно заняты 3-4 позиции из 10. Префиксы выражают (в последовательности от начала слова к основе) запрещение, пожелание, локатив при субъекте действия, рефлексив, субъект в единственном и множественном числе, локатив при субъекте состояния, субъект состояния. Мнения о наличии в глаголе показателей времени и лица расходятся. Грамматические отношения имени выражаются префиксами и суффиксами, последние передают общекосвенный, дательный и отложительный падежи. Двусубъектное спряжение глаголов и дифференциация глаголов действия и состояния позволяют считать Х. я. эргативным. Мысль о родстве Х. я. с абхазско-адыгскими языками поддерживается сходством их глагольных структур, но неясность фонологического облика формантов Х. я., приблизительность сведений об их значении и к тому же три тысячи лет интервала между сравниваемыми языками делают это сопоставление несколько неуверенным, однако исследования Вяч. Вс. Иванова, по-видимому, устанавливают материальное родство Х. я. с западнокавказскими.
И. М. Дунаевская. |
Ха́уса - один из чадских языков. Распространён в Северной Нигерии и прилегающих районах Нигера (исконный ареал хауса), а также в Камеруне, Гане, Бенине, Того и других странах. Общее количество говорящих, видимо, достигает 30-40 млн. чел. С 16 в. хауса распространяется в Западном и Центральном Судане как лингва франка и является основным средством межэтнического общения в Западной Африке. Был официальным языком автономной Северной Нигерии до административной реформы 1967. Основные диалекты хауса - кано, кацина, сокото, зария, хадеджиа, дамагарам, гобир и другие - весьма близки между собой, наибольшие грамматические отличия, главным образом в глагольной системе и в личных местоимениях, наблюдаются в северо-западной диалектной зоне (Нигер и прилегающие районы Нигерии). Фонетика и грамматика хауса типичны для западно-чадских языков, среди которых он образует вместе с языком гвандара особую общность. В 19 в. (до английской колонизации) хауса развивался под сильным арабским влиянием, позднее появляются многочисленные заимствования и кальки из английского, в Нигере - из французского языков. Литературный хауса сложился на базе койне кано в 19-20 вв. Письменность (зафиксирована с конца 18 в.) на основе арабского алфавита (т. наз. аджами); с конца 19 в. используется латинский алфавит с некоторыми добавлениями. Традиционная и религиозная исламская литература использует письменность аджами, этот вариант письменно-литературного хауса практически лишён заимствований из европейский языков, в нём гораздо больше арабизмов, чем в «стандартном» хауса, имеются и грамматические отличия, соответствующие западным диалектным нормам (диалект сокото).
В. Я. Порхомовский. |
Ха́уса-кото́ко языки́ - см. Чадские языки. |
Хварши́нский язы́к - один из цезских языков. Распространён в Цумадинском районе Дагестанской АССР. Число говорящих свыше 1 тыс. чел. (1979, оценка). Имеет собственно хваршинский (село Хварши) и инхокваринский (сёла Инхоквари, Сантлада, Квантлада, Хвайни) диалекты, различия между которыми значительны: в инхокваринском диалекте сохранились фарингализация, гласный «ы», отдельный творительный падеж (в хваршинском диалекте он совпал с дательным падежом) и др. Для Х. я. характерны влияние (особенно в инхокваринском) андийских языков в фонетике (различие шумных по силе) и лексике (обилие андийских заимствований, например рикӀа ‘ключ’, релъа ‘ночь’); простое основообразование субстантива; наличие 6‑го согласовательного класса; явления ассимиляции и метатезы в глагольном формообразовании: *лезше > лессе, *лӀесйа > лӀейса; типологическая нейтральность основных синтаксических правил при эргативности падежной и согласовательной систем. Язык бесписьменный.
Я. Г. Тестелец. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хиналу́гский язы́к - один из лезгинских языков. Некоторые исследователи считают Х. я. самостоятельной ветвью нахско-дагестанских языков. Распространён в селе Хиналуг Кубинского района Азербайджанской ССР. Число говорящих около 3 тыс. чел. (1979, оценка). Диалектов не имеет, но отдельные различия характерны для речи того или иного квартала села Хиналуг. Вокализм Х. я. характеризуется наличием простых (а, и, о, у, е, ы) и умлаутизированных (аь, оь, уь) гласных. Все гласные могут назализоваться. В сфере консонантизма представлены глухие смычные преруптивы (пп, тт, кк, цц, чч), фарингальные спиранты гӀ, хӀ. Глухие спиранты в интервокальной позиции могут усиливаться. Ударение слабое, разноместное. Существительное имеет категории именного класса, числа и падежа (16 падежей, в т. ч. 12 местных). Имена распределяются по 4 грамматическим классам. Счёт в Х. я. - двадцатеричный. Числительные делятся на количественные, дробные, кратные и разделительные; порядковые заимствованы из азербайджанского языка. Глагол обладает категориями класса, времени, наклонения, вида. Широко представлены направительные глагольные превербы, в окаменелом (непродуктивном) виде встречаются также и локальные превербы. Для синтаксиса Х. я. характерно простое предложение в номинативной, эргативной и дативной конструкциях. Основные способы выражения синтаксических связей - согласование, примыкание, интонация. Язык бесписьменный.
У. А. Мейланова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хира́гана - см. Японское письмо. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хотаноса́кский язы́к - один из иранских языков. Обычно рассматривается как язык восточноиранский, хотя точное определение его места в классификации иранских языков наталкивается на трудности, связанные с интерпретацией графики. Был распространён во 2‑й половине 1‑го тыс. на территории Хотанского оазиса на юге современного Китайского Туркестана, к нему примыкали близкородственные сакские диалекты (тумшукскосакский, кашгарскосакский и др.), представленные значительно меньшим количеством текстов. От других среднеиранских языков отличается архаической грамматикой: до 7 падежей, активное и медиальное спряжение в настоящем времени глагола, 2 типа спряжения в прошедшем времени. Для лексики характерно большое количество буддийско-санскритских заимствований, кальки буддийских терминов. В текстах можно различить 2 разновидности языка: более архаическую и более позднюю, с распадом флексии, сложившуюся, по-видимому, в хотанской колонии в Дуньхуане. Хотаносакские тексты записаны центральноазиатским брахми (см. Индийское письмо) и датируются 9-10 вв. Среди них много сутр махаянистского канона, большой оригинальный буддийский текст («Книга Замбасты»), медицинские тексты, итинерарии, деловые документы, лингвистические памятники (разговорники, транслитерации иноязычных текстов).
Л. Г. Герценберг. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хурри́тско-ура́ртские языки́, |