Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Школьный этимологический словарь русского языка
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

евангелие

Заимств. из ст.-сл. яз., где оно из греч. euaggelion «евангелие» < «добрая весть», сложения eu «добро, хорошо, благо» и aggelia «весть». См. ангел, благородный.

евнух

Др.-рус. Заимств. из греч. яз., где eunouchos «евнух, охраняющий постель» - производное от eunē «постель, ложе». Ср. историзм постельничий.

егерь

Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Jäger «охотник» - суф. производное от jagen «охотиться, гнать, преследовать». Первоначальное егер > егерь под влиянием слов типа лекарь, токарьи др.

егоза

Искон. Происхождение неясно. Можно объяснить как суф. производное (суф. -оз-а, ср. стрекоза) от егать «суетиться, бегать», в диалектах еще известного.

еда

Общеслав. Производное от *ědti «есть». См. есть (1), яд, ср. травоядный.

едва

Заимств. из ст.-сл. яз., где оно восходит к общеслав. *jedъva, сложению ограничительных частиц *jedъ «только» и va- тж. Ср. лит. võs «едва, только». Едва буквально - «только-только». Искон. одва в диалектах еще известно. См. единый, один.

единый

Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является местоименной формой общеслав. *jedinъ, сложения ограничительной частицы jedъ (см. едва) и числит. inъ «один» (см. иной). Единый буквально - «один-единственный».

едкий

Искон. Суф. производное от той же основы, что и есть (1) (< *ědti). Буквально - «такой, который ест; разъедающий». Ср. горький.

еж

Общеслав. Этимология точно не установлена. Одни ученые объясняют как родственное латышск. ezis «еж», нем. Igel - тж., греч. echinos - тж., echis «змея», др.-инд. áhi - тж., арм. iž «гадюка» и толкуют как табуистическое название ежа как «пожирателя змей». Другие (что кажется менее вероятным, хотя поддерживается большинством ученых) возводят это слово к индоевроп. *eg’h- «колоть»; в соответствии с этим еж буквально - «колючий; с иголками».

еже

Общеслав. Сращение формы ср. р. относительного местоим. je (см. иже) и частицы же. См. также он. Еже буквально - «который».

ежевика

Искон. Суф. производное от ежевая (ягода). Кустарник назван по шипам на его побегах. Ср. шиповник. См. еж.

ежели

Искон. Объясняется по-разному. Одни ученые выводят из *е(есть)-же-ли, сращения 3-го л. ед. ч. глагола быть, частиц же и ли, ср. чешск. jestlže - тж. с тем же составом, если. Другие объясняют как сращение местоим. е (см. еже) и частиц же и ли.

езда

Общеслав. Суф. производное (ср. борозда, узда) от *jěti «ехать». См. ехать.

екнуть

Общеслав. Суф. производное от *jek (> ек), в др. слав. яз. еще известного, ср. чешск. jek «вскрик», сербохорв. jek «эхо» и т. д.

еле

Общеслав. Сращение *je (см. еже) и частицы ле как вариант ли.

елей

Заимств. из ст.-сл. яз., где оно из греч. elaion «елей» < «оливковое масло». См. олива, маслина.

елозить

Искон. Из елзать, параллельного образования к ерзать с меной л - р. Ср. ерошить < ершить.

ель

Общеслав. Суф. производное (суф. -l-) от индоевроп. корня *edl- «острый, колючий». Дерево названо по колючей хвое. Сочетание dl > л, ср. сохранившиеся в западнослав. яз. формы: чешск. jedle, польск. jodła «пихта» и т. д.

емкий

Искон. Суф. производное от ем «большой объем чего-л.», в диалектах еще известного, образованного от *jemti (> ять, ср. взять, обнять и т. п.). Буквально - «большого объема». См. взять, объем.

епископ

Заимств. из ст.-сл. яз., где епископъ < греч. episkopos «глава христианской общины» < «надзиратель», суф. производного от episkopeō «наблюдаю, смотрю за кем-л.». Буквально - «надзиратель».

ералаш

Заимств. в XIX в. из тюрк. яз., где аралаш «вперемешку» > «мешанина, беспорядок» - суф. производное от ара «между».

ерепениться

Искон. Возвратная форма к ерепенить «задираться», вероятно, суф. производному от ера «задира» < «непоседа».

ересь

Заимств. из ст.-сл. яз., где ересь < греч. hairesis «секта» < «выбор» (т. е. альтернатива), суф. производного от haireō «избираю». Ересь буквально - «выбранное как истинное» (из какого-л. учения), которое не соответствует принятым в последнем догмам. Значение «чепуха, неправда» - позднее.

ерзать

Искон. Суф. производное от ерзый «непоседливый», того же корня, что и ера (см. ерепениться), диал. елзать, елозить с л вм. р, ср. крик - клик и т. д.

ерошить

Искон. Суф. производное от ероха «человек с всклокоченными волосами» (ср. диал. ерохи «игра по взъерошиванию волос на голове друг у друга», ерохтиться «ершиться» и т. д.), восходящего к ероха «ежик, ерш». См. ерш. Ср. взъерошить.

ерунда

Искон. В рус. лит. яз. вошло в XIX в. из арго семинаристов, где первоначальное герунда возникло на базе лат. gerundium «герундий». Герундий - одна из трудно усваиваемых чужих (ср. чушь) грамматических форм. См. галиматья.

ерш

Искон. Того же корня, что и ероха (см. ерошить), ср. диал. ерош «ерш». Ёрш буквально - «рыба с торчащими (и значит, колючими) плавниками».

ершиться

Искон. Возвратн. форма к ершить «сердить кого-л.», в диалектах еще известному, суф. производному от ерш. Ср. ощетиниться.

если

Заимств. в XVI в. из польск. яз., где jeśli < jestli, сращения jest (3-е л. ед. ч. от być «быть») и li (см. ли).

естественный

Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от естьство «природа, натура», калькирующим греч. ousia. Ср. естествознание, т. е. «природознание» (слово появилось во второй половине XIX в.). Естественный буквально - «натуральный, какой есть».

есть (1)

есть (1) (кушать). Общеслав. индоевроп. характера (ср. лат. edo «ем», др.-инд. admi «ем», нем. essen «есть» и т. д.). Соврем. есть < *ědti; dt > tt > ст, ср. вести. Есть буквально - «принимать пищу, еду».

есть (2)

есть (2) (хорошо, согласен, слушаюсь!). Искон. Возникло в результате скрещения глагола есть «имеется» (3-е л. ед. ч. от быть) < есть будет (ср. Есть будет царское величество и т. п., с XVI в.) и англ. yes «да». См. нет.

ехать

Общеслав. Суф. производное от *ěchъ, образованного с помощью суф. -х- (ср. смех, спех, грех и т. п.) от *jěti, *jati «ехать», в некоторых слав. яз. еще известного, ср. ст.-польск. jać, чешск. jeti и др. Первоначально обозначало, как показывает др.-инд. yāti «идти, ехать», процесс как езды, так и ходьбы.

ехидство

Искон. Суф. производное от ехида, возникшего в качестве обратного образования (ср. и см. зонт) на базе старославянизма ехидна < греч. echidna «змея, злая и коварная женщина» (от echis «змея» муж. пола).

еще

Общеслав. Происхождение неясно. Возможно, представляет собой сложение (с инфиксом -s-) частиц ed- (см. едва) и ke (> че, ср. др.-рус. аче «если»). Исходное *edske после упрощения ds > s изменилось в *eske и затем в еще (ср. лоск и лощина, см., и т. п.). Еще буквально - «снова, опять» (как добавление к чему-л.).

Предыдущая страница Следующая страница