Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАБ"-"ПАТ")
виноградная ветвь. |
ж. р. павлин (птица). |
|
и Малая вечерня. |
виноградная лоза. |
крыша, кровля. |
|
десятый месяц египетского календаря, соответствует июню. |
покрывало. Чин церковного венчания; пелена, покров. Кормч. 20. |
сделанный, сшитый из шелковой или хлопчатобумажной ткани. Прол. февр. 10. |
1) пагуба, погибель; 2) чума; 3) гибель, злосчастие, бедствие; 4) мор, язва; 5) пропажа, утрата. |
влекущий за собой пагубу, беду. Прол. февр. 12. |
глаг. (греч. ἐπέρχεσθαι) 1) приходить, идти против; 2) настаивать, возвращаться, наказывать; 3) падать. . (Быт. 17, 3). |
ров, пропасть; падение (Прол. окт. 26); разрушение (Прол. янв. 11, 1 к.). |
сущ. (греч. πτῶμα) падаль, падшее тело, труп; (κατάπτωσις) падение. (Лук. 2, 34). (Пс. 109, 6). (Пс. 109, 6). |
1) глубокая долина, ложбина; 2) горный густой сок и нерасплавившиеся рудные части, засоряющие шпур или выпускное отверстие плавильной печи. |
то же, что упасть. Прол. мая 17. |
сущ. корм для скота; пастбище. (Быт. 43, 24). (Иоан. 10, 9). |
сущ. вязанка; сноп. (Иис. Нав. 2, 6). |
стебель без листьев; мякина. |
напрягать, устремлять, обращать внимание. |
остерегаться. |
задняя щиколотка у четвероногих животных (Псал. 68, 36; Левит. 11, 3); у людей: последние фаланги пальцев. |
|
нареч. (греч. πάλιν) опять; с другой стороны, напротив. (Гал. 5, 3). (Марк. 2, 13). |
(παλιγγενεσία) возрождение; новая жизнь; лучшее бытие. |
вновь возвещенный, повторенный. Мин. мес. янв. 30. |
новая, духовная жизнь, которую человек получает в таинстве крещения от действия Св. Духа, благодатное возрождение. |
1) водная бездна, пропасть, во-доворот, пучина; 2) отлив в море. |
глаг. (греч. βλάπτω) причиняю зло, вред. (Прем. 18, 2). |
сущ. (греч. σκόλοψ) жало. (2 Кор. 12, 7). |
(σφαλερῶς) на беду. |
|
сущ. пощечина, упрек, укор, выговор, вред, бремя, тягость, беспокойство, тревога, оскорбление, нарушение закона, обида, повреждение.; (ἀδικέω) - причиняю вред (Откр. 9, 19); (κολαφίζω) бью по щекам (Мф. 26, 67), мучу. [ ] (Матф. 26, 67). (2 Кор. 12, 7). |
причиняю зло, вред; гажу, порчу, делаю негодным. (Уст. церк. гл. 2). |
сухари. |
обгоревший лес. |
(греч.) рука, длань. Прозвание св. Григория, apxиепископа фессалоникийского. Tpиод. л. 215. |
сущ. царский двор и все государственные чины: (Больш. ект.) |
служитель гражданского правосудия, который наказывает виноватых. |
(греч.) древность. Церковные книги, в которых собраны древности, касающиеся церкви. |
1) возгорание, пожар; 2) пол, помост (редко). Прол. сент. 26. |
страна в Малой Азии, где жил и страдал Иисус Христос; название произошло от филистимлян, занимавших береговую линию от Кармила до египетской границы (Быт. 10, 14). |
сущ. (греч. παλαίστρα) арена, место, где происходила борьба атлетов. (2 Макк. 4, 14). |
(лат.) плащ, мантия (послед. мал. схим.). |
место сжигания, огнище; костер. Мин. мес. март. 29. |
попаляющий, сжигающий. Кан. Пятьдесятн. |
сущ. 1) (греч. ῥάβδος) палка (1 Кор. 4, 21); (βακτηρία) посох. В православной церкви: одна из принадлежностей apxиерейского облачения - четырехугольный плат, за один угол привешиваемый на поясе к правому бедру apxиерея. Как и священнический набедренник, палица знаменует духовный меч, т. е. оружие слова Божия, которым apxиepeй должен быть вооружен против ересей и заблуждений. (Иер. 48, 17). (1 Цар. 17, 40) |
сущ. (греч. ῥαβδοῦχος) городской служитель или ходящий с палкой. (Деян. 16, 35. 38). |
вязанка смокв. |
(φλογίζω) разжигаю; распаляю, пылаю. |
палящий, пламенеющий. |
прибрежная провинция Малой Азии, между Киликией и Ликией. |
напоминатель. |
сущ. (греч. ὑπομνηματισμός) памятная записка, хроника, мемуар. (2 Макк. 2, 13). |
сущ. (греч. ὑπομνηματόγραφος) канцлер, хранитель просьб, поданных на царское имя. (1 Пар. 18, 15). |
глаг. помнить, вспоминать. (Евр. 11, 22). |
помняший старину. |
книжка или тетрадка, содержащая имена усопших, которые поминаются на проскомидии и панихидах. |
комментарий, подстрочное толкование. |
6 ноября по ст.ст. В царствование Льва Великого 6 ноября 472 г. улицы Константинополя покрыл черный и горячий прах - зола, вероятно от извержения какого-то вулкана, „выше мужской пяди"". Это событие произвело столь тяжелое впечатление на жителей столицы, что они занесли его в богослужебные месяцесловы (Еп. Сергий. Полн. месяцеслов Востока. Т. 2. С. 350).. |
сосуд наподобие миски с ручкой и поддоном, на котором прилагается панагия, т. е. хлеб, возносимый в честь пресвятой Богородицы. |
(греч. παναγία (εἰκών) 'всесвятая') 1) образ Спасителя или Божией Матери,который apxиерей носит на груди в напоминание своего долга носить в сердце своем Господа Иисуса и возлагать упование свое на за-ступничество Пречистой Матери Его; 2) просфора, возносимая в честь Пресвятой Богородицы. Уст. церк. 8 об. |
(παραμονάριος) церковный сторож; см. . |
кодекс римского права в 50 томах, изданный императором Юстинианом въ 530 г. |
(греч. всех приемлющий) 1) гость, странноприимец; 2) название книги: . Прол. дек. 10. |
(πανήγυρις) общественное празднество рыночного дня. |
|
люстра, светильник. Обычно имеет более 12 гнезд для свечей или мест для доставления лампад, расположенных кругообразно в несколько рядов, закрепляется под куполом храма. |
(греч. παννυχίς < πᾶς 'весь', νύξ 'ночь', ᾄδω 'пою') всенощное священнослужение. Панихидой в собственном смысле слова следовало бы называть всенощное бдение, совершаемое в воскресные и праздничные дни и любое богослужение, сходное по структуре с всенощным бдением, т. е. содержащее псалмы, ектении великую и сугубую, Бог Господь или аллилуия, стихиры, седальны, канон, эксапостиларий и хвалитны. В этом смысле панихидами могут быть названы молебны, последования елеосвящения и погребения. У нас панихидой называется только одно молебное пение об усопших, так как другие молебствия, которыя могли бы быть названы панихидой, получили свои собственные наименования. Краткое моление об умерших называется литией. Панихиды по усопшему служат как до его погребения, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни, а также в дни его рождения, тезоименитства и смерти. Кроме поминовения каждого усопшего в отдельности церковь установила определенные времена года, когда творится поминовение всех усопших отцовъ и братьев по вере. Такие панихиды называются родительскими и вселенскими. Они совершаются в субботу мясопустную, троицкую, дмитриевскую (26 окт. по ст. ст.), субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы св. Четыредесятницы, а также в Фомин понедвльник или вторник и 29 авг. по ст. ст. |
колодезь, цистерна, чаша. |
чаша. |
языческий храм с изображениями всех римских богов; в 607 г. обращен в храм всех святых папой Бонифацием IV. |
заразный струп. |
второй месяц египетского календаря, cooтветствует октябрю. |
сущ. (греч. πανθήρ) пантера, барс, львица. (Осии 13, 7). |
|
(πάππας) папа римский. |
папирус, египетское растение, из которого изготавливали материал, на котором писали. |
состоящий, сделанный из папируса. Прол. февр. 12. |
(παππίας) достоинство. |
(παπλῶμα) покрывало, покров. |
сущ. (греч. ἀτμίς) пар. (Иак. 4, 14). |
(греч. смельчаки, отважные люди) церковная должность в первые века христианства, в обязанности параволана входило ухаживать за больными бедными людьми. В Александрии их число доходило до 600 человек; они избирались епископами того места из разных сословий (Код. Феод. прав. 43. У греков параволанами назывались нанимавшиеся сражаться за деньги с дикими зверями и подвергавшие свою жизнь опасности. |
сад, рай, ограда. |
(греч.) придел. В церквах, где имеется не один, а два или более освященных престолов, средний называется главным, а остальные - пара-екклисиями, т. е. прибавленными, приделанными церквами, приделами. |
(греч.) то же, что кандилодержатель, пономарь, зажигающий светильники (Уст. церк. гл. 1). |
(греч.) покорное прошение, усердная молитва: Параклис Пресвятей Богородице - молебен, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии См. в Канониках, Часослове и Псалтири с восследованием. Иногда параклисом называют особый придел храма в честь „Похвалы Богородицы"" (например, в Успенском соборе Московского Кремля). |
(греч.) утешитель. Наименование в церковных книгах Св. Духа. Мин. мес. нояб. 9. |
(τοῦ παρακλήτου) утешителев. |
название библейской книги. Первоначально в еврейской Библии, две книги „Паралипоменон"" составляли одну под общим названием Дибрегайомим (Слово дней, т. е. Летописи), ср. в латинской Библии в переводе бл. Иеронима Chronicorum (отъ греч. χρόνος), т. е. книги Летописей. В Септуагинте эта книга разделяется на две, обе называются Παραλειπομένων (πρῶτον и δεύτερον), что обыкновенно переводят как ""книги об остальном (от παραλείπω) или пропущенном"" (в других книгах, а именно Царств). Правильнее Παραλειπομένων переводить ""о прошедшем"", что равнозначно евр. гайомим, ср. в Александр. кодексе Библии: Παραλειπομένων βασιλέων Ιυδα А', и βασιλέων В', т. е. о древних царях и царствах. |
|
|
, (греч.) принадлежность монашеского облачения, небольшой четырехугольный платок с изображением страстей Го-сподних, который привязывают к телу шнурами и носят под одеждой (также называется аналав) (Послед. вел. aнг. образ.). |
|
пономарь, соврем. алтарник - клирик, в обязанности которого в древней церкви входило безотлучно охранять священные места, наблюдать за храмом, возжигать и гасить светильники. Парамонари должны „просфоры, вино, воду, фимиам и огонь в алтарь внести, свещи же вжигати и угасати, кадильницу и теплоту приуготовляти и иерею подавати, алтарь весь чинно и часто умести и очищати: сице землю от всяких уметий, яко же и стены и верх кровный от праха паучины"". В Типиконе (гл. 1, 2 и др.) парамонарь называется параекклисиархом или кан-диловозжигателем. |
(παραμονή) бдение, предпразднество. |
церковная книга (Ип. л.), в которой собраны паремии празд-ников Господних, Богородичных и нарочитых святых, читаемые на Великой вечерне после Свете Тихий. |
фараон. |
запечатанный. |
пятница. |
Великая пятница. |
1) то же, что (Песн. песн. 4, 8); 2) то же, что (Сир. 28, 26). |
(греч.) рысь, см. . |
|
|
щепочка, лучинка. |
лучший. |
(греч. пословица, притча) чтения из Ветхого (иногда Нового) Завета, которые содержат или пророчества о вспоминаемом в положенный день событии, или приточное, прикровенное указание на цель установления праздника. Паремии читаются главным образом на Великих вечернях после входа и прокимна, совершаемых на праздники с полиелеем или бдением. Читаются также на великопостных часах (на 6-м часе), на царских часах, на утрене в Великую субботу, при великом водоосвящении. |
высоко летать. (Откр. 12, 14). |
сущ. (греч. ὄμφαξ) незрелый виноград (Иез. 18, 4); (ἐπιφυλλίς) то же. (Мих.7, 1). |
(греч.) 1) приход, относящийся к какой-либо церкви. Кормч. 288 об.; 2) округ из нескольких приходов вроде нашего благочиния ( несколько парохий состав-ляют enapxию). |
(греч.) прихожане. Требн. гл. 23. |
|
имя народа (Деян. 2, 9). Парфия - страна в Азии между рекой Индом с востока и Тигром с запада. |
|
|
пасынок, сын мужа или жены (Кормч. 1816 г. гл. 50 л. 149 об.). |
чтение в пятки 1-й, 2-й, 3-й и 4-й седмиц св. Четыредесятницы на повечерии, евангелия о страданиях Христовых. Перед чтением поется „Тебе одеющагося светом, яко ризою"", а после чтения - „Приидите, ублажим Иосифа..."". Пассии отправляются в церквах юго-западной России. |
сущ. (ποίμνιον) пасущееся стадо; стадо овец (Втор. 28, 18); христиане, находящееся под духовным водительством пастыря церкви. |
сущ. (греч. βουκόλια) крупный рогатый скот. (τά ποίμνια και τά βουκόλια) - мелкий и крупный рогатый скот (1 Цар. 30, 20). |
(ποιμαίνω) 1) пасу; 2) (ἀνάγω) веду, руковожу. |
глаг. согрешить, впасть в грех, особенно против седьмой заповеди. Не пался ли ecu с кем? (Требн. Л. 27 об.). |
сущ. (греч. παστοφόριον) притвор храма. (1 Макк. 4, 37). |
1) начальство над пастырями; 2) apxиерейский сан. Жит. Злат. 158 об. |
сущ. (греч. ποιμήν) 1) пастух (Акаф. Богород. ик. 4); 2) руководитель в духовной жизни; попечитель, промыслитель (Акаф. Богород. кан. 10). Пастырие свиряюще ужасно светоявление получиша (Кан. Рожд. Христ. песн. 7, троп. 1). |
сущ. (греч. Πάσχα от древнеевр. phesach - буквально 'переход, перемена мест' и греч. πάσχω 'страдаю') 1) праздник, учрежденный в воспоминание перехода евреев из египетского рабства в обетованную землю Ханаанскую; 2) пасхальный агнец, которого, по закону Моисееву, евреи съедают в этот праздник с пресным хлебом и горькими травами; 3) в православной церкви и Новом Завете: праздник Воскресения Христова; сам пострадавший за нас и воскресший Иисус Христос. (Исх. 12, 21). (1 Кор. 5, 7). Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! (Пасх. кан., песн. 1). |
ряд вычислений, посредством которых на каждый год опре-деляется день Св. Пасхи и других зависящих от Пасхи праздников. Пасхалии обычно прилагаются в конце церковных книг (Псалтири с восследованием, Устава, Месяцеслова и др.). |
(лат) отец. Предисл. на Кормч.; католический священник. |
(греч.), или отечник, книга, содержащая жиития святых отцов, которая по церковному уставу читается между службами, особенно за трапезой в монастырях. |
|
содержащийся въ патерике. Прол. авг. 31. |